Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.06.2010 | Марина Войтенко

Правительства сокращают бюджетные дефициты

10 июня Правительство Российской Федерации одобрило законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Согласно новым ориентировкам, дефицит федерального бюджета составит 2 трлн 428,6 млрд рублей или 5,4% ВВП, что на 508,3 млрд рублей или 1,4% ВВП ниже уровня, предусмотренного на настоящий момент законом о федеральном бюджете на текущий год (6,8% ВВП). Это позволит сэкономить средства Резервного фонда1

Как сообщил СМИ 10 июня на брифинге по итогам заседания правительства вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, на конец 2010 года его объем составит 304,2 млрд рублей. Эти средства перейдут на обеспечение покрытия дефицита в следующем году. Отпала и необходимость расходовать средства Фонда национального благосостояния. Если ранее на финансирование дефицита бюджета из ФНБ планировалось направить 385,8 млрд рублей, то теперь на эти цели будет израсходовано всего 2,5 млрд рублей.

Законопроектом предусматривается увеличение общего объема доходов на 833,8 млрд рублей или 1,2% ВВП. Из ненефтегазовых доходов основной прирост обеспечат отчисления от прибыли Банка России по результатам 2009 года, которые составят 113 млрд рублей. Основная же «прибавка» будет получена в основном за счет увеличения нефтегазовых поступлений.

В целом они возрастут на 1 трлн 151,3 миллиарда рублей. Однако укрепляющийся рубль внесет свою «минусовую» лепту. Предполагается, что потери на курсовой разнице составят 539,6 млрд рублей. В итоге доходы федерального бюджета на 2010 год, по расчетам Минфина, должны достигнуть 7 трлн 783,8 млрд рублей или 17,3% ВВП.

Благоприятная ценовая конъюнктура на основные товары российского экспорта дала возможность часть дополнительных доходов направить на расходы. Их общий объем увеличивается на 325,5 млрд рублей до 10 трлн 212,4 млрд рублей. Однако доля расходов по отношению к ВВП снижается на 0,2% и составит 22,7% к уточненному объему ВВП. При этом вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин выразил уверенность в том, что увеличение расходов федерального бюджета на 2010 год не повлечет за собой роста инфляции.

Правительство предполагает перераспределить часть расходов за счет экономии по отдельным статьям. В частности, экономия по расходам с учетом уточнения курса рубля составит 27,7 миллиарда рублей, на обслуживании государственного долга2 удастся сэкономить 13,7 миллиарда рублей. Еще 12,9 миллиарда рублей будут сэкономлены при оптимизации расходов по уплате налогов на имущество бюджетных учреждений.

Кроме того, 100 миллиардов рублей будут «отжаты» из антикризисных мер - эту сумму первоначально предполагалось направить в капиталы банков. На программу же утилизации подержанных автомобилей будет дополнительно выделено 10 млрд рублей.

Дополнительные средства выделяются на реализацию ряда инвестпроектов3 , в том числе 7,8 млрд рублей – на создание системы безопасности на транспорте, 16 млрд рублей - на строительство новых городских дорог, в основном в городах-миллионниках4 , 4 млрд рублей - на создание инфраструктуры особых экономических зон. При этом параметры расходов по проекту «Сколково» в текущем году останутся без изменений (10 млрд рублей).

Увеличение помощи регионам выражается в 5 млрд рублей – на дотации на сбалансированность бюджетов и 13,1 млрд рублей на финансирование региональной и федеральной доплат к пенсиям.

Стоит отметить, что ориентир на поддержание социальной составляющей бюджета в полной мере проявился и в планировании дополнительных расходов. Так, 82,3 млрд рублей будет направлено на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, 42,9 млрд - на жилье для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил, 10 млрд - на жилье для граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в органах местного самоуправления. На доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума Фонду социального страхования дополнительно выделяется 8,8 млрд рублей, на покрытие дефицита бюджета ФСС - 15 млрд рублей, Пенсионного фонда России -150 млрд рублей.

В то же время, растущий дефицит ПФР5 не может не вызывать опасений. Несмотря на значительное повышение отчислений в результате замены единого социального налога на страховые взносы, в текущем году даже ранее прогнозировавшийся в размере более 1 трлн рублей дефицит, по данным Минфина, увеличится еще на 150 млрд рублей. При этом в следующем году бюджет Пенсионного фонда также будет дефицитным (около 900 млрд рублей). В обозримой перспективе, как показывают расчеты экспертов (Е.Гурвич, М.Дмитриев, Е.Гонтмахер, Т.Малева и др.), его несбалансированность сохранится. Высокими останутся и риски неустойчивости бюджетной системы РФ в целом.

