Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Регионы Выборы в России Выборы в США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

К президентским выборам 2017 года французские левые подходят «в состоянии хаоса и разброда»[1]. Президент Франции Франсуа Олланд в случае выдвижения своей кандидатуры в 2017 году, согласно опросам всех французских социологических институтов, набирает в первом туре 14-16% голосов, то есть меньше, чем Марин Ле Пен, кандидат от Национального фронта, и меньше, чем любой кандидат от правоцентристской коалиции, чье имя определится в ходе праймериз в ноябре 2016 года, и, следовательно, выбывает из политической борьбы[2]. В некоторых сценариях президентских выборов Олланда может опередить центристский кандидат Франсуа Байру (за него готовы голосовать 13% опрошенных) или догнать кандидат «радикальной левой» Жан-Люк Меланшон, набирающий, по опросам, 12%[3].

Бизнес, несмотря ни на что

Сегодня в Петербурге открывается очередной Международный экономический форум. Это мероприятие является знаковым не только потому, что оно проходит в юбилейный, двадцатый раз, но и потому, что там будут обсуждаться подходы к выстраиванию новой экономической реальности. Однако успешное решение этой задачи невозможно без проведения новой, уже третьей по счету перестройки отношений между бизнесом и властью.

Интервью

За последние месяцы ситуация на сирийских фронтах значительно улучшилась – взята пальмира, готовится наступление на «столицу» ИГ Ракку. О военно-тактических и политико-дипломатических аспектах сирийской войны «Политком.RU беседует с военным экспертом, заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Евсеевым.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Интервью

08.07.2010

Украина между Европейским и Таможенным Союзом: каков будет выбор?

Со значительным спадом внутриукраинского политического противостояния можно было бы ожидать такое же снижение актуальности внешнеполитического выбора Украины. Однако происходит совсем наоборот. Усилившийся восточный вектор украинской политики пока вводит, скорее, в заблуждение, чем дает точный ответ – куда движется Украина? Украинские высшие чиновники пока не дали точного ответа, на каких условиях и когда страна готова войти в предлагаемый Россией Таможенный Союз. Вместе с тем важнейшим приоритетом украинской внешне политики в начале июня была названа евроинтеграция. Так вступит ли куда-то Украина или на долгие годы останется в «серой зоне»? Об этом – интервью члена Экспертного совета Фонда стратегической культуры, кандидата философских наук Виктора Пироженко (Киев).

- Как вы оцениваете уровень диалога Украина-ЕС, достигнутый с начала правления Януковича?

- Ничего принципиально нового в отношениях Украина – ЕС не произошло. Украина ни на миллиметр не приблизилась к стандартам ЕС (мы пока оставляем за скобками вопрос о целесообразности такого приближения). Объективно сложившиеся и существующие институциональные структуры, а также культура населения и традиции ведения хозяйства не позволяют сейчас и не позволят, как можно предвидеть, в обозримом будущем Украине войти в ЕС. Усталость от Украины у «ЕСовских» чиновников, которая накопилась за предыдущие годы унизительного и надоедливого выклянчивания членства, никуда ни делась. Структурные реформы, затеянные Партией регионов, которые по идее должны приблизить Украину к членству, в случае успеха ещё не скоро дадут удовлетворительный результат. Если же они будут преследовать в качестве исключительной цели – демонстрацию успеха перед проверяющими из ЕС, а не пользу для экономики страны и её государственно-политического устройства, то всё сведётся к бессодержательной имитации.

Пока уровень доброжелательности в отношениях Украина – ЕС напрямую зависит от степени сдержанности украинской стороны в просьбах членства. Чем меньше будет общих просьб к чиновникам ЕС о чёткой фиксации некой европерспективы для Украины и пр. и больше конкретных проектов сотрудничества в отдельных отраслях по конкретным производствам, тем более доброжелательным будет диалог с ЕС.

- Что более перспективно в экономическом отношении для Украины - получение статуса ассоциированного членства (повышение уровня партнерства) в ЕС или создание Единого экономического пространства с Россией (представим, как если бы эти варианты взаимоисключали друг друга)?

- Однозначно более перспективным для Украины является интеграция в Единое экономическое пространство с Россией, прежде всего. Лишь это гарантирует восстановление технологических производственных цепочек и экономической специализации, под что с самого начала, с момента индустриализации и даже, ещё ранее, с 60-ых – 90-ых гг. 19 в. была «заточена» структура экономики Украины. Вопрос технического перевооружения может быть решён также лишь на этой почве вместе с Россией.

