Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

11.05.2010 | Марина Войтенко

МФЦ в России – проект всерьез и надолго

В последнее время ход событий вносит корректировки в развитие любой идеи в финансовой сфере. Поэтому начать придется немного с другого – общего проекта уже принятых и будущих решений по поводу международного финансового центра. На истекшей неделе ситуация на международных финансовых рынках характеризовалась нарастающей напряженностью на грани паники. «Греческий фактор» привел к массированной спекулятивной атаке на евро, курс которого «пробил» новый исторический минимум в $1,28. Игра на понижение начала перерастать в так называемый «еврокризис», по определению ряда аналитиков, наихудший с начала столетия.

На 6-15% упали цены на нефть и металлы. Нефть WTI «ушла» ниже отметки $75 за баррель. На этом фоне «сдали нервы» у нескольких трейдеров в Нью-Йорке, и якобы из-за технической ошибки (многократно усиленной автоматизированными компьютерными системами торговли) индекс Доу-Джонса «просел» на 9%. К концу торговой сессии падение было отыграно, но нервозность и недоверие чем дальше, тем больше стали распространяться по мировым биржевым площадкам. Накала добавила и информация о том, что власти КНР намерены бороться с перегревом экономики, переходя к более решительным действиям.

В итоге наиболее распространенной рекомендацией аналитиков стало предложение «уйти за рынок» и переждать, а Федеральная служба по финансовым рынкам РФ призвала профучастников к взвешенному подходу к новостям с мировых рынков. Предупреждение не помогло: российский фондовый рынок оказался зажат между двух фронтов – и как развивающийся, и как зависимый от сырьевых ресурсов. «Достойным» завершением недели, в ходе которой доллар потяжелел на полтора рубля, а российские индексы потеряли 10-13%, стала «черная пятница». Индекс ММВБ ушел до 1288,61 пункта (-5,61%) к минимуму 27 ноября 2009 года, индекс РТС обрушился к минимуму 12 февраля текущего года до 1369,91 пункта (-5,55%). Большинство «фишек» на этих биржах подешевело на 1,7-14,6%.

Есть некоторая надежда, что положение отчасти поправится. Тем более, что 10 мая ведущие фондовые рынки Евросоюза начали работу с уверенного роста. Тем самым рынкам удается преодолеть последствия обвала акций. Основанием для этого стали итоги экстренного саммита еврозоны (завершился в ночь на 8 мая) и чрезвычайной встречи министров финансов стран ЕС 9 мая. Первый из них одобрил трехлетний кредит Греции в 110 млрд евро (80 млрд предоставит ЕС, 30 млрд – МВФ) и дал старт срочным мерам в связи с системных кризисом европейской валюты. Вторая – довела «план спасения» до деталей, которые должны успокоить рынки: действий, направленных на ограничение спекуляций; опций ЕЦБ на выкуп крупных партий суверенных облигаций проблемных стран; создания фонда экстренной помощи (своего рода европейского аналога МВФ); ужесточения контроля за соблюдением бюджетных правил, прописанных в Маастрихтских соглашениях, вплоть до санкции в отношении стран, допустивших нарушения.

Последняя мера вкупе с намерением создать полноценное экономическое правительство ЕС (16 глав государств и правительств еврозоны + Президент ЕС), если состоится, станет беспрецедентной институциональной новацией в финансовой сфере. Идея коллективного макроэкономического мониторинга (одна из опор новой финансовой архитектуры) начнет воплощаться в жизнь много раньше намеченных сроков (конца 2010 года). Это потянет за собой цепь других «архитектурных» решений. Время перемен в глобальных финансах, как видим, может сильно уплотниться. И России, очевидно, предстоит «обживаться» в этом процессе буквально «с колес».

Нередко возникают сомнения, а зачем все это нужно и стоит ли уж так торопиться? Вопрос из разряда риторических. И ответы заложены в магистральных тенденциях мировых хозяйственных перемен. Скорость их усиливается и глобальная экономика в целом очень быстро приближается к рубежу, когда как «медицинский факт» будет восприниматься констатация того, что национальные хозяйственные комплексы являются производными от общего основания, а именно мировых рынков – капитала, товаров и услуг, технологий и инноваций и т.п. Справедливость этой гипотезы в России уже доказана практикой «тучных» докризисных лет, когда финансовая глобализация, взвинтив нефтяные цены, стала тем самым существенной движущей силой отечественного экономического роста. Когда частные инвестиции осуществляются во многом за счет внешних корпоративных займов, это свидетельствует о недостаточности внутренней «энергетики» для развития. Данный «родовой признак» унаследован и нынешним балансированием на грани стагнации1 . Нет пока оснований считать, что он исчезнет и в послекризисной перспективе.

