Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

21.06.2005 | Георгий Ковалев

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ДЕПУТАТЫ

Новые политические инициативы Владимира Путина, прозвучавшие в ходе оглашения им последнего послания Федеральному собранию, начинают претворяться в жизнь. Вчера председатель комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин провел первое заседание рабочей группы по подготовке проекта закона о парламентских расследованиях. Пока что готов только предварительный текст документа, подготовленный экспертами. Предполагается, что в течение лета проект закона будет согласован со всеми инстанциями, включая администрацию президента и Генпрокуратуру, а осенью будет вынесен на рассмотрение нижней палатой парламента.

Стоит напомнить, что если руководствоваться классическими представлениями о парламенте как об органе государственной власти, Федеральному Собранию должны вменяться три функции: представительная (отстаивание интересов людей, являющихся гражданами государства), законодательная (собственно законотворческий процесс) и контрольная (в частности, подразумевающая проверку деятельности исполнительной власти). Во многом на этой последней функции парламента в странах с демократическим политическим режимом и зиждется так называемая система "сдержек и противовесов". В современной России институт парламентаризма, существующий в и без того гипертрофированной форме, по факту изначально был лишен контрольной функции (отсутствовала практика парламентских расследований, столь распространенная на Западе). Иллюзию некоего контроля над ситуацией со стороны российского парламента и его независимости от президента и правительства создавало лишь наличие Счетной палаты, подконтрольной законодательному органу власти. Однако ровно год назад депутаты Госдумы одобрили поправки к закону о СП, которые предусматривали утверждение кандидатур на должность главы этого ведомства и его заместителя только по представлению президента России. В результате принятия этих поправок за парламентом, по сути, уже де-юре были закреплены только законодательная и представительная функции. Сама СП оказалась подконтрольной президенту, а потому о независимости этого органа теперь можно говорить лишь в том случае, если принять на веру беспристрастность президента, который выступает в роли арбитра, стоящего над схваткой различных политических сил и ветвей власти.

Спустя десять месяцев после принятия поправок к закону о СП в ежегодном обращении президента России Федеральному Собранию впервые прозвучало предложение закрепить на законодательном уровне и внедрить в российскую политическую практику институт парламентских расследований. Что именно подтолкнуло Владимира Путина выступить с подобного рода инициативой, остается только гадать. То ли это было вызвано осознанием того факта, что институт парламентских расследований существует в любом демократическом государстве (а ведь послание президента было выдержано в ключе приверженности идеалам демократии). То ли этому способствовал опыт создания комиссии по расследованию трагедии в Беслане, в ходе деятельности которой ни одна государственная тайна не была рассекречена, общественное мнение, хоть и с большим скепсисом, но было удовлетворено фактом создания подобной комиссии, а со временем само парламентское расследование было вытеснено и из информационной, и из публичной повесток дня, что, видимо, и являлось главной целью ее создания.

Как бы там ни было, но уже вчера состоялось первое заседание рабочей группы, призванной разработать текст закона о парламентских расследованиях. На специально созванном брифинге по результатам заседания Владимир Плигин заявил о том, что парламентские комиссии можно будет создавать по инициативе одной пятой части палаты при поддержке простым большинством голосов. Кроме этого, председатель комитета Госдумы по госстроительству отметил, что работа комиссий по расследованию должна иметь открытый характер - с участием журналистов, которые, впрочем, не будут допущены к гостайнам, оперативной информации и частной жизни фигурантов расследования. В свою очередь вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что комиссия может создаваться на основе двух палат парламента, что "позволит объединить усилия без дублирования". При этом брифинговавшие вчера депутаты подчеркнули, что для введения института парламентских расследований не потребуется специальных поправок к конституции. Между тем в распространенных вчера документах содержатся заключения экспертов, которые свидетельствуют о том, что контрольная функция парламента прописана практически во всех конституциях демократических стран. Более того, порой прописаны даже общие процедуры парламентских расследований, следственные комитеты работают на постоянной основе. В этой связи, как считают многие ученые и политики, "целесообразно внесение соответствующих изменений и дополнений в статьи 102 и 103 Конституции РФ, что подтверждается общемировой практикой, которая показывает, что если действующее законодательство не предусматривает необходимость включения права на парламентское расследование в Основной нормативный акт государства, то в дальнейшем на практике снижается эффективность его проведения".

Впрочем, несмотря на эти замечания, депутаты не намерены вносить соответствующие поправки в российскую конституцию, видимо, по-прежнему придерживаясь точки зрения, что Основной закон государства еще не исчерпал своего потенциала. В действительности же это, судя по всему, обусловлено конъюнктурным характером российской политики, а также виртуальностью политического процесса. Формализм и иллюзорность - вот, пожалуй, главные черты политики сегодняшнего дня. Форма и суть редко сочетаются. Скажем, в странах "развитой демократии" круг вопросов, которые могут стать предметом расследования, вообще не ограничен. В предложенном же российском варианте парламентские комиссии могут создаваться по вопросам, "имеющим особое государственное значение или в связи с грубым нарушением прав и свобод человека и гражданина". Более чем общая формулировка. Более того, в соответствии с текстом документа парламент не может проводить расследования по обстоятельствам, по которым возбуждено уголовное дело. А если учесть, что по результатам любого чрезвычайного происшествия, имеющего общественный резонанс, в России автоматически возбуждается уголовное дело, выводы напрашиваются сами.

Впрочем, уже то, что зашла речь о возвращении парламенту его функций - это хорошо. Орган государственной власти, который упоминается на страницах и отечественной, и зарубежной прессы с атрибутом "марионеточный", не может быть авторитетным ни в одной международной организации. Понимание в том числе и этого, видимо, и обусловливает появление инициативы введения в политическую практику института парламентских расследований.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net