Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Басманный суд Москвы принял решение об аресте до 19 августа владельца холдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого. Предпринимателю вменяется особо крупная растрата, совершенная организованной группой (ч. 4 ст.160 УК). Следствие считает, что он и его подельники получили доступ к средствам на депозитных счетах банка «Кредит-Экспресс». Фигурантами дела также стали экс-директор банка Алла Кабанова, главный бухгалтер Мария Антонова, менеджеры Анастасия Новотная, Егор Пихтин, Елена Чуева и Наталья Ципинова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

31.05.2010 | Марина Войтенко

Америка накануне финансовой реформы

20 мая Сенат США 59 голосами «за» при 39 «против» одобрил 1500-страничный законодательный пакет, предусматривающий, по оценкам наблюдателей, самую радикальную с 30-х годов прошлого века реформу финансового регулирования. Демократы, не досчитавшись двух голосов в своем стане, тем не менее, привлекли на свою сторону четырех сенаторов-республиканцев. И в итоге преодолели сопротивление лоббистских структур, «освоивших» на эти цели, по данным нью-йоркского Центра ответственной политики, не менее $600 млн. Не последнюю роль в этом сыграла заметная общественная поддержка законопроекту.

В заявлении по поводу решения сенаторов Президент США Барак Обама подчеркнул: «Благодаря финансовой реформе к американцам больше не будут обращаться с просьбой оплатить ошибки, допущенные Уолл-стрит. Финансовые институты больше не будут спасать за счет налогоплательщиков. С этим покончено. Реформа не ограничивает силу свободного рынка, она просто устанавливает для него предсказуемые, ответственные и разумные правила. Если ваш бизнес не построен на обмане клиентов или уклонении от закона, вам не стоит бояться этого закона. Сейчас мы продолжаем выходить из рецессии, и эта реформа является важным шагом в укреплении нашей экономики».

Действительно, «зеленый свет», включенный сенатом (палата представителей «зажгла» его еще в апреле) для регулятивных новшеств, в принципе позволяет ликвидировать три главных пробела в финансовой системе США: отсутствие единого контроля за различными сегментами рынка; дефицит механизмов выявления системных рисков для всей экономики, вытекающих из деятельности финансовых структур, «слишком больших, чтобы упасть»; нехватку надежных форматов и процедур регулирования небанковских институтов. Основа же продвижения по всем этим направлениям – значительные изменения условий деятельности банков.

Предложенный законодательный пакет включает в себя:

- создание совета из представителей регулирующих органов США для отслеживания системных рисков в финансовой системе, в том числе деятельности системообразующих финансовых организаций и процессов возможного формирования «пузырей» на рынке;

- наделение Федеральной резервной системы (ФРС) функциями по надзору за крупнейшими финансовыми институтами;

- предоставление правительству права брать под контроль проблемные финансовые организации, а также увольнять их руководителей и проводить реорганизацию;

- учреждение в рамках ФРС контрольного органа по защите прав потребителей на финансовом рынке, призванного предотвращать появление опасных для потребителей кредитных продуктов1 ; - формирование механизмов регулирования рынка производных инструментов, повышения его прозрачности за счет создания механизмов биржевой торговли;

- введение системы надзора для хедж-фондов и фондов частных инвестиций.

В законопроект вошла радикальная поправка председателя сельскохозяйственного комитета Бланш Линкольн, обязывающая банки разделить их основные бизнесы и операции со свопами: тот, кто принимает депозиты от граждан, не может быть маркет-мейкером в своповой торговле. Тем же, кому оказывается поддержка со стороны Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) или ФРС, нельзя использовать эти «привилегии» в торговле деривативами.

В корпус законодательных новаций включены и так называемые «правила Волкера». Как известно, бывший глава ФРС, а ныне советник Барака Обамы Пол Волкер предложил финансовым организациям, работающим с вкладами физических лиц выделить подразделения, ведущие собственные операции на финансовом рынке в отдельные юридические лица, а также продать доли в хедж-фондах и фондах частных инвестиций.

Теперь документ должен быть согласован с Палатой представителей и лишь затем попадет на подпись к президенту. Как ожидается, это произойдет до 4 июля (Дня независимости), то есть до летних каникул Конгресса. Между вариантами законопроекта, принятыми обеими его палатами, более десяти существенных расхождений, которые необходимо будет теперь согласовать, пишет The Wall Street Journal. Однако поддержка пакета Сенатом означает, что реформа наверняка будет одобрена в том или ином виде. В частности, спорным остается вопрос о создании $150-миллиардного фонда, финансируемого банками, который может использоваться для спасения финансовых организаций2 . Сенатский вариант предусматривает, что расходы на такую ликвидацию могут быть в дальнейшем возложены на банки, но не предполагает немедленного создания фонда, так как у правительства всегда будет соблазн использовать эти средства для поддержки кризисных компаний. Палата представителей предлагает создать такой фонд сразу.

Впрочем, по появившимся на минувшей неделе сообщениям американских СМИ, председатель комитета финансовых услуг конгресса Барни Финк пообещал не настаивать на этой идее. Другой повод для дискуссии между палатами – порядок включения спасательных мер. Сенат – за банкротство, палата представителей предлагает брать компании под государственный контроль и в случае необходимости разделять их без решения судов.

Заметим, что Сенат США в середине мая отдельным голосованием одобрил создание специального совета при Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), который будет контролировать выбор рейтинговых агентств для присвоения рейтингов выпускам новых сложных ценных бумаг. Эта мера, как считают многие наблюдатели, будет направлена на преодоление извечного «конфликта интересов» у агентств, когда они оценивали бумаги зачастую по прямому заказу эмитентов. Создаваемая «защитная система» позволит выбрать рейтинговое агентство независимо от пожеланий таких «клиентов3 ».

По сути дела речь идет о мягком варианте реализации идеи обязательной регистрации деривативов и синтетических продуктов4 (например, ценных бумаг на основе кредитных пулов – ABS; обязательств, обеспеченных залогами – CDO; кредитно-дефолтных свопах - CDS и т.п.). Похоже, что законодатели в США на деле занялись контролем за распространением «оружия массового финансового поражения» (такое звонкое определение деривативам дал еще накануне кризиса «легенда» рынка Уоррен Баффет).

На этом пути наблюдатели, тем не менее, ожидают компромиссов между властями и финансовым сектором, в силу чего банки смогут предлагать свои клиентам деривативы для хеджирования рисков. При этом, однако, торговые операции будут вести клиринговые палаты или биржи, а банки должны будут увеличить резервы на случай убытков по производным финансовым инструментам.

В ходе согласования законопроекта между палатами Конгресса под вопросом все еще остается план выделения банковских подразделений по управлению деривативами. Например, по мнению сенатора-демократа от штата Вирджиния Марка Уорнера, это требование может быть в итоге смягчено, поскольку «нецелесообразно отдавать все деривативы под контроль менее регулируемых хеджевых фондов». Другой вариант – основательная доработка механизмов контроля именно за последними.

И все же, как бы то ни было, настроения на Уолл-стрит стабилизируются. Аналитики констатируют: худшего не случилось, положения проекта реформ, которые привели бы к дроблению банков или установлению ограничений на их размер, «не прошли». Не были приняты и ограничения процентной ставки по кредитным картам. В целом это приемлемая цена за ожидаемые снижение прибыли на 15-20%, рост издержек, ужесточение надзора и существенный пересмотр кредитных рейтингов ведущих банков.

Американские деловые СМИ (в частности The Wall Street Journal) отмечают: рейтинговые агентства сознательно завышали показатели многих ведущих банков, которые «подозревались» в их негласной поддержке правительством; а их облигации соответственно считались более надежными по сравнению с другими корпоративными обязательствами. Например, считается, что рейтинг Bank of America завышен на пять ступеней в агентстве Moody's (Аа3) и на три ступени в агентстве S&P (АА-) благодаря подразумеваемой господдержке в случае возникновения проблем. Рейтинги Citi выше реального уровня на 4 и 3 ступени соответственно. Goldman Sachs, однако, не пользуется подобным доверием рейтинговых агентств, поэтому его рейтинг в Moody's выше «нормы» всего на одну ступень, а в S&P - на две.

Снижение рейтингов уменьшит цены на облигации банков и приведет к росту доходности по ним. В результате подобных изменений те фонды денежного рынка, которые предъявляют строгие требования к облигациям при формировании инвестиционного портфеля, будут вынуждены продать ряд банковских бумаг, что лишь усилит негативное давление на рынок5 . Спреды доходности облигаций американских финкомпаний по сравнению с US Treasuries выросли с середины апреля на 0,76 процентного пункта, в то время как для всех корпоративных облигаций с рейтингами инвестиционного уровня рост составил 0,46 процентного пункта.

И все же, несмотря на обилие издержек, по признанию значительного числа финансовых аналитиков в США, принятые законопроекты о реформе снимают с рынка одну из главных угроз – неопределенность по поводу новых правил игры. Сейчас многое прояснилось, поэтому можно прогнозировать прибыль и активнее кредитовать экономику, - таков рефрен многих комментариев. Напомним, что прирост кредитов в США в последнем квартале составил около 3%, однако был связан с изменением правил бухучета, которые теперь обязывают компанию отражать на своем балансе различные секьюритизированные активы.

В отношении последствий реформы есть и скептические оценки. Так, Дэвид Хиршман из Торговой палаты США считает, что сокращение кредитования, напротив, будет усиливаться, и такой crunch (в расчете на год) составит не менее $2 трлн. У ФРС взгляд противоположный – прогноз роста экономики США в 2010 году повышен до 3,2-3,7% по сравнению с январскими ожиданиями в 3,15%. В сторону повышения пересмотрели свои оценки и аналитики, опрошенные Национальной ассоциацией экономики бизнеса.

Согласно последнему (27 апреля – 7 мая) опросу, рост в США составит в этом году 3,2% (в феврале его темпы прогнозировались в 3,1%). При этом потребительские расходы увеличатся на 2,6%, корпоративные прибыли на 20%, а число рабочих мест будет помесячно прирастать на 120 тыс. Средний уровень безработицы, впрочем, останется высоким – 9,6%.

Сейчас мало кто смотрит, что темпы роста в США будут выше, чем в Европе и Японии. В итоге доллар может стать «валютой роста», динамика его курса вернется к модели начала 80-х и конца 90-х годов, когда доллар рос вслед за фондовыми рынками. Одновременно усилится волатильность рынков, на фоне которой ближайшие три-четыре года составят эпоху «слабого евро». Консенсус-прогноз 43 экспертов, подготовленный Bloomberg предполагает стоимость евровалюты к концу этого года в диапазоне $1,15-1,26. Есть и более жесткие оценки - $1,1 и даже падение ниже паритета доллара в первом квартале 2011 года.

Пока же ФРС явно обеспокоена европейской ситуацией: 22 мая принято решение о возобновлении соглашений о свопах с центробанками еврозоны. При этом глава Федерального резерва Бен Бернанке на закрытом брифинге перед сенаторами заявил, что пакет мер, включая создание европейского стабфонда на 750 млрд евро не является «панацеей», а эффект от принятых мер будет «временным». Заметим, что скепсис этот оправдан: кто и где найдет еще $1 трлн, если «неприятности» с госдолгом начнутся у Италии. Эксперты в США все чаще говорят о том, что банкротство Греции можно отсрочить, но его нельзя избежать. Долг в $300 млрд – задача для страны непосильная: вероятность дефолта в течение пяти лет оценивается в 47%.

Еврокризис напрямую сказывается на сроках перехода к повышению базовой процентной ставки ФРС, что поддержало бы укрепление доллара благодаря притоку средств инвестфондов, иностранных центробанков и суверенных фондов. Как свидетельствует опрос, проведенный The Wall Street Journal, доля экономистов ожидающих начала повышения стоимости кредитов американского ЦБ только в 2011 году, выросла до 42% с 28% всего месяц назад. Так, аналитики Morgan Stanley передвинули свой прогноз сроков начала ужесточения монетарной политики ФРС с сентября 2010 года на начало 2011-го. В среднем, опрошенные изданием эксперты ожидают первого повышения базовой ставки лишь в декабре, в то время как семь месяцев назад они прогнозировали изменение ставки в августе. На конец 2010 года указывают и котировки фьючерсов на уровень ставки. При этом в начале апреля фьючерсный рынок показывал, что шансы на повышение ставки в ноябре превышают 90%, однако в последние недели этот показатель сократился до примерно 40%.

Перед ФРС, таким образом, возникает нешуточная дилемма: повышения ставок требует «exit strategy», в которую, кстати говоря, вписана предстоящая финансовая реформа; вместе с тем слабая евровалюта в перспективе дает экономикам ее зоны дополнительные конкурентные преимущества. На этом фоне понятна озабоченность Бена Бернанке (см. его выступление 25 мая на конференции, организованной Банком Японии) по поводу политического давления на центробанки развитых стран. Впрочем, этот «message» имел двойной адрес. Членам Евросоюза стоило бы, прежде всего, заняться формированием условий более полного и эффективного исполнения Пакта стабильности и роста, лежащего в основе евро. То есть переходом к единой бюджетной, фискальной, социальной политике. Оппонентам же ФРС в самих США – оставить попытки вмешиваться в денежно-кредитную политику. Тем более, что Федеральный резерв «привержен поиску новых путей для повышения прозрачности операций6 ».

Аналитики подчеркивают: финансовая реформа резко актуализировала (причем в оперативном режиме) вопрос о новом качестве координации действий США и их главных экономических партнеров. Первые подвижки в отношениях с Китаем уже налицо. В начале минувшей недели Председатель КНР Ху Цзиньтао в приветственном слове к участникам «китайско-американского стратегического и экономического диалога» заявил о продолжении реформ механизма формирования курса юаня. Наблюдатели отмечают, что принципиальное решение на этот счет принято к началу мая, но Еврокризис «заморозил» его – повышение курса юаня означало бы слишком явное ухудшение позиций китайских экспортеров в Европе. Вместе с тем эксперты ожидают, что к концу года юань в паре с долларом подорожает на 3,1% - до 6,62 юаня за доллар. При этом китайские денежные власти расширят пределы допустимых колебаний курса юаня в течение дня до 0,75-3% в обе стороны.

