Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

24.08.2010 | Анатолий Медведев

В России не хватает чиновников

Росстат опубликовал данные об укомплектованности бюрократических ведомств кадрами и об уровне заработных плат чиновников в регионах и в федеральном центре. Не удивительно, что чиновники по всей России зарабатывают в разы больше, чем среднестатистический россиянин. Удивительно то, что при всей раздутости бюрократического аппарата ведомства считаются не до конца укомплектованными. А это значит, президентскому устремлению сократить до 2013 года штат федеральных чиновников исполнительной власти на 20% будут противостоять не только всевозможные аргументы ведомств, но, и как говорится, голая статистика.

По данным Росстата, средняя заработная плата госслужащего федеральных органов исполнительной власти в первом полугодии 2010 года составила 50,3 тысячи рублей. Такая зарплата на 2,7 раза выше, чем средняя заработная плата по стране, которая равняется 18,6 тысяч рублей, и в 1,2 раза выше, чем средняя заработная плата в Москве (38,7 тысяч рублей). С 2000-х гг. бюрократическое ремесло считается довольно престижным занятием, в условиях кризиса количество чиновников начало только увеличиваться – работа на государственной службе рассматривалась как стабильное место с неплохим заработком. В июне 2009 года в разгар кризиса Росстат посчитал, что количество региональных чиновников не только не уменьшилось после настоятельных рекомендаций Дмитрия Медведева сократить бюрократический аппарат, а, наоборот, численность чиновников возросла на 20 тысяч.

Рост количества бюрократов, пожалуй, можно назвать самым непоколебимым и независящим ни от каких обстоятельств трендом. С конца 2000 по 2009 гг. численность федеральных чиновников выросла на 68% - с 522 тысяч до 878 тысяч. При всем при этом нынешний подсчет Федеральной службы государственной статистики выявляет неукомплектованность бюрократического аппарата: по последним данным, в федеральных ведомствах работают 38700 человек, что составляет 84,4% от необходимой численности. Эта самая необходимая численность рассчитывается из регламентов, которые определяют, сколько чиновников должны разделять тот или иной функционал в конкретном ведомстве. Совершенно логичным образом руководители этих ведомств за все 2000-е гг., не покладая рук, боролись за увеличение количества человекоединиц и прибыльных функций их подразделения, что увеличивало его бюджет и давало возможность манипулировать зарплатным фондом.

Если не принимать во внимание данную ситуацию, анонсированные Дмитрием Медведевым планы по сокращению чиновников федеральных органов исполнительной власти на 20% до 2013 года нереализуемы. Минфин, который как раз и отстаивает эту меру и готовит соответствующий проект, уже посчитал, что при сокращении ежегодно удастся экономить 37 млрд. рублей. Но велика вероятность того, что ожиданиям Минфина не суждено сбыться. Неукомплектованность штата позволит без изменения кадровой структуры и переформатирования функций федеральных органов исполнительной власти сократить всего 5% чиновников. По прикидкам СМИ, это составит всего 2000 человек. При этом, вполне возможно, что и это количество окажется недостижимым. Так, предчувствуя сокращения, министерства и ведомства уже начали придумывать причины, почему их это должно обойти стороной. Так, пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко отметил, что сейчас ведомство проводит внедрение электронных систем управления и укрупняет территориальные органы. А Министерство энергетики и вовсе готово увеличить численность своего центрального аппарата на 10% . По словам советника министра энергетики Ирины Есиповой, изменения штатной численности «связаны, прежде всего, с увеличением функций министерства по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности, электроэнергетики (в том числе по долгосрочному рынку мощности), нефтепереработки, а также возросшими требованиями к срокам и качеству исполнения государственных функций и большим объемом задач, решаемых сотрудниками министерства».

Таким образом ставятся под вопрос все начинания президента и правительства по повышению эффективности госаппарата. Главной причиной этому - высокий уровень осторожности при принятии решений, что делает их половинчатыми и создает риски того, что они растворятся в защитных маневрах бюрократических структур. По сути, все нынешние начинания власти не касаются фундаментальной проблемы госаппарата – нечеткое разделение функций и ролей, что ведет к их дублированию и создает возможности для манипулирования информацией. В любом случае эффективность любых преобразований на этом поприще должно быть результатом детальной экспертной проработки и внедрения электронных госуслуг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net