Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

09.09.2010 | Виктор Грибачов

Кластер: «Добро пожаловать, или…»

Владимир Путин утвердил «Стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025-го». Проект этого документа представил на рассмотрение правительства представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. Произошло это в ходе его встречи с Владимиром Путиным. Речь - о социально-экономическом развитии региона, в документе сделана ставка на частных инвесторов, которых привлекут для реализации проектов в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и туризме. Поможет и государство. Как заявил А. Хлопонин, объем финансирования уже одобренных проектов составляет около 600 миллиардов рублей с учетом частных инвестиций.

Вопрос решился положительно и быстро, объяснение известно. Вспомним: Северо-Кавказский федеральный округ создали в начале нынешнего года. Тогда же получил свое назначение А. Хлопонин, ему поручили подготовить проект стратегии. Уже в мае рабочая группа завершила разработку концепции, в июне, на Петербургском международном экономическом форуме Д. Медведеву проект туристическо-рекреационного кластера на Северном Кавказе представили. Президент его одобрил, сказав, что это «очень хороший шанс» поправить дела в республиках региона. Поддержка главы государства была ожидаемой и прогнозируемой: он и есть автор идеи создания туристического кластера в СКФО. В Санкт-Петербурге Д. Медведев признал, что она пришла ему в голову во время катания на лыжах в Сочи. Если попытаться понять, что означает словосочетание «туристический кластер», то, видимо, это слияние нескольких курортов и зон отдыха в одну группу. В буквальном смысле кластер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица. Применительно к Северному Кавказу – туристическая.

Кластер должен состоять из пяти зон — Матлас (Дагестан), Мамисон (Северная Осетия), Архыз (Карачаево-Черкесия), Лагонаки (Адыгея) и Эльбрус (Кабардино-Балкария), где планируется строительство горнолыжных комплексов: 4000 гектаров, 803 километра горнолыжных трасс, 104.500 мест для размещения туристов, 5 миллионов квадратных метров жилья, 250 километров новых и 500 - отремонтированных дорог. Сумма затрат известна, повторю: 600 миллиардов рублей, видимо, для начала. Кроме туризма, в регионе будут строить нефтехимический технопарк в Ставропольском крае, Владикавказский технологический центр «Баспик», кластер индустрии стройматериалов, завод чистых полимеров в КБР, организуют производство по переработке шерсти в Карачаево-Черкесии.

Видится, что по завершении работ в новый кластер толпами повалят настоящие туристы, ценители нетронутой природы и горных лыж – значит, это будут новые рабочие места в страдающих высокой безработицей регионах. Поступления в местные бюджеты и, что немаловажно, по уверениям авторов кластерного проекта, вот так решится проблема терроризма: молодежь мигом побросает оружие и бросится занимать созданные вакансии. В июле В. Путин говорил о 160 тысячах новых рабочих мест, которые дадут горнолыжные курорты, в сентябре пояснил, что, по итогам исполнения программы, в регионе должно появиться, в общей сложности, не менее 400 тысяч рабочих мест. Это многократно превышает даже неизвестное количество боевиков, которых нам предложено считать «мелкими бандами уголовных террористов». Сказать, что они горят желанием заняться созидательным трудом, будет явным преувеличением. Их может и не прельстить среднемесячная зарплата в 23 тысячи рублей, которую планируют выплачивать в регионе к 2025-му.

Сомнения экспертов в успехе «кластерного проекта» на первоначальном этапе его разработки звучали громко и резко. Сегодня – приглушенно и в форме полунамеков. Понятно: поскольку решение принято, его следует выполнять, разработчики стратегии развития СКФО все предусмотрели и нашли развязки всех очевидных проблем. Первая – деньги. При нынешнем, крайне высоком уровне практически повсеместной коррумпированности, финансы, закачиваемые частными инвесторами и государством в кластер, будут расходоваться исключительно по назначению. Никто и ничего не украдет, в регионе умеют работать с деньгами, не привыкать, в нынешнем году из федерального бюджета на поддержку субъектов региона было выделено более 200 миллиардов рублей. Не далее, как в мае Д. Медведев отмечал: одной из основных проблем Северного Кавказа является коррупция, которая напрямую угрожает национальной безопасности страны и является фактом пособничества сепаратистам. То есть, читай, воруют нещадно – и некая часть этих денег попадает «мелким бандам» на пропитание и снаряжение. «Кластерные финансы» намерены держать под самым строгим контролем, для чего создается госкомпания, А. Хлопонин – мудро и предусмотрительно… - не хочет отдавать деньги республикам из-за опасений, что их разворуют. Ну, таковы наши реалии: едва В. Путин завершил поездку по новой трассе Чита-Хабаровск, как прокуратура Амурской области возбудила два уголовных дела. Фирма, занимавшаяся строительством дороги, незаконно добывала материалы для прокладки трассы, щебеночно-песчаная смесь, использовавшаяся для отсыпки автодороги, не соответствует требованиям ГОСТа и может привести к быстрому разрушению дорожного полотна… Есть ли надежда, что полномочный представитель президента сумеет «удержать» деньги под контролем? Она есть всегда, исчезает надежда вместе с разворованными финансами.