В связи с этим примечателен и обновленный среднесрочный макроэкономический прогноз на 2010-2013 годы, представленный Минэкономразвития и пока не согласованный с Минфином (ожидается, что правительство рассмотрит консенсусный вариант 27 мая). Базовый прогноз на 2010-2011 годы предполагает: цену на нефть Urals $76 за баррель, рост ВВП на 4 и 3,5% соответственно; торговое сальдо $138 млрд и $113 млрд соответственно; инфляцию 6-7% (до 5-6% она снизится только к 2012-2013 годам); укрепление реального эффективного курса рубля на 11,9% и 4,7%; рост промышленного производства на 2,5% и 3.3%; реальной заработной платы на 3,4% и 2,4% увеличение инвестиций на 2,9% и 8,8%; оборота розничной торговли на 4,4% и 4,5%. Заметим, что базовый прогноз предложен в двух вариантах, где интенсивность роста прямо зависит от бюджетной политики. 4% в 2010-м и 3,5% в 2011 году возможны при индексации зарплат бюджетникам, увеличении государственных инвестиций и инфраструктурных программ. В этом в МЭР видят решающее условие включения внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Если же будет избран вариант жесткой бюджетной политики (которая, казалось бы, напрашивается в свете нарастающих глобальных финансовых рисков), то темпы роста ВВП составят в 2010-ом 3,1% и в 2011-ом 2,7%. Естественно, снижаются приросты инвестиций и промпроизводства.

По мнению экспертов, основной риск прогноза Минэкономразвития – неочевидность дополнительного ускорения экономики при явном ужесточении проблемы бюджетной сбалансированности. Лучше было бы иметь темпы пониже, но постабильнее. И без накачки анаболиками в виде госинвестиций, а за счет органики частных вложений. Спор, впрочем, не завершен. Минфин, кстати, по-прежнему не намерен менять прогноз дефицита (с 6,8% ВВП) по сравнению с показателем, заложенным в бюджет-2010. Любое превышение доходов и изменение подходов к величине дефицита будет направлено (судя по публичным высказываниям представителей министерства) на сохранение денег в ФНБ.

Даже если предположить, что верх одержит логика МЭР – госрасходы призваны стать «ключом зажигания» для динамики внутреннего спроса, то «за скобками» все равно остается вопрос источников инвестиций (и прежде всего, преодоление дефицита «длинных денег»), необходимых для реализации модернизационной повестки – в течение ближайших 6-8 лет накопления должны составлять (даже при темпах роста не выше 5%) не менее 30% ВВП. Собственных средств предприятий (самофинансирование за счет прибыли и амортизации) и возможностей банков (примерно 12% текущих инвестиций) явно недостаточно, чтобы уложиться в «норматив». Придется, причем в довольно сжатые сроки, раскрывать потенциал финансовых рынков.

Представляется, что именно эти, указанные выше две группы причин (трансформация финансовой архитектуры глобального хозяйства и необходимость привлечения ресурсов для задач модернизации) и являются основой повышенного внимания Президента РФ Дмитрия Медведева к реализации проекта создания в России международного финансового центра (МФЦ), рискам его «забалтывания» и торможения. По мнению экспертов ИНСОРа, МФЦ – это по сути дела синоним развитой конкурентоспособной финансовой системы в условиях глобализации. Речь, таким образом, идет о приоритетном направлении экономической политики, ориентированной на перспективу.

Следует отметить, что с начала текущего года интенсивность действий государства здесь заметно возросла. Вопросы МФЦ постоянный предмет обсуждения на совещаниях у Президента РФ по экономическим проблемам, равно как и поручений министерствам и ведомствам по их итогам. Последний «пакет» такого рода был подписан Дмитрием Медведевым 1 мая. Совету при президенте по развитию финансового рынка, например до 1 июня подготовить план работ по созданию финцентра в России с учетом правового регулирования и практики деятельности таких центров за рубежом. Напомним, что планов, программ и концепций создания МФЦ было немало и до этого. По оценке Президента РФ, отсутствовали лишь радикальные действия. От запланированного реализовано лишь 10%. Из 48 предусмотренных пунктов осуществлены меры по пяти из них (в частности, приняты четыре федеральных закона). Кроме того, в старых планах содержательно практически не ставился вопрос о правовом режиме функционирования МФЦ (исполнение контрактов, арбитраж, налогообложение и т.п.). Между тем, в ряде зарубежных финцентров (Мумбаи, Дубай и т.д.) их участники работают по английскому праву, и это считается одним из конкурентных преимуществ. В нашем случае гармонизация различных правовых сред до недавнего времени на официальном уровне вообще не была сформулирована. Теперь ситуация изменилась. В частности, предстоит (до 1 сентября) подготовить законопроект о создании специализированного финансового суда в системе арбитражных судов, а также решить много других конкретных вопросов и определить (до 1 июня) организационные условия деятельности финцентра.

