Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.09.2010 | Татьяна Становая
Политическая модернизация Дмитрия Медведева
10 сентября президент России Дмитрий Медведев встретился с членами клуба «Валдай» на полях ярославского политического форума, а также выступил с концептуальным видением политического развития России. Выступление Дмитрия Медведева можно назвать завершающим этапом «врастания» в должность: главе государства понадобилось почти два года для того, чтобы подступить к вопросам реальной политической модернизации…
О модернизации экономической Медведев высказался достаточно резко и противоречиво по отношению к Путину еще в его прошлогодней статье «Россия, вперед». Несмотря на доминировавший тогда скепсис в отношении этой публикации, она стала значимым шагом президента в направлении выстраивания собственной политической идентичности, отличающейся от экономических взглядов Владимира Путина, важнейшей составляющей которых являлась ставка на крупные госкорпорации. Хотя расхождения жестко и не акцентировались, что было связано с существующими «правилами игры» в рамках правящей диархии. В этот раз концептуально были представлены политические взгляды Медведева, причем в аналогичной стилистике. В этот раз президент коснулся политического управления. «В существующих условиях высокой коррупции, происходящих террористических актов, техногенных катастроф, от которых никто не застрахован, важно сохранить стабильность», - считает Медведев: «Изменения должны происходить степ-бай-степ… Демократия развивается, и она в сегодняшней России более развитая, чем 5 лет назад».
Таким образом, в своей основе высказывания Медведева во многом совместимы с тем, что неоднократно говорил Владимир Путин. В своей речи в Ярославле Медведев отметил, что первые два года после того, как занял пост президента, он занимался изменением политической структуры на федеральном и региональном уровнях. Он также признал, что для России парламентская форма правления была бы катастрофой. Об этом неоднократно говорил и Путин, будучи президентом. Кроме того, как подчеркнул президент, у России свой путь, в стране невозможно было бы реализовать путь развития, которым движется, например, соседний Китай. По мнению президента, советское коммунистическое руководство в любом случае не смогло бы предотвратить политические и экономические потрясения, которые произошли в России. Тем не менее, по мнению Медведева, перемены, связанные с распадом СССР, могли бы быть менее драматическими. Вместе с тем он подчеркнул, что в ходе преобразований постсоветского времени удалось избежать худших сценариев развития.
Однако в отличие от прежних выступлений на политические темы в этот раз Медведев впервые предстал как полноценный самостоятельный политический лидер.
Во-первых, он презентовал собственное видение российской демократии – этот вопрос является сейчас одним из самых дискуссионных, причем не только в общественности, но и внутри власти. При этом очень осторожно он встал на сторону тех, кто два года дискутировал с «охранителями» - сторонниками максимальной стабилизации того режима, который был сформирован при Путине. До сих пор Медведев избегал отдавать приоритет тем или иным сторонам. Президент подчеркнул, что есть две точки зрения на демократию: одна - что демократия «является результатом развития, а другая - что она является основой для развития». Напомним, что суть дискуссии между охранителями и либералами как раз состояла в том, что первично. «Охранители» утверждали, что изначально важно выстроить сильное государство и сильную экономику, после чего позволить стране плюрализировать систему. Известно, например, высказывание Владимира Путина несколько лет назад о том, что страна сможет отойти от «ручного управления» не ранее чем через 15 лет.
Либералы, напротив, утверждали, что без плюрализации, без политической модернизации (разумеется, постепенной эволюционной), развития конкуренции не только экономической, но и политической, невозможно добиться успехов в развитии страны. Предлагалось, что политическая модернизация может быть не привилегией экономически развитого государства, а необходимым условием становления такого государства. Об этом были и соответствующие доклады Института современного развития, а также ставшие резонансными статьи Евгения Гонтмахера, подвергнутого вскоре резкой критике со стороны Владислава Суркова.
Разумеется, Медведев дистанцировался и от радикальной оппозиции. Как отметил президент, намекая на оппозицию, у тех, кто считает, что в стране царит тоталитарный режим, «хреновая память».Во-вторых, принципиально новым явлением стала демонстрация самостоятельных, независимых от Путина, политических амбиций. Если ранее Медведев, говоря о вопросах политического будущего, всегда вводил в контекст своего партнера по тандему, то сейчас глава государства демонстрирует в этих вопросах пусть и осторожную, но самодостаточность. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова в пятницу в интервью телеканалу Russia Today подчеркнула, что задачи по модернизации, сформулированные Медведевым в статье «Россия, вперед!», долгосрочные и не исчерпываются одним президентским сроком. По словам Тимаковой, эти планы рассчитаны «не на один, два или три года». При этом она подтверждала актуальность всех тех амбициозных задач, которые были поставлены в прошлогодней статье «Россия, вперед». Важнейшей задачей, как напомнила Тимакова, Медведев считает перевод экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Она указала на первые успехи: начало реализации проекта создания инновационного города Сколково, а также активную работу Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.
В-третьих, по ряду вопросов наметилось практическое расхождение в реализации политики, в понимании которой вроде бы сохраняется концептуальное единство между Путиным и Медведевым. Прежде всего, это касается акций протеста «несогласных». Медведев заявил, что выражение недовольства и протесты в условиях демократии в России являются нормальным явлением, если конкретные проявления протестов не нарушают законодательства. Это давно выработанная консенсусная позиция двух участников тандема. Однако на практике уже сейчас политика в отношении внесистемной оппозиции значительной пересматривается.
В первую очередь, речь идет о том, что президент допустил возможность диалога с теми силами, которые при Путине считались неприемлемыми сторонами. Это резкие критики режима, правозащитники, наиболее жестко настроенные СМИ, такие как «Новая газета». Кроме того, появилась определенная возможность компромиссов и с радикальной оппозицией, хотя пока контакты с ней и не приводят к позитивным результатам. Прямо об этом также заявила глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева в статье, опубликованной в газете «Московский комсомолец». Она рассказала, что Кремль предпринимал попытки разрешить митинг на Триумфальной площади в Москве. «После 31 мая, когда там собралось особенно много самых разных людей, происходящее, похоже, заинтересовало федеральные власти. Я имею в виду администрацию президента. По всей видимости, оттуда была дана отмашка избежать позорного противостояния силовиков гражданам, мирно защищающим свое конституционное право. Со стороны властей была сделана попытка предоставить нам возможность провести митинг на Триумфальной площади, но переговоры начались в последние дни перед подачей заявки, велись они наспех, обе стороны не проявили договороспособности, и времени как-то отрегулировать ситуацию не хватило. В результате площадь, опять-таки наспех, отдали под соревнование каких-то очень шумных автомобилей, которым место только на стадионах. А нас опять оттеснили на узкую полоску по периметру площади», - написала Алексеева.
Для пересмотра политики Кремля в отношении внесистемной оппозиции есть как объективные причины, так и субъективные. К объективным причинам можно отнести значительное расширение числа участников и качества протеста, что ярко проявилось в истории с Химкинским лесом. Кроме того, значительно снизились страхи перед «цветной революцией». Интересно, что Медведев, отвечая на вопросы о реформе образования, поддержал модернизацию университетов, назвав их «оплотом либеральных идей». Однако здесь же он добавил, что лимит на революции в России исчерпан, четко разделив либералов и революционеров.
Однако есть и субъективные причины, которые связаны с амбициями и расхождениями в понимании происходящего внутри правящего тандема и даже скорее – между командами двух лидеров. И если раньше оба лидера стремились «подтягивать» свои команды под консенсусные взгляды двух участников тандема, то сейчас команды неизбежно начинают «растаскивать» своих патронов по разным сторонам. Меняются и непосредственные интересы и потребности двух лидеров. Именно Медведеву в большей степени неудобно отвечать на вопросы о состоянии демократии в России перед западными лидерами и журналистами. Кроме того, проблемы с демократией создают негативное давление на важнейший и уникальный для Медведева политический ресурс – качественное улучшение отношений между Россией и США. «Перезагрузка» становится самостоятельной ценностью персонально для Медведева, и эта ценность девальвируется, когда поднимается вопрос о подавлении акций протеста.
США пока также следуют логике «перезагрузки», понимая, что излишнее давление на Россию может спровоцировать усиление позиций «ястребов», воздерживаются от лишнего давления напрямую. Так, на прошедшей неделе вопрос о протестах оппозиции так и не был поднят на заседании рабочей группа российско-американской комиссии с участием Владислава Суркова и помощником президента США Майкла Макфола. Зато на Ярославском политическом форуме Макфол призвал Россию к соблюдению демократических прав и усилению политической конкуренции. В это же время по теме демократии высказался и Владислав Сурков. Он заявил, что нынешняя российская демократия соответствует уровню развития общества в России. «В России есть своя демократия, и она такого качества, какого она есть. У одного – хорошая машина, у другого – дает сбой, но все это – машины... По конституции мы – суверенное государство. Это и есть суверенная демократия», – цитирует кремлевского чиновника ИТАР-ТАСС. «Не знаю, демократ ли я, но я – свободный человек», – добавил он, отвечая на вопросы журналистов. Впоследствии сообщения информагентств были удалены по просьбе администрации президента, писали «Ведомости».
Тема свободы и демократии была обсуждена и на встрече Медведева с российскими и зарубежными политологами в Ярославле. Медведев гораздо в большей степени в своем выступлении сделал акцент на вопросе свободы человека. О свободном человеке свободной страны говорил и Владимир Путин в своем послании (тогда, в 2005 году, именно Медведеву приписывают авторство этого пассажа). Однако в этот раз Медведев говорил не об абстрактной ценности, а о необходимом условии развития. Медведев отметил, что проводить курс на модернизацию России способны только свободные люди. «Человек, который испуган, зашорен, боится государства, правоохранительных органов и конкурентов, не может заниматься модернизацией», - добавил президент, отвечая на вопросы.
В целом создается ощущение, что амбиции президента стали выходить за рамки неформальных возможностей, которыми он обладает в условиях тандемократии и его эта ситуация начинает раздражать. Это хорошо видно по его комментариям в отношении Лужкова (подробнее об этом в материале ниже), а также последним крайне критическим высказываниям в адрес правительства. Достаточно вспомнить, как Медведев высказался в отношении Рослесхоза. Глава государства пригрозил радикально поменять ведомство, если правительство не наладит его эффективную работу. Несмотря на то, что эта угроза звучала формально в адрес Рослесхоза, в действительности в этом было сильное сомнение Медведева в дееспособности самого правительства (ведомство перешло в подчинение премьера). При этом Путин в последнее время демонстрирует холодное спокойствие, с одной стороны, не допуская более глубоких перемен ни в политике, ни в кадровых решениях, но, с другой стороны, не принимая видимых активных усилий и со своей стороны. Отсюда и знаковые заявления Медведева о том, что он недоволен, как проходит модернизация, и Путина об удовлетворенности модернизацией.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.