Заметим, что на истекшей неделе аналитики вновь заговорили о вероятности длительной стагнации экономики. Поводом к этому стали: растущая волатильность курса рубля (Банк России изменил механизм валютных интервенций, привязав их к ценам на нефть и торговому балансу), сохранение высоких ставок по кредитам, а также то, что в мае рост потребительских цен перестал замедляться (годовая инфляция в 6% осталась на уровне апрельской). Естественно, что в таких обстоятельствах участники рынка и СМИ, политики и экспертное сообщество следят с повышенным вниманием за состоянием бюджета, любыми намерениями и предложениями министерства финансов, - будь то оптимизация для сокращения расходов или новые возможности увеличить доходные поступления.

На истекшей неделе достоянием открытого информационного пространства стали: планы индексирования с 2011 года зарплат бюджетников, социальных пособий и пенсий только на размер инфляции (экономия в 2011 году может составить 37,3 млрд рублей, в 2012-ом – 46,6 млрд рублей); предложение с 2011 года в течение трех лет плавно сократить 20% федеральных чиновников (расчетная экономия для бюджета может составить до 43,4 млрд рублей; ожидания, что с 1 января 2011 года более половины бюджетных учреждений в регионах РФ могут получить статус автономных; намерения Минфина повышать в течение трех лет ставки акцизов на сигареты (ежегодно на 30%) и увеличить минимальную цену за 0,5 литра водки с нынешних 89 рублей до 120 рублей в 2011 году, до 160 рублей – в 2012-ом, до 200 рублей – в 2013-ом.

Отметим, что многие детали этих инициатив остаются пока неизвестными. Неясно, например, почему сократить надо 20% численности аппаратов федеральных органов власти (а не 10% или 15%, хотя есть и такие предложения), коснется ли это технического персонала или людей «при машинах и вертушках», какова будет пропорция между центральными офисами и их региональными «продолжениями» и т.п6 . Непонятен и размер итоговой бюджетной экономии, если до половины «высбожденных» средств предполагается оставить за министерствами и ведомствами для повышения зарплат.Как бы то ни было, ясно одно, в Минфине полным ходом идет проработка различных вариантов масштабной и амбициозной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Отдельные меры, «утечки» о которых появились на прошлой неделе, очевидно, обретут стройность логики нового курса в Бюджетном послании Президента РФ Дмитрия Медведева, которое ожидается в конце июня.

В целом шаги, предпринимаемые российскими денежными властями, вписываются в новые тренды развития регулятивной среды глобальной экономики. Задумались о «резервном» фонде и в Евросоюзе. О создании европейского фонда финансовой стабильности, который будет поддержан гарантиями со стороны национальных правительств, было объявлено месяц назад на фоне разрастания долгового кризиса Греции. 7 июня министры финансов ЕС окончательно согласовали детали финансового механизма, который позволит в будущем оказывать помощь странам, попавшим в подобную ситуацию. Фонд - основной элемент программы в 750 млрд евро, включающей в себя предоставление гарантий со стороны правительств стран еврозоны, кредиты Международного валютного фонда и Еврокомиссии, будет создан сроком на 3 года как отдельное юридическое лицо, акционерами которого станут правительства 16 стран в соответствии с их долей в Европейском центральном банке. Эта международная структура в случае необходимости сможет размещать облигации, гарантированные правительствами стран, что позволит бумагам иметь наивысший рейтинг.Министры финансов стран ЕС также договорились о санкциях в отношении стран зоны евро, накапливающих госдолг. Судя по сообщениям европейских СМИ, наказывать нарушителей бюджетной дисциплины предлагается до того, как они достигли предельно допустимого дефицита госбюджета в 3% ВВП, а также в случае быстрого роста госдолга.

Характер санкций, правда, пока не уточняется. Очевидно, детализация будет предметом дальнейших дискуссий. Пока наиболее ясна только позиция Германии, на которую приходится наибольшая доля помощи Греции. В частности, предлагаются меры от блокирования союзных субвенций странам, допускающим раздувание бюджетного дефицита, вплоть до лишения «нарушителей» голоса в Совете ЕС на год и более. По мнению Берлина, проекты бюджетов всех стран ЕС7 должны предварительно проходить экспертизу Европейского центрального банка или «группы независимых исследовательских органов». На минувшей неделе сразу несколько европейских стран заявили о планах урезания государственных расходов и повышении налогов. В Германии, дефицит бюджета которой в этом году может превысить 5%, с целью его снижения до 0,35% к 2016 году планируется повышение налогов в течение четырех лет (в том числе введение налога на авиаперевозки и ядерную энергетику), сокращение 15 тысяч рабочих мест в госсекторе. Представило свой план сокращения бюджетного дефицита на 24 млрд евро (5,3% ВВП) в ближайшие два года правительство Италии.

Об ужесточении бюджетной политики и необходимости резкого сокращения госрасходов в Великобритании, дефицит бюджета которой достиг 11% ВВП, заявил премьер-министр страны. И хотя основные параметры бюджета будут обнародованы только 22 июня, глава правительства ясно дал понять, что «затянуть пояса» придется абсолютно всем.

Испания намерена снизить дефицит бюджета с нынешних 11% до 6% ВВП в 2011 году. Правительственный план предусматривает уменьшение расходов бюджета на 15 млрд евро. В 2011 году будет заморожен размер пенсий и отменены единовременные выплаты в размере 2,5 тыс. евро на новорожденных. Финансирование регионов уменьшится на 1,2 млрд евро, государственные инвестиции будут сокращены на 6 млрд евро.

Среди прочих жестких мер экономии бюджетных средств (снижение зарплат госслужащим, реформа налогообложения и т.п.) многие страны заявляют о намерении повысить планку пенсионного возраста8 . Власти Австрии предполагают увеличить кго для женщин, уровняв с мужским) к 2024-2033 годам (сейчас он составляет 60 лет для женщин, 65 – для мужчин).

Аналогичную «уравниловку» собирается провести Великобритания к 2020 году. В феврале 2010 года о планирующейся пенсионной реформе заявили и в Греции (повышение пенсионного возраста по крайней мере на два года - для женщин до 62 лет, а для мужчин - до 67).

В начале 2010 года власти Испании объявили о намерении увеличить возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет, а в конце мая Франция объявила о необходимости поднять эту планку с нынешних 60-ти как минимум до 62 лет.

На минувшей неделе итальянский кабинет министров принял решение повысить пенсионный возраст для женщин, работающих в государственном секторе, с 60 до 65 лет с 2012 года. Принимаемые меры не касаются работниц частного сектора, у которых пенсионный возраст может различаться, но в среднем составляет 61 год. Если поправка к действующему законодательству будет принята, то пенсионный возраст женщин и мужчин в Италии сравняется. В стране будет внедрена новая система, которая будет комбинировать пенсионный возраст и стаж работы. В случае достаточно большого стажа на пенсию можно будет выходить и раньше 65 лет.

Несмотря на серьезность бюджетных намерений в странах Евросоюза, риски для мировой экономики не идут на убыль. Заместитель директора-распорядителя МВФ Наоуки Шинохара, напротив уверен, что они «значительно выросли», поскольку бюджетная неустойчивость развитых стран накладывается на то, что возможности «для дальнейшей поддержки за счет монетарной политики стали значительно более ограниченными, а в ряде случаев уже исчерпаны». Опыт последних недель показал, что рынки падали (особенно в Еврозоне) на опасениях того, что сокращение госрасходов затормозит экономический рост. Еще большую неопределенность считают в МВФ, несет с собой неуверенность участников рынков в способности правительств на деле изменить собственную политику. В таких обстоятельствах банки могут столкнуться с «шоками фондирования», имеющими как следствие ухудшение балансов и рост процентных ставок. Перспективы мировой экономики остаются неопределенными, при этом «оживление хрупко и кризисный отрезок еще не пройден», - полагает Наоуки Шинохара.

Выход из кризиса развитых экономик идет «на разных скоростях», этим определяются различия в оценках рисков. Наглядное тому доказательство – встреча министров финансов в Пусане (Южная Корея) 5-7 июня. В заключительном коммюнике ее участники впервые указали на приоритетность задачи по сокращению бюджетных дефицитов. Одновременно была подчеркнута необходимость ускорения структурных реформ и повышения внутреннего спроса за счет частного сектора при сохранении макроэкономической стабильности. Именно на последнем сконцентрировался в своем выступлении министр финансов США Тимоти Гайтнер, призвав коллег из ЕС и Японии компенсировать расширением спроса глобальный дисбаланс, возникающий в результате роста сбережений американцев. Наблюдатели сразу же усмотрели в этом разногласия в G 20, вспомнили о том, что на «двадцатке» завис вопрос о введении нового налога на банковские операции, и обратились к действиям финансовых властей в самих США9.