Важным моментом президентского курса на создание МФЦ является ставка на участие в проекте бизнеса уже на ранних стадиях. До 1 июня поручено сформировать консультативный совет, в состав которого могут войти представители российских и зарубежных финансовых и консультационных организаций. Показательно и то, что руководителем рабочей группы (она должна быть создана до 1 июня) по координации проекта назначен Председатель Совета директоров ОАО ГНК «Норильский никель» Александр Волошин. Ставка здесь, видимо, сделана на то, что бывший глава Администраций Президентов Бориса Ельцина и Владимира Путина сможет добиться оптимального сочетания административного и бизнес ресурсов при реализации проекта, использовав в том числе и собственный опыт по «конструированию» и запуску рынка акций «Газпрома» в середине 90-х годов прошлого века.Целый блок президентских поручений касается подготовки проектов федеральных законов, необходимых на подготовительном этапе для создания финансового центра. До 1 сентября должна быть завершена работа над законопроектами о консолидированной финансовой отчетности, о регулировании аффилированных лиц, о национальной платежной системе. К осени, по ожиданиям ФСФР, появится и новый проект закона о центральном депозитарии. За основу взята британская система, по которой такому депозитарию передается ведение только торгуемой части реестра эмитента, а не всего реестра торгуемого эмитента. Существующая в России система распределения учета прав на ценные бумаги будет в целом сохранена (то есть, регистраторы, депозитарии и расчетные депозитарии).

Есть продвижение и в поиске компромиссной редакции законопроекта об инсайдерской информации. Как пояснил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, разработчики пошли по пути минимизации возможных уголовных преследований, понимая, что «и у нас недостаточно опыта и, наверное, у правоохранителей недостаточно опыта для того, чтобы в этой тонкой сфере быть уверенным, наказывая людей, сажая их на много лет». В законе вводятся совершенно новые для российского рынка понятия «Манипулирование рынком» и «Инсайдерская информация».

«Мы где-то пошли на сужение этого понятия. Мы отказались от широко используемого на Западе термина «введение в заблуждение», чтобы не вводить в заблуждение всех остальных и самих себя, внося те или иные решения, хотя в зарубежной практике такое есть. Мы ограничились заведомо умышленным распространением инсайдерской информации, заведомо умышленным манипулированием рынка. Но, тем не менее, мы очень четко прописали те виды инсайдерской информации, которые могут быть и которые должны отслеживаться, а также как за это несут ответственность люди, которые работают с этой информацией, как происходит раскрытие этой информации, как мы имеем доступ к этой информации», - подчеркивает Владимир Миловидов.

Участники рынка считают, однако, что законодательное регулирование все еще отстает от потребностей развития финансового рынка. Помимо уже упомянутых проектов законов члены НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка), например, считают задачей 2010-2011 годов принятие законодательных актов «Об организованных торгах»; «О клиринге», по регулированию деятельности инвестиционных консультантов, предоставлению услуг розничным инвесторам, о пруденциальном надзоре за участниками рынка ценных бумаг; порядке компенсаций гражданам, введении специальных целевых счетов (пенсионных, образовательных и т.д.) для инвестирования средств граждан на финансовом рынке; об освобождении от налогообложения доходов физлиц от реализации ценных бумаг при условии длительного срока владения ими; а также дивидендов, получаемых стратегическими инвесторами; установлении правил налогообложения российских депозитарных расписок.

Четкого и ясного правового регулирования требуют реклама финансовых услуг, введение финансовых нормативов и дифференцированных требований к собственному капиталу профучастников в зависимости от видов деятельности, характера операций и их масштабов, а также ряд процедурных вопросов при размещении акций и облигаций2 .

Создавать МФЦ, не будучи при этом членом Международной организации комиссий по ценным бумагам, затруднительно. Поэтому Президент РФ поручил правительству до 1 декабря разработать и принять план действий по присоединению к ее Многостороннему меморандуму, что требует внесения изменений в нормативные акты в области регулирования ценных бумаг с точки зрения соответствия существующим международным стандартам. Ряд шагов уже предпринят. С 4 мая действует приказ ФСФР, который определяет виды производных финансовых инструментов3 . На истекшей неделе опубликовано письмо Минфина, разъясняющее порядок уменьшения базы налога на прибыль на размер убытков по срочным сделкам с нерезидентами, даже если они заключались по иностранному праву. Эксперты отмечают, что такого рода решения принимались бы много быстрее, если бы Россия была членом международной организации финансовых регуляторов. Прямое же участие в ней позволит в будущем оказывать влияние на разработку правил для финансовых рынков с учетом национальных интересов.Абсолютно естественно предположить, что формирующийся в России МФЦ будет ориентирован, в том числе, на страны СНГ. Более того, в перспективе он мог бы стать несущей конструкцией интегрированного финансового рынка Содружества. С учетом этого логичным и своевременным выглядит президентское поручение (срок до 1 августа) о привлечении к созданию МФЦ в первую очередь государств-членов таможенного союза и других межгосударственных объединений. Аналитики считают, что продвижение, скажем, на казахском направлении может принести ощутимые плоды уже в ближайшем будущем.