Вторая очевидная проблема – безопасность туристов, приехавших из дальних стран в гостеприимный кластер. О ней пока говорить просто бессмысленно, только 7 сентября сообщили о подрыве грузового поезда на территории Дагестана, с рельсов сошли шесть вагонов, два из них перевернулись. Остальные, постоянно поступающие сводки о террористических актах на Северном Кавказе, никак не сочетаются с пасторалью на тему горнолыжного туризма. Вспомним: вскоре после того, как Сочи избрали городом проведения Олимпийских игр, нас заверили: все будет в порядке, террористы не проникнут в Краснодарский край через горные хребты, спортсменов и зрителей защитит специально создаваемая группировка Внутренних войск МВД. Как планируется обезопасить кластер – непонятно, скажем, в Москве несколько лет судили-рядили, но так и не создали туристической полиции для охраны гостей столицы. Значит, к моменту торжественного открытия рекреационной зоны на Северном Кавказе следует либо полностью искоренить терроризм – что вряд ли удастся сделать созданием рабочих мест для боевиков – либо оцепить кластер по периметру спиралью Бруно и оградить минным полями. Никакой иронии, сведения о ликвидации очередной группы террористов сопровождаются сегодня новостями о взрывах и убийствах, совершенных другими бандформированиями.

Проект неофициально назвали «кавказским Сколково», тем самым обозначив его приоритетный статус. Однако «настоящее» Сколково находится в двух километрах от МКАД, его вообще в перспективе можно будет сделать московским округом. А «настоящий» Кавказ с его проблемами от «центра» далеко. Сегодня приятно слышать, что уже через десять лет туристический поток в кластер вырастет до 5-10 миллионов человек в год. Хотя великий разброс оценок в пять миллионов и не очень сильно подтверждает расчеты разработчиков проекта. Зато они подкрепляются безудержным оптимизмом, поскольку, по официальным данным, выросший в первом полугодии на 17,4 процента туристический поток в Россию дал нам всего 884 тысячи гостей. Представить, что туристов к нам будет прибывать в разы больше, трудно, но можно – если мы резко снизим цены на гостиницы. По уровню цен, а не по качеству сервиса мировые эксперты отдают нам пальму первенства. Но подумать, будто все туристы бросятся в кластер на Северном Кавказе и все, как один, примутся кататься на горных лыжах под присмотром спецназа, просто невозможно. Нет. Да и вообще, как пояснили в Российском союзе туриндустрии, показатели «роста приезжающих» сильно лукавы. Речь идет, в основном, о гражданах Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии и Молдавии. Они прибывают в Россию, главным образом, зарабатывать – как и граждане Украины, давшие баснословный прирост турпотока из своей страны в 748 процентов.

Одобрение проекта кластера на самом высоком уровне, конечно же, наполнит его необходимыми финансовыми средствами. Ведь, как сегодня напоминают эксперты, правительство традиционно «заливает» все проблемы региона деньгами. Только они в подобных случаях быстро заканчиваются, и никто толком не может потом сказать, куда подевались. На Северном Кавказе, отмечается в тексте «стратегии», ключевыми угрозами являются клановость, коррупция, ориентация на натуральные формы хозяйства, этнический сепаратизм, религиозный радикализм, профессиональная деквалификация и склонность части населения к иждивенчеству.

Такие оговорки всегда преследуют две цели. Если стратегия будет реализована, то превращение Северного Кавказа в рекреационный центр справедливо потянет не меньше, чем на трудовой подвиг. Если через десять лет выяснится, что в план вкрались ошибки, и ничего не вышло, все перечисленные проблемы занесут в список оправданий: «Мы же предупреждали…».

Итак, соломку уже подстелили. А звучащие сегодня предостережения предложено считать мнениями нытиков, скептиков и ретроградов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net