Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2005 | Сергей Михеев

МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА: ОТСРОЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ

По мере приближения 1 января 2006 года - даты вступления в силу федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нервозность в среде федеральных чиновником неуклонно растёт. Еженедельно, по понедельникам, федеральные министры и главы регионов отчитываются на совещании перед премьером Михаилом Фрадковым о том, как подведомственные им структуры готовятся к вступлению в силу 131-го закона. Значительная часть экспертного сообщества уверена, что с 1 января 2006 года Россию ждут потрясения не меньшие, а скорее всего, даже более значительные, чем при вступлении в силу закона № 122 о монетизации льготных выплат.

Напомним, что федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был подписан Владимиром Путиным 6 октября 2003 года и с тех пор уже оброс рядом поправок. Последние были внесены в апреле этого года по предложению Татарстана и касались усиления влияния региональной власти на местное самоуправление. Уже сейчас можно точно сказать, что эти поправки - далеко не последние и не самые существенные. Всем, кто связан с реализацией 131-го закона, ясно, что он слишком радикально меняет нынешнее положение дел. Поэтому его просто необходимо будет приводить в соответствие с жизненными реалиями. Это и анонсировал президент Путин, который на последней встрече с региональными законодателями не исключил возможность внесения существенных поправок в муниципальную реформу.

Слабые места 131-го закона уже неоднократно назывались и губернаторами, и практикующими политиками, и экспертным сообществом. Коротко говоря, это, прежде всего, деньги и кадры. Разработчики закона (Д.Козак, С.Самойлов и другие) по сути, взяли за основу западный, прежде всего германский опыт. Формально местное самоуправление наделяется существенными полномочиями и, наверное, впервые законодательно усиливается. Однако в реальности для настоящего усиления местного самоуправления совершенно нет никакой экономической основы. Муниципалам оставили слишком незначительную налогооблагаемую базу: налог на имущество физических лиц, земельный и сельскохозяйственный налоги, право сдачи в аренду муниципального имущества и создания МУПов для занятия коммерческой деятельностью. Если заглянуть в статью закона, которая перечисляет расходные полномочия местного самоуправления, то становится совершенно ясно, что только немногие муниципии вытянут это без финансовой поддержки субъектов федерации. Это, напомним, и организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, и снабжение населения топливом, и содержание и строительство автодорог общего пользования, и обеспечение малоимущих очередников жильём, и транспорт, и связь, и общественное питание, и ЖКХ, куда входит благоустройство и многое другое.

Действия федеральной и региональной власти показывают, что местное самоуправление в который раз посадят на короткий финансовый поводок. Муниципалам дадут ровно столько денег, столько нужно для "поддержания штанов" - и только тем, кто будет полностью лоялен. Однако ясно, что это хорошо, пока в федеральном бюджете достаточно нефтедолларов и всё ещё значителен стабилизационный фонд. Случись ухудшение мировой конъюнктуры, и местное самоуправление вновь в полной мере хлебнёт неразберихи 90-х годов с веерными отключениями электроэнергии, взорвавшимися котлами котельных, размороженными системами, невыплатами пенсий и пособий.

Следующая проблема - кадры. Как известно, закон требует создания практически в каждом населённом пункте самостоятельного муниципального образования с выборным органом власти. То есть практически в каждом крупном селе (более мелкие объединяют в одно МО) должен быть свой "парламент" минимум из семи человек, а также глава муниципального образования. В ряде регионов уже прошли муниципальные выборы и уже видно, кто стал депутатами - доярки, скотники, трактористы, лесники, в лучшем случае - учителя сельских школ и фельдшеры районных больниц и ФАПов. А именно они должны писать уставы своих вновь созданных муниципальных образований, разрабатывать и принимать бюджеты, принимать активное участие в распределении имущества. Значительная часть избранных депутатов не только не имеет базовой юридической подготовки, но даже порой и высшего образования. И это только депутаты. А ведь с ростом числа муниципальных образований (в целом по России более чем в два раза) сильно вырастет число муниципальных служащих. Откуда они возьмутся? И сколько из них будет профессионалов, а сколько дилетантов, ничего не смыслящих в управлении территориями? Не секрет, что большинство даже районных администраций формируется по кровно-родственному признаку. Устраивают на разные непыльные должности детей, племянников, шуринов, деверей, невесток и т.д. Тем более что работать в провинции часто негде. Или зарплата ниже прожиточного минимума. Что уж говорить о сельсоветах! Очевидно, что это будет происходить и далее - но в более крупных масштабах.

Поэтому в России создаётся оригинальная ситуация. Принимается "прогрессивный", как утверждается, сделанный по западным лекалам закон. Но большинство наличных кадров просто не готово к его реализации! Поэтому необходимо срочно изыскивать средства на обучение этому закону огромного числа людей, по некоторым подсчетам, до 160 тыс. человек. Это минимальное число специалистов, которых нужно обучить хотя бы примерно разбираться в хитросплетениях муниципальной реформы. Самое интересное, что федеральный центр, конечно, найдёт необходимые средства (если захочет), но это может кончиться ничем. Совершенно непонятно, кто будет обучать муниципалов. Специалистов по 131-му закону нет. По крайней мере, в таком количестве. В результате обучать будут (в лучшем случае) теоретики из гуманитарных вузов (прежде всего филиалов академии госслужбы), которые по факту мало смыслят в управленческой практике и черпают свои фрагментарные знания из западных учебников, либо откровенные шарлатаны. Последние уже проявили себя: множество различных консалтинговых структур, центров и фондов предлагают пустые конференции по муниципальной реформе, безграмотные учебники и теоретическую методическую литературу. Всё это за кругленькую сумму, разумеется. И часто муниципалы в отсутствие ясной информации покупаются на эти пустышки, умножая хаос в головах.

У многих компетентных людей в связи с этим появляется чувство неотвратимого приближения чего-то неясного, но очень неприятного и даже опасного. Неудивительно, что среди муниципалов, ряда экспертов, а также политиков популярна идея переноса даты вступления 131-го закона в силу с 1 января 2006 года на 1 января (или 1 июля) 2008 года. Эту инициативу поддерживает фракция "Родина", а также часть единороссов. Однако не так давно Путин чётко дал понять: отсрочки не будет. По всей видимости, окружение убедило президента в правильности закона и необходимости провести именно сейчас максимум опасных и непопулярных реформ. Тем самым многократно умножая свои проблемы в преддверии "больших выборов" 2007-2008 гг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net