Членство Украины в ЕС изначально не может обеспечить равенство экономических и политических условий для нашей страны. Этот вопрос упирается скорее не в соблюдение неких евростандартов (это необходимое, но не достаточное условие членства), а в готовность Украины включиться в уже существующее в ЕС разделение труда, заняв свою нишу в экономической специализации в рамках общего рынка ЕС. Эта ниша будет для Украины заведомо дискриминационной.

Украине придётся уничтожить целые отрасли экономики, которые не вписываются в структуру экономики и рынков Евросоюза. А именно эти отрасли некогда сделали Украину ещё со времён СССР одной из наиболее развитых республик, как в СССР, так и в Европе в целом. По мере выполнения требований членства ЕС, украинское руководство если оно адекватно государственным интересам (а нынешняя власть в лице ПР вполне адекватна) само станет осознавать абсолютную неприемлемость для себя и для страны такого варианта развития ситуации. Ведь, в конечном счёте, это обернётся для Украины потерей даже относительной экономической самодостаточности.

Непреодолимым препятствием на пути членства Украины в ЕС является наличие на Украине крупного капитала, который в основном и сконцентрирован у членов Партии Регионов. В ЕС существует устойчивое мнение, что украинский крупный капитал ещё долго будет оставаться источником непрозрачных схем и незаконных махинаций и если его запустить в страны ЕС (особенно западноевропейские), он сам способен подорвать сложившиеся в Европе стандарты ведения предпринимательства, социальную стабильность, а ещё хуже – пытаться влиять на стратегические политические конфигурации в данной стране.

Есть основания считать, что пока на Украине будут сохраняться крупные финансово-промышленные группы с непрозрачной структурой собственности, могущие составить конкуренцию ТНК с европейской или американской пропиской, Украина никогда не вступит в ЕС. Проблема то в том, что именно эти ФПГ более-менее справляются с поддержанием экономики Украины в работоспособном состоянии и даже обеспечивают некоторое развитие определённых отраслей индустрии, так что разрушать их не имеет смысла.

Получается парадоксальная ситуация. Чем более Украина будет соответствовать евростандартам в экономике, образовании, качестве жизни и пр., тем более неприемлемой она будет для ЕС, так как не сможет вписаться на подчинённых условиях в сложившееся европейское разделение труда.

- Каковы шансы Украины застрять в "серой зоне" между ЕС и Таможенным Союзом?

- Шансы очень велики, так как Украина уже входит в такую зону. Она оказывается между двумя мощными экономическими центрами, с каждым из которых вынуждена сотрудничать на общих основаниях безо всяких льгот и скидок. Льготы на российский газ скорее исключение, причём временное, предоставленное в особых условиях, о чём и говорил председатель правительства РФ В.Путин.

По мере ввода в действие Северного и Южного потоков Украина лишается исключительного транзитного статуса (для транспортировки углеводородов), который все годы после распада Союза кормил украинское государство и крупное предпринимательство. Это вопрос времени и дело решённое. Она могла бы компенсировать сопряжённые с этим потери получением льготных условий в энергетической и прочих отраслях сотрудничества в рамках Таможенного союза (ТС), но не сможет этого сделать, так как вступать в него отказалась.

В ЕС она не сможет вступить по указанным выше причинам. Вообще, Европейскому союзу важнее удерживать государства бывшего СССР – членов программы «Восточного партнёрства» от присоединения к Таможенном союзу, чем помогать им готовиться к членству в ЕС. Она не сможет участвовать ни в одном долгосрочном проекте ни в рамках ТС, ни в рамках ЕС.

Украина могла бы приобщиться на равных к формированию правил деятельности ТС, но уже упустила этот момент. С ЕС равное партнёрство не возможно из-за сильного экономического отставания. Пребывание в «серой зоне» будет лишь усугублять экономическое отставание Украины.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Заявления и события последних двух лет указывают на заметное переосмысление властью роли СМИ и их места в политической сфере. Много дискуссий разворачивается вокруг тенденций в журналистике не только между провластными и оппозиционными силами, но и внутри самой власти, которая в последнее время делает очевидные попытки осмыслить новую роль СМИ.

В Украине активно проходит процесс декоммунизации – переименовываются населенные пункты и улицы, снимаются памятники советским государственным деятелям. На фоне нерешительного проведения реформ в других сферах борьба с советскими символами становится областью, в которой украинские власти продвинулись наиболее далеко. А различные способы сопротивления декоммунизации не приводят к успеху.

Сегодня в России тезисы об открытости власти и о необходимости поставить ее под общественный контроль активно используются и властью, и оппозицией. Развитие институтов взаимодействия власти и общества, в конечном счете, приводит и к формированию новых моделей взаимодействия государства с экспертным сообществом.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net