14.08.2009 | Ольга Мефодьева

Сомнительный PR для сомнительного имиджа

На днях представители руководства Южной Осетии и Абхазии сообщили о том, что республики наняли американское пиар агентство Saylor Company для того, чтобы улучшить отношение Запада. По словам республиканских чиновников, теперь на страницах ведущих журналов европейцам и преимущественно американцам будут рассказывать о развитии демократии в этих республиках, о грузинской агрессии и российской помощи. Одно из российских печатных изданиях усомнилось в профессионализме нанятого пиар агентства, а «Политком.ру» и вовсе сомневается в результативности подобных стремлений властей Южной Осетии и Абхазии.

После августовской войны в 2008 году многие эксперты констатировали, что Россия, эффектно отбив грузинские военные подразделения, с треском проиграла информационную войну на страницах западных газет и журналов. Очевидно, стоит напомнить читателю, какие только эпитеты не присваивались Москве в оценке ее действии на Кавказе. Так, например, в статье английской The Times от 10 августа 2008 года с символичным названием «Как Грузия попала в расставленную врагами ловушку» демократичный «харизматичный юрист Михаил Саакашвили», стремящийся оказаться в рядах «Европейского Союза и НАТО», противопоставлялся диктаторской России, которая «использует любое проявление слабости и нерешительности Запада». В американской The New York Times от 10 августа 2008 года автор статьи «Столкновение в Грузии – урок для США о роли России» предупреждал: «Стратегически, русские посылают сигналы о том, что они действительно хотят размять свои мышцы, и разочарованы прецедентом Косово». В этом же издании в материале под заголовком «Сойдет ли это с рук России?» премьер-министра Владимира Путина был поставлен в один ряд с Ху Цзиньтао и Махмудом Ахмадинежадом, которым присваивается категория диктаторов-фанатиков, а политика бывшего президента России сравнивается с «масштабами нацистской Германии или Советского Союза». Продолжать этот список статей можно бесконечно долго.

Безусловно, негативная ценностная окраска действий России во время августовских событий проецируется и на «мятежные» грузинские регионы, которые воспринимаются как противники демократизации и марионетки Москвы. По всей видимости, осознав этот печальный факт, руководство Южной Осетии и Абхазии и решило нанять американское пиар агентство Saylor Company. Как сообщил уполномоченный президента Южной Осетии Давид Санакоев, американская компания будет «напоминать миру о жестоком нападении грузинских войск на мирное население в Цхинвали в августе, ведать о том, как российская армия спасла гражданское население Южной Осетии, противостоять дорогостоящей и агрессивной политике, проводимой грузинским правительством», объяснять, что «независимость от Грузии бесповоротна после августовских событий». Для Абхазии, по информации помощника президента республики Кристиана Бжания, Saylor Company будет выполнять другое техзадание, в рамках которого западному миру будут рассказывать о «шагах, предпринимаемых Абхазией для построения демократии, включая свободные выборы, развитие правовой системы, построение сильной экономики и защиту грузинского и остальных национальных меньшинств». Также пиар агентство будет приводить аргументы западному обществу о «необходимости российского военного присутствия для защиты Абхазии от вооруженной агрессии со стороны Грузии». По всей видимости, тематическая составляющая пиар кампании обусловлена российским финансированием этого сомнительного проекта по улучшению имиджа кавказских республик.

Сомнительность этого начинания обусловлена, во-первых, как это выяснила газета «Коммерсант», не самым высоким классом выбранного пиар агентства, во-вторых, неадекватностью техзадания. Если еще рассказ о демократическом развитии Абхазии, может быть, и будет хоть как-то воспринят американцами и европейцами, то прямые обвинения в адрес Грузии в агрессии и восхваления России как спасителя - уж точно вызовут сомнение и недоверие. Как правило, при создании позитивного имиджа страны за рубежом - что чаще всего достигается распространением позитивного комплекса идей и ценностей об этом государстве - пиарщики используют не прямое упоминание месседжа, а выражают его опосредованными идеями. Скажем, публичный образ Абхазии можно улучшить, распространяя информацию о ее великолепной природе. Ну, и главное, наверное, о чем уж точно не стоит забывать – это о качественных изменения в самих республиках, о комплексном финансировании, а не о «вливании» кучи денег. Тогда вполне возможно появятся реальные основания для пиара, а не сомнительные рассуждения об агрессорах и спасителях.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна