Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

04.10.2010 | Игорь Филоненко

День освобождения Москвы

Скандальное увольнение Лужкова, конечно, не должно заслонять его достоинств. Является ли он выдающимся хозяйственником, городским менеджером? Безусловно! Является ли Лужков человеком, обеспечившим создание и функционирование существующей системы управления столицей, хозяйствования в городе, вокруг которой как вокруг экономического солнца вертится жизнь во всей России? Однозначно! Но… Совершенно очевидно, что город еще в конце 90-х годов вошел в регрессивный и конфликтный этап своего развития, который продолжается уже более 10 лет. И дальше так жить было невмоготу ни самой Москве, ни ее «окружению». Главные лозунги реформы управления столицей после 18-летнего периода правления Лужкова – открытость и сотрудничество. С бизнесом, федеральными властями, регионами, обществом, населением…

Деятельность Лужкова на посту мэра можно разделить на два крупных этапа. Первый, продуктивный, начинался в тени харизмы Гавриила Харитоновича Попова. Ведь Лужков – законный наследник, и первоначально продолжатель дела первого мэра Москвы.

Систему управления столицей Лужков сам не создавал: она была построена под руководством выдающегося отечественного теоретика управления Гавриила Харитоновича Попова, одного из идеологов демократической революции конца 80-х—начала 90-х годов, интеллектуальных лидеров Межрегиональной депутатской группы.

Именно Попов осуществил тотальную перенарезку столицы, полный слом старых структур управления, и создание новых, что позволило городу быстро порвать с советскими и партийными институтами и элитами.

Хозяин Москвы

К середине 90-х годов у Юрия Лужкова появляется собственная харизма – вполне заслуженная. Он тогда - очень демократичный правитель, мэр-хозяйственник, хозяин города в хорошем смысле этого слова.На мой взгляд, нет ничего зазорного в том, что мэр в своем городе – хозяин. И пока Лужков был действительно хозяином, а не феодальным властителем, вопросов это вызвать не могло…

Середина-конец 90-х - фантастический период развития города - беспрецедентный на всем постсоветском пространстве. При всей разности таких проектов, как Храм Христа Спасителя, снос пятиэтажек, активизация жилищного и дорожного строительства, МКАД, они стали визитными карточками современной России, Москвы - и визитными карточками Лужкова как управленца.

Например, МКАД – это, я считаю, самый мощный, прорывной проект развития столицы, который дал городу дышать, открыл перспективы роста. Это был взгляд в перспективу. Проект, благодаря которому Лужков, бесспорно, войдет в экономическую историю России. И таких проектов немало.

Отец вертикали

Второй этап мэрства начинается в конце 90-х годов. Он характеризуется увлечением Лужкова федеральной политикой: внутренней и внешней.

Юрий Михайлович, совершенно очевидно, пересидел к тому времени в мэрах - перерос мэрскую должность. Скорее всего, ему нужно было идти в премьеры. И он стал бы, полагаю, прекрасным главой российского правительства. Но в силу многих причин, в том числе его собственных политических ошибок (конфликт с Ельциным), этого не случилось.

Во многом именно политическое противостояние с федеральным центром заставило московскую власть занять круговую оборону, создать герметичную авторитарную систему. Но в этот период столица стала примером настоящего авторитаризма.

Когда Россию называют авторитарной страной, очень преувеличивают. Конечно, это не так: структурно она к авторитаризму стремится, но до реальной «вертикали» пока далеко. Да, у нас назначаемые губернаторы – но Кремль во многих случаях вынужден считаться с местными элитами, и региональный руководитель имеет весьма высокую степень автономии. Москва - это один из немногих случаев, когда удалось дойти в строительстве авторитарной системы до конца: и он же показывает ограниченность такой системы. Параллельно с авторитаризмом, в Москве расцвело такое явление, как «придворный» бизнес. Кстати, именно в этот период начинается бурный рост «Интеко». Семейный бизнес – это достаточно очевидная история, и, конечно, совершенно неприемлемая.

Тогда же Лужкова в Москве начали чуть ли не канонизировать – и он сам поверил в свою исключительность и уникальность. Печать этой «святости» мы видим и во время текущего конфликта с Кремлем.

В знаменитом письме Медведеву он возмущается «травлей» - но была масса людей в Москве, которые в конце 90-х—2000-е годы могли также назвать политику мэрии по отношению к ним…

Эра Лужкова кончилась 28 сентября. И дальше будет, несомненно, трудный период в управлении городом. Могло быть все гораздо мягче – если бы Лужков воспитал и продвинул преемника. Но у Лужкова не было преемника. Понятно было, что ему придется уходить, - хотя бы в силу возраста... Но ничего не было сделано для выдвижения такой фигуры. Результат – с наибольшей вероятностью город возглавит «варяг». И в этом есть и вина, и беда самого Лужкова, для которого собственная политическая судьба на каком-то этапе стала важнее судьбы города.

Лужков – не Ходорковский-2

Много говорится о корректности и некорректности позиции президента Медведева в рамках развивающегося конфликта. На мой взгляд, все было сделано им предельно корректно – даже в ущерб своей репутации в глазах широких масс.

Вспомним: история финальной части конфликта Лужкова с Кремлем началась с публикации Юрием Михайловичем или с его согласия двух статей – совершенно, с моей точки зрения, неприличных. Медведеву было нанесено личное и политическое оскорбление. Возможно, Лужкова спровоцировали – но провокатор умело использовал слабости столичного руководителя.

Мое мнение – снимать мэра Москвы нужно было сразу после этих публикаций, это подавило бы сопротивление в зародыше. Но у президента свой политический стиль, он избрал другой путь – более мягкий. В силу того, что у него как руководителя государства как минимум две целевые аудитории: население и элиты. Он должен был показать элитам, что не может с ними разделываться на свой вкус – ей должны быть представлены возможности и для «отходных» вариантов. Да, в отношении Лужкова применялись «грязные» с точки зрения структуры и подхода материалы на ЦТ – однако по существу они ничего не добавили, были повтором ранее выходившего и общеизвестного.

И вообще, всякий новый шаг Лужкова на тропе войны сопровождался сначала предупредительным выстрелом. Возможно, почти трехнедельная позиционная борьба выглядит странно с точки зрения просвещенного населения, но это совсем не странно в отношениях с элитами. Медведев показал им, что никому не собирается

откручивать головы - но если вы в системе, то нужно соблюдать определенные правила игры. Когда сегодня говорят: у Путина была победа над Ходорковским, потому Медведеву понадобилась победа над Лужковым, забывают, что история с Ходорковским была с точки зрения предсказуемости и «предупредительных выстрелов» высшей власти существенно иной и существенно менее корректной по отношению к элитам вообще и бизнес-элитам в частности.

Систему надо корректировать и модернизировать

Отставление Лужкова от поста градоначальника – позитивный процесс. То, что очень многое надо менять в Москве – однозначно.

Москва – нетуристический город, а она таким городом должна стать. Что невозможно сделать без развитой гостиничной, выставочной, музейной, транспортной инфраструктуры. Москва - неудобный для жизни город. Притчей во языцех стала транспортная проблема. Как она до сих пор решалась? Полторы развязки в год, одна в год новая станция метро?.. Причем, это все делось каким-то нечеловеческим напряжением усилий, энергии – в том числе лично Юрия Михайловича Лужкова, который стремился контролировать чуть ли не каждый объект во время своих знаменитых субботних поездок по стройкам города.

А в Шанхае тем временем в год сдают десятки км новых линий метро ежегодно! А развязки для крупного мирового центра – это непростая, но будничная работа. Абсолютно точно можно решить проблему строительства новых дорог в российской столице. В Каире, например, где огромный старый город, с узенькими улочками, построили «второй этаж» для транспортных коммуникаций. В Москве транспортная проблема должна быть решена радикально и быстро. Есть масса предложений и идей по этому поводу. Нужны средства, политическая воля и контролирующие механизмы, чтобы как можно быстрее начинать ее решать – на современном технологическом уровне.Принятый недавно генплан развития столицы – инерционен, это тупик старой системы. Там все проблемы едва-едва затронуты. Существуют сомнения, что в нем отражены глобальные градостроительные тренды. Генплан, безусловно, нуждается в уточнениях и корректировках.

Полет не получается

Глядя с позиций 70-х годов, мы видим в Москве колоссальные изменения. Но если мы сравним с развитием за тот же период других мировых центров, то увидим, что почти стоим на месте – а, значит, откатываемся назад. Потому что в современном мире для сохранения своего места, в полном соответствии с известным афоризмом, нужно быстро бежать. А для того, чтобы оказаться впереди других – буквально лететь. В последнее десятилетие полет не получался.

Система управления Ю.М. Лужкова и имени Лужкова – жесткая, закрытая, она просто невозможна сегодня. Не может современный город такого уровня быть закрытой авторитарной системой! И если она не могла модернизироваться изнутри, ее необходимо было модернизировать снаружи – что и дОлжно делать сейчас. От апологетов системы Лужкова можно слышать, что власть Москвы развернута к населению. Это неправда. Она от части населения откупается.

И этот процесс, очевидно, продолжится – что правильно: если есть деньги, значительную часть из них действительно нужно направлять на социальные нужды. Но, ни о каком учете мнения общественности в столице сегодня нет и речи.

А взаимоотношения с бизнесом? Да, сегодня на московский рынок пробиваются питерские фирмы, компании из каких-то других городов – но они попадают на рынок ценой нечеловеческих усилий, и с добытого уже их покровителями высочайшего разрешения столичных властей. Это ненормально. Рынок столицы должен быть максимально открытым, привлекать разный бизнес: именно конкуренция обеспечит развитие и снизит стоимость услуг и стоимость жизни.

Не только московский бизнес должен работать везде в России - почти никого не пуская при этом в столицу, но и в Москве должен работать лучший бизнес России. В городе необходима открытая и прозрачная система взаимодействия с бизнес-сообществом.

Есть проблема тендеров, проводимых московскими властями: многие утверждают, что они нечестные. Так это или не так? Давайте что-то делать для того, чтобы развеять эти сомнения – развивать публичность, приглашать к их проведению общественных деятелей, депутатов, членов Общественной палаты, а не просто огрызаться… И это будет важным символом перемены делового климата в городе.

От конфликтов – к взаимодействию

Часть закрытости московской системы – перманентное противостояние с федеральными властями и властями Московской области.

В силу противостояния с федералами, непонятно – каковы финансовые реалии? Хватает ли, к примеру, городу денег, которые оставляет федеральный центр в виде налогов субъектам Федерации для того, чтобы решать те же транспортные проблемы или развивать Москву как туристический центр? Очень важно, чтобы система была открытой для федеральных властей: чтобы ситуация в Москве адекватно воспринималась ими. Это снимет большинство конфликтов.

А конфликт с Московской областью? Уже этим летом, когда над Лужковым ходили тучи, случилась очередная склока по вопросу, кто должен ремонтировать мост на Ленинградском шоссе. Понятно, что и область не без греха – но в семье виноват всегда тот, кто «больше» и авторитетнее: а Москва более влиятельный субъект Федерации – по всем показателям.

Многие обвиняют Московскую область в строительстве торговых центров и других крупных объектов со своей стороны МКАД и транспортных развязок, что ухудшает транспортную ситуацию в Московской агломерации. Но в области инвесторы оказались потому, что их просто не пустили в Москву!

Надежды и опасности

День освобождения Москвы от Лужкова - это день, дающий определенные надежды. С другой стороны, день достаточно мрачный – и, кстати, 28 сентября весь день лил дождь.

Мрачный, потому что любое изменение, любое движение вперед означает неизвестность и большие риски. Над созиданием нового образа Москвы должен будет потрудиться не только новый мэр, который пока не определен, но и старая команда, которая хорошо знает город. Конечно, и Мосгордума, которая принимала во многом прогрессивное, интересное законодательство.

Те силы, которые остались после правления Лужкова и те, что придут, должны объединиться, чтобы двинуть город дальше.

Лужкову нужно отдать должное, потому что в самые сложные времена – во времена самых тяжелых политических и экономических кризисов, он занимал позицию промосковскую, защитил Москву от многих напастей. И - идти вперед.

Главные лозунги реформы управления Москвой – открытость и сотрудничество. Чтобы не получилось так, что вслед за освобождением Москвы от Лужкова наступила оккупация Москвы некими силами, которые просто используют созданную Лужковым в последние годы систему для решения своих задач. Итак, новый этап истории города должен быть модернизационным, открытым и адекватным современным социальным технологиям и глобальным процессам.

Игорь Филоненко – к.э.н., руководитель программы «Покупайте российское»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net