К 10 июня ситуация прояснилась. ФРС выпустила очередную бежевую книгу – свой регулярный обзор экономики, в котором констатировала: американская экономика продолжает «сдержанно восстанавливаться», но теперь этот процесс стал более качественным – он распространился на всю территорию страны, то есть, зафиксирован в каждом из 12-ти федеральных резервных округов. Глава же ФРС Бен Бернанке выступил в бюджетном комитете Палаты представителей Конгресса США, где подтвердил, что восстановление экономики сдерживается слабостью рынков жилой и коммерческой недвижимости, и призвал законодателей принять план по сокращению бюджетного дефицита. Несмотря на долговой кризис в Европе Бен Бернанке не ожидает наступления второй волны рецессии: «Мы видим возвращение потребителей, мы видим увеличение расходов компаний, частный сектор начинает брать на себя лидерство в экономической динамике». Тем не менее, хотя рост в США в 2010 году может составить до 3,5%, среднесрочные риски бюджетной неустойчивости остаются в полном объеме.

Как видим, задача сокращения бюджетных дефицитов стала приоритетной для правительств практически всех развитых стран. Для России она становится, пожалуй, еще более актуальной в связи с особенностями структуры экономики, незавершенности ряда крупнейших институциональных реформ и высокой долей социальных обязательств.

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий


1. По данным Минфина, Резервный фонд в мае увеличился на 0,8% - до 1,198 триллиона рублей. Средства фонда распределены следующим образом: 18,07 миллиарда долларов, 12,42 миллиарда евро, 3,04 миллиарда фунтов стерлингов и 991,94 миллиона СДР (резервная позиция РФ в МВФ).Совокупный доход от размещения средств Резервного фонда за период с 15 января по 31 мая 2010 года составил 0,34 миллиарда долларов, что эквивалентно 10,38 миллиарда рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за тот же период составила отрицательную величину - минус 77,84 миллиарда рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в МВФ, - минус 1,53 миллиарда рублей.
2. Документ предполагает увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга России на конец года - с 3 трлн 353,1 млрд рублей до 3 трлн 726,7 млрд рублей. Верхний предел государственного внешнего долга на конец 2010 года, напротив, снижается на $10,3 млрд - до $53 млрд.
3. В этот перечень входят также: реконструкция Большого театра в Москве, Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Московской консерватории и Детского центра «Океан» в Приморском крае. Кроме того, в 2010 году будет выделено дополнительно 5 млрд рублей на строительство объектов универсиады в Казани. Но эти средства перенесены с 2011 года.
4. Напомним, ранее в федеральном бюджете на 2010 год уже было заложено 50 млрд рублей на льготные (под ставку около 2% годовых) 5-летние кредиты для строительства дорог.
5. Напомним, расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий россиянам в 2009 году составили 2,976 трлн руб., увеличившись по сравнению с 2008 годом на 527,1 миллиарда руб. Правительство приняло все меры, чтобы размер трудовой пенсии по старости в прошлом году превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза.Фактическое исполнение бюджета ПФР за 2009 год по доходам составило 3,222 трлн руб. (101,9% к бюджетным назначениям) и по расходам - 3,008 трлн руб. (98,5%). Однако такой результат был достигнут только с учетом того, что в прошлом году федеральный бюджет перечислил ПФР 1,944 трлн руб.
6. По данным Росстата, на конец 2009 года в федеральных органах госвласти РФ должности занимали 878 тыс. чиновников, из них на региональном уровне – 830,7 тыс. человек, то есть 94,6% от общего числа сотрудников. Общее же количество чиновников в стране составило около 1,7 млн человек.
7. По данным Европейского статистического управления (Eurostat), средний уровень дефицита госбюджетов 16 стран еврозоны вырос в 2009 году до 6,3% ВВП, более чем вдвое превзойдя пороговое значение в 3% ВВП, установленное для стран-участниц объединения. Кроме того, эксперты Eurostat прогнозировали, что в 2010 году дефицит бюджетов стран-участниц еврозоны вырастет до 6,9% ВВП, а госдолг увеличится до 84% ВВП. Ранее эксперты Еврокомиссии (ЕК) полагали, что дефицит бюджета еврозоны по итогам текущего года не превысит 6,4%.
8. Согласно прогнозу ООН, к 2050 году средняя продолжительность жизни в мире составит 74 года, а доля людей старше 60 лет возрастет с 11 до 22 процентов. По сравнению с началом XXI века количество пожилых людей через 40 лет увеличится втрое.
9. Дефицит бюджета США в 2010 году составит 10,5% ВВП. Схожие размеры из группы развитых стран ожидаются только в Испании и Великобритании. Кроме того, в 2010 году США предстоит рефинансировать внутренний госдолг в объеме 21,2% ВВП.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net