Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

23.07.2010 | Георгий Осипов

Предчувствие новой индустриализации

Невозможно в XXI веке конкурировать с вьетнамцами в пошиве тапочек Nike, а с мексиканцами – в производстве гэповских маечек. Поэтому иного выхода, кроме модернизации, понимаемой как способ перехода от индустриальной экономики к инновационной, у России нет.

Российское общество не предъявляет спроса на модернизацию. Это касается не только его рядовых представителей, о чем свидетельствуют опросы, но и элиты, о чем говорят выступления ее представителей в прессе. А нет спроса – не будет и предложения, хоть бы и баржами начать завозить в специально огороженные зоны РФ иностранных модернизаторов.

Недавний опрос «Фомнибус» (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 2000 респондентов) показал вот что. Россияне считают, что двигателями экономики страны являются ее добывающая, тяжелая и обрабатывающая промышленности. И никакая модернизация не стала частью общественного мнения. Граждане не видят перспектив у науки и научных достижений.

Граждане ответили честно и точно, как и подобает нормальным здоровым людям. Они видят в повседневной жизни, что на самом деле в цене, а что в загоне. Ну, нет в РФ ни одного своего Стива Джобса или Билла Гейтса, которые бы умудрились стать богатыми и известными ребятами. Зато в любой пивной мужики красочно опишут сокружечникам, что, кто и как сделает у нас с таким Джобсом или Гейтсом, начни он «выпендриваться», попытайся разбогатеть. Возможно, что и примеры из реальной жизни приведут.

Российский люд четко осознает систему стимулов, действующих в государстве, строит свою жизнь сообразно и детей старается отдавать учиться вовсе не на инженеров или там химиков-биологов, а предпочитает факультеты госуправления.

Так что не стоит ерничать над результатами опроса.

Настораживает другое – когда представители интеллектуальной элиты начинают умело доказывать, что, в общем, не стоит нам уповать на модернизацию. К примеру, Владислав Иноземцев пишет в статье Modernizatsya.ru: Made in Russia :«Многим кажется, что завоевание «командных высот» в экономике знаний – вот наша новая национальная идея, то, что сделает Россию уважаемой и признанной в мире державой. К сожалению, этой мечте вряд ли суждено сбыться».

Иноземцев написал очередную хорошую и компетентную статью. Хотя можно было бы поспорить с утверждениями типа: «Ярлык Made in… стал в современном мире свидетельством состоятельности государства»… Лет 40 назад – да. А нынче все-таки важен бренд, а не производитель. Даже в РФ уже, покупая, скажем, велосипед Gary Fisher, все знают, что машина произведена не в Калифорнии, а где-то в Азии – и наплевать где; что майка Gap пошита тоже не в США – скорее всего в Мексике; и так далее.Из США выделяются идеи, а воплощают их в железе или хлопке там, где это дешевле.

Кстати, еще недавно политики в США опасались, что такое развитие бизнеса приведет к невосполнимым потерям рабочих мест. Да нет, рабочих мест в итоге было создано больше, чем потеряно, только не на примитивных производствах, а там, где как раз придумываются модели и технологии их воплощения в товары.

Еще можно было бы поспорить с утверждением, что все-таки крупнейшие экспортеры в тех же США – индустриальные гиганты, а не технологические. На первый взгляд, все правильно. Экпорт Microsoft в 2009 году был меньше экспорта Boing более чем в 4,3 раза. Но стоит вспомнить, что сам Boing даже моторы не производит (привет отечественным авиастроителям, которые говорят, что могут делать лучшие в мире самолеты, только вот двигателей нет), что на корпорацию работают тысячи фирм и компаний по всему миру. И главное конкурентное преимущество Boing вовсе не том, что там делают много аппаратов, причем недорого, а в том, что эта компания опережает другие в революционных разработках и технологических решениях. Так что Boing тоже продает идеи.

Но согласимся вот с чем: мы говорим о модернизации как о способе перехода от индустриальной экономики к инновационной. Иноземцев в такую возможность не верит. Это понятно. Но надо признать, что другого выхода у нас просто нет. Что есть нынче США с инновационной экономикой, и есть Азия, успешно проводящая индустриализацию.

Если мы неспособны работать как американцы, то, надо полагать, следует направить усилия на организацию производства товаров «Made in Russia». А это невозможно.Просто потому, что в Китае, скажем, более 50% населения живет на селе и есть еще резерв привлекать мужичков от сохи на заводы под обещание платить больше $1 в день. В России же индустриализация уже давно прошла, на селе просто нет народа, готового переехать жить в город и работать на заводе за зарплату, не большую, чем у азиатов, при ценах на жизнь более высоких, чем и у китайцев, и у вьетнамцев, и у американцев.

Это все теория. А вот пример из жизни. Недавно сенатор Андрей Комаров с гордостью показывал новые цеха своего Первоуральского новотрубного завода (входит в Группу ЧТПЗ). На самом деле цеха отличные, с хитроумными улавливателями всяких гадостей, с отличными машинами. Инженеры с нескрываемой нежностью демонстрировали механизмы: «Немецкие!» – а когда подвели журналистов к некой камере, которая со скоростью мысли отбраковывает негожие трубы, то казалось, они сейчас упадут ниц перед этим технологическим чудом. «Это американская машина», – с придыханием пояснил нам заводской специалист.

Итак, завод оснащен по последнему слову техники. Дает ли это гарантии успеха бизнеса? Нет. Сенатор рассказал, что китайцы до последнего времени ежегодно вводили в строй металлургические мощности, равные всему объему российской металлургии. Что точно такие же немецкие и американские чудо-машины и они покупают. Цена на сырье у них примерно такая же, как у нас, на энергию тоже, но вот зарплаты работников ниже, а потому они производят заведомо более конкурентоспособный товар.

Рецепты сенатора понятны – протекционизм, не спешить в ВТО, и так далее. Но вот что получается.Чтобы выйти в мир с товарами «Made in Russia», надо научиться конкурировать с азиатами не только в технологическом оснащении, но и в уровне зарплат.

Мне, однако, средняя зарплата трубника в 20 тысяч рублей не показалась завышенной.Невозможно на планете, где миллиарды трудолюбивых азиатов проводят индустриализацию, конкурировать с ними за место на рынках относительно простых товаров. Конечно, есть те же трубы, которые никто, кроме россиян, делать не умеет, из особых сплавов. Но, как пояснил Комаров, «это сегмент где-то 5%».Невозможно в XXI веке конкурировать с вьетнамцами в пошиве тапочек Nike, с мексиканцами – в производстве гэповских маечек… И люксовых брендов, как у европейцев, у нас нет…

То есть или границы для импорта надо раз и навсегда перекрывать, или надо попробовать инвестировать не только в закупку чужих технологий и машин, а в собственные разработки, которые можно было бы потом продавать.

В том числе в виде машин, которые китайцы будут своим журналистам показывать с восторгом.Опыт, кстати, был: первыми сделали самолет с изменяющейся геометрией крыла, разработали технологию непрерывной разливки стали, и так далее.

Всего-то надо, чтобы мужики в пивной начали рассказывать другие истории – про то, как такой-то придумал то-то, быстро зарегистрировал фирму, наладил выпуск «штуковин» – и его никто не «прессовал», не «крышевал», и теперь он достраивает бассейн в своей квартире на 25 этаже… И чтобы при этом его сокружечники не стали вызывать скорую психиатрическую помощь.

А вот это в РФ и впрямь из области ненаучной фантастики.

Материал опубликован на сайте «Газета.Ру» 22.07.10

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net