Министр финансов США Тимоти Гайтнер, в свою очередь, на встрече со слушателями Центральной партийной школы в Пекине заявил: «Стратегия заключается в том, чтобы добиться роста экономики, затем провести долгосрочные реформы и восстановить фундаментальную дисциплину при подготовке и рассмотрении бюджета, от которой мы отошли в предыдущем десятилетии». Итог «обмена мнений», по оценке экспертов, в том, что финансовая реформа Барака Обамы приоткрывает «окно возможностей» для постепенного выравнивания глобальных дисбалансов КНР и США .

Менее очевидно пока продвижение в международной координации на европейском направлении. Здесь «моментом истины» может стать саммит ЕС 17 июня, где, как ожидается, будет принято общее решение по мерам укрепления Пакта стабильности и роста, включая финансовые и нефинансовые санкции по отношению к «странам-нарушителям».

Как бы то ни было, но «поезд тронулся». Действия США, направленные на первопричины общемирового кризиса, становятся существенным фактором углубления координации усилий стран G20 в текущем регулировании, что без сомнения ускорит и их продвижение в вопросах создания новой архитектуры глобальных финансов.

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий


1. На защиту прав граждан будет направлен и новый закон о кредитных картах. Как отметил Президент США Барак Обама, «он запрещает несправедливые поднятия ставок, и обеспечит, чтобы люди не оказывались заложниками штрафов по перерасходу на банковском счете, когда они открывают обычный текущий счет».
2. За соответствующую поправку (предложенную сенатором от Калифорнии, демократом Барбарой Боксер), запрещающую использовать бюджетные средства для спасения слабых финансовых компаний, члены верхней палаты проголосовали со счетом 96:1. По поправке демократа Кристофера Додда и республиканца Ричарда Шелби, установившей, что за банкротства будут платить сами банки, итоги голосования 93:5.
3. Большинство совета при SEC по кредитным рейтинговым агентствам будут составлять институциональные и другие инвесторы. Кроме того, как минимум один из его участников должен представлять эмитентов, аналогичная квота у самих агентств, еще один участник должен быть независимым. Члены совета будут назначаться SEC на 4 года. Совет должен отбирать рейтинговые агентства для каждой категории сложных (так называемых структурных) финансовых продуктов из списка организаций, подавших соответствующие заявки.
4. О масштабе проблемы свидетельствует в том числе такой известный факт, что к началу кризиса в США суммарный объем созданных CDO с рейтингом ААА заметно превысил стоимостную оценку базовых активов с таким рейтингом.
5. По прогнозам экспертов, в этом году финансовое сообщество в США недосчитается рекордного числа банков. На сегодняшний день в черном списке Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC) насчитывается примерно 10% от всех американских финансовых институтов. По данным на 31 марта, в проблемный список FDIC вошли 775 компаний с общими активами на сумму свыше 431 млрд долл. Примечательно, что в четвертом квартале прошлого года их было 702, а в конце 2008 года — лишь 252. Текущие показатели являются рекордными за последние 20 лет. С начала года уже обанкротились 72 банка (с 2008 года – 237 банков).Виной такому положению вещей, заявляют в FDIC, стали продолжающиеся проблемы на ипотечном рынке, а также рост просрочки по всем видам кредитов. Так, число займов, выплаты по которым задерживаются как минимум на три месяца, растет 16 кварталов подряд. Между тем, американские банки уже начали зарабатывать: чистая прибыль в первом квартале 2010 года - $18 млрд (в четвертом квартале 2009-го зафиксированы убытки в $1,3 млрд).
6. 11 мая Сенат США единогласно принял законодательную поправку, которая требует от Счетной палаты США (Government Accountability Office) провести аудит операций ФРС по предоставлению помощи финансовым организациям в период кризиса. Кроме этого, поправка требует от ФРС с 1 декабря 2010 года разместить на своем сайте информацию о всех получателях помощи начиная с декабря 2007 года. Поправкой также устанавливается, что глава Федерального резервного банка Нью-Йорка назначается Президентом США при согласовании с Сенатом (раньше выборы главы осуществлялись членами правления Федерального резервного банка Нью-Йорка и утверждались Советом управляющих ФРС). В первоначальном варианте поправки также содержались требования об аудите действий ФРС в области денежно-кредитной политики.
7. По данным на конец марта, вложения Китая в UST bonds (ценные бумаги Казначейства США) составили $895,2 млрд (36,6% от валютных резервов КНР). С учетом же переоценки бумаг, приобретенных в интересах и по поручению китайских властей в финансовых центрах (Лондоне,

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net