Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

04.08.2010 | Екатерина Поспелова

Таможенный союз принес первые потери

Россия подсчитала первые потери от Таможенного союза – в первом квартале 2010 года они составили примерно 158 млн долларов. Однако основные потери будут приходиться на второе полугодие 2010 года, с момента, когда начал отсутствовать таможенный контроль между Белоруссией и Россией. Теперь поток товаров из Китая будет идти не через российских предпринимателей, а через белорусских. Неспроста же за первые четыре месяца товарооборот между Белоруссией и Китаем увеличился на 65%, да и Лукашенко подумывает о создании китайской промышленной зоны.

Россия подсчитала первые потери от Таможенного союза. Если верить оценке Счетной палаты убытки в первом квартале 2010 года составили примерно 158 млн долларов. Так, из-за снижения ставок таможенных тарифов, которое затронуло более 10% общего импорта, привело к уменьшению поступлений ввозных таможенных пошлин на 5,3%.

Однако еще не подсчитаны потери за первое полугодие, вполне возможно, что цифра будет намного больше. Кроме того, нужно учитывать, что с 1 января 2010 года вступил в силу только единый таможенный тариф, а сам Таможенный союз запущен с июля 2010 года с началом действия Таможенного кодекса Таможенного союза. То есть таможенный контроль на российско-белорусской границе отсутствует только месяц, а через год его не будет и на российско-казахстанской.

Но Счетная палата предполагает, что это только краткосрочная потеря, и потери от пошлин могут быть компенсированы за счет расширения налогооблагаемой базы – ведь экономическая активность должна вырасти в результате интеграции. К слову, ведь она и так вырастет за счет восстановления экономики после кризиса. То есть дифференцировать основной фактор экономического роста сейчас очень сложно, это может быть как промышленный рост, Таможенный союз, так и подготовка к Олимпиаде в Сочи.

Вместе с тем, до начала действия новых таможенных правил Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН подсчитал, что в этом году выгода от объединения для России составит порядка 400 миллионов долларов, а Беларуси и Казахстана - по 16 млрд долларов. Кроме того, введение единого таможенного тарифа, отмена таможенных пошлин и снятие экономических ограничений позволят России, Беларуси и Казахстану к 2015 году увеличить ВВП почти на 15%. Каким образом удалось получить эту цифру - вообще неясно, ведь многие пошлины еще не согласованы.

Однако выгоды может не быть еще долгое время, поскольку противоречия между странами по ряду вопросов так и остались не решенным. Самым болезненным открытым вопросом является механизм зачисления на национальные счета в определенных пропорциях средств, которые государства получают от импортных пошлин на своей территории. К примеру, казахстанские депутаты еще в начале года били в набат, доказывая, что несправедливая формула распределения таможенных платежей между участниками союза приведет к потере для Казахстана 470 млн долларов. Кроме того, депутаты предупреждали, что в стране произойдет резкий скачек цен на товары народного потребления, особенно на китайские, поскольку таможенный контроль на границе с Китаем усилится. Кстати, если депутаты говорят, что цены на китайский ширпотреб увеличатся, то получается, что до вступления в силу Таможенного союза казахстанский рынок был наводнен контрабандным товаром из Китая?

Более того, по многим пошлинам стороны так ведь и не договорились. К примеру, пошлины на сахар-сырец, который производится в Белоруссии и России, но не выпускается в Казахстане. Соответственно, в Казахстане пошлины традиционно низкие, а в Белоруссии и России – высокие. Унифицировать тариф по этому сырью невозможно.

Абсолютно аналогичная ситуация и по пошлинам на автомобили. В Казахстане и Белоруссии не производят легковые автомобили. В России эта отрасль наоборот довольно развита, да и иностранные автоконцерны сейчас активно открывают сборочные производства, что, кстати, было спровоцировано резким увеличением таможенных пошлин на иномарки. Хотя увеличение ставок было сделано в целях защиты российских автопроизводителей, в частности АвтоВАЗа. В результате этой меры произошло резкое сокращение импорта машин. По данным ФТС, за девять месяцев 2009 года сокращение ввоза всех иномарок составило 76% к уровню позапрошлого года. Но, теперь таможенные пошлины на подержанные авто в России и Белоруссии отличаются более чем в 13 раз в зависимости от пробега. К примеру, растаможка BMW 3-й серии 2006 года выпуска в России обойдется в 6 тыс. евро, а в Белоруссии – всего лишь в 798 евро.

Россия настаивает на унификации пошлин к нынешним российским ставкам. Зачем же нам тогда было создавать на своей территории сборочные производства и поддерживать тот же АвтоВАЗ?! А Белоруссии это невыгодно, поскольку из-за отсутствия собственного производства, повышение таможенных пошлин до уровня российских лишит многих граждан возможности покупки новых авто. В этом случае доля новых автомобилей на рынке Белоруссии может сократиться в 4–5 раз.

С другой стороны, если уровень белорусских таможенных пошлин сохранится, это приведет к тому, что эта страна станет просто зарабатывать на перегоне автомашин из Европы в Россию. Белорусы будут покупать машины впрок для перегонки в Россию, что убьет наш автопром.

Но есть еще одна проблема – это границы. Дело в том, внешние границы Таможенного союза контролируются не Россией, а Казахстаном и Белоруссией. Соответственно, «случайностей» с контрабандой не избежать. Неспроста же, казахстанские депутаты предупреждают о повышении цен на китайский ширпотреб из-за усиления контроля. Но контроль останется за Астаной и Минском. Ни Назарбаев, ни Лукашенко даже не рассматривают возможности допуска российских таможенников к свои границам.

Вместе с тем, гонка за китайским ширпотребом уже началась, и Белоруссия пока что тут лидирует. Так, очень странно, что только за первые 4 месяца текущего года объем товарооборота между Белоруссией и Китаем вырос по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом более чем на 65% и составил свыше 600 миллионов долларов. Кроме того, недавно было заключено два десятка различных соглашений о торгово- экономическом сотрудничестве, по которым в Белоруссии будет реализовано почти 100 совместных проектов. А объем китайских инвестиций в белорусскую экономику может составить более 15 миллиардов долларов. В частности, обсуждается создание в Белоруссии совместного производства легковых автомобилей. Также рассматривается возможность создания на территории Белоруссии китайской промышленной зоны. Скоро в Минске появится и свой собственный «Китай-город». В строительство нового жилого комплекса уже заложен первый камень. Также китайские инвесторы готовы возвести в Минске гостиницу «Пекин». Лукашенко же обещает, что для китайских инвестиций в Белоруссии не будет никаких барьеров.

Задаваться вопросом, о том, кто выиграет от Таможенного союза, уже не стоит, и так все понятно. Даже если сравнить экономики трех стран, то видно, кто и кому открыл свои границы и, соответственно, рынок. ВВП Казахстана составил в 2009 году 106 млрд долларов, Белоруссии – 51,9 млрд долларов, России – 1,3 трлн долларов. В России население 140 миллионов человек, а в Казахстане - 15 миллионов и в Белоруссии - 10 миллионов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net