Исключительно актуальной является поставленная Дмитрием Медведевым задача (к 1 июля) представить предложения по использованию рубля в качестве основного средства расчетов в создаваемом финцентре. Понятно, что ценообразование в торговле российскими инструментами и активами должно происходить в национальной валюте. Вопрос может быть поставлен и шире о постепенном переходе на расчеты в рублях при продажах российских биржевых товаров (нефть, газ, металл и т.п.). Поможет делу и практика двусторонних валютных свопов (по типу рубль-юань, рубль-евро и т.п.). Путь к цели тернист и не близок, но он единственный, где рубль поэтапно может начать обрастать «резервными» функциями. В этом смысле МФЦ прямо ориентирован на повышение международного статуса российской валюты.

Справедливости ради следует заметить, что идея создания МФЦ в России скептически воспринимается многими наблюдателями. Состояние инвестиционного климата в стране дает этому, увы, все еще немало поводов. Тем не менее, сами участники рынка все более внимательно относятся к проекту. И их подход предельно прагматичен: МФЦ стоит всерьез заниматься хотя бы уже за тем, что он формирует существенные импульсы модернизации финансовой системы РФ в целом (перезагрузка бюджетной политики, переход к плавающему валютному курсу и таргетированию инфляции, создание современной рыночной инфраструктуры, развитие целых «классов» финансовых посредников, ликвидация пробелов в законодательной базе, перекрытие многие многих каналов коррупционных действий и др.). Не менее актуален, однако, и другой уровень замысла: МФЦ – это добротный шанс прекратить игры в «догонялки» и стать одним из соучредителей нового мирового финансового порядка и полноправным участником коллективного лидерства в посткризисной глобальной экономике.

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий


1. Первая оценка состояния российской промышленности в апреле, проведенная Институтом экономики переходного периода, свидетельствует об адаптации предприятий к стагнации I кв. 2010 года. Индекс промышленного оптимизма вырос на 5 пунктов после февральского спада. Но, только за счет резкого пересмотра оценок текущих объемов продаж. Фактические темпы роста спроса, выпуска. Их прогнозы остались прежними. Темпы роста спроса на промышленную продукцию не претерпели в апреле принципиальных изменений ни по исходным данным, ни по очищенным от сезонности. Однако удовлетворенность продажами выросла до 47%, что стало максимумом с ноября 2008 года. Если оценки спроса удержатся на текущем уровне в ближайшие месяцы, это будет означать привыкание предприятий к стагнации, сформировавшейся в промышленности в I кв. 2010 года. Но предприятия, отмечают в ИЭПП, похоже, на спрос особо не рассчитывают. В апреле планы выпуска подверглись самой сильной негативной корректировке с января 2009 года. Рост выпуска в мае-июне, вероятно, сохранится, но явно не такой, как рассчитывали предприятия еще в январе-марте. Рост доступности кредитов для промышленных предприятий продолжается, но явно затухает. В 2010 году доступность увеличилась только на 7 пунктов, тогда как в IV квартале 2009 года – на 14.
2. Речь идет о внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности частичной оплаты акций при их размещении путем подписки: введения возможности продажи размещенных акций после их полной оплаты до регистрации отчета или направления уведомления об итогах выпуска; совершенствования правового регулирования деятельности андеррайтеров, в том числе предоставление им возможности «технического» приобретения размещаемых ценных бумаг; введения уведомительного порядка регистрации выпусков при размещении ценных бумаг с участием андеррайтеров – членов саморегулируемых организаций с одновременным повышением их ответственности; уточнение процедур внесения изменений в регистрационные документы при эмиссии ценных бумаг.
3. В приказе содержится четкое определение производных финансовых инструментов, являющихся расчетными или поставочными опционами, фьючерсами, форвардами, а также своп-договорами. При этом поясняется, что договор поручительства, договор страхования и договор репо не являются производными финансовыми инструментами. Новацией документа стало закрепление понятия базисного актива производного финансового инструмента. В него входят ценные бумаги, товары, валюта, процентные ставки, уровень инфляции, официальная статистическая информация, физические, биологические и химические показатели состояния окружающей среды, обстоятельства и т.п.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net