Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

23.06.2005 | Сергей Михеев

ТИХАЯ РЕФОРМА, ЧРЕВАТАЯ КОЛЛАПСОМ

С упорством, достойным лучшего применения, федеральный центр продолжает продавливать реализацию федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". К 1 июля все муниципальные образования России должны привести свои уставы в соответствие со 131-м законом. Далее необходимо приступать к вёрстке бюджетов - но здесь ещё много неясностей, поскольку в большинстве регионов только приступили к разделу имущества. Поступь реформы неумолима и муниципальному уровню в очередной раз придётся смириться и жить в очень непростых условиях.

Предчувствуя большое количество проблем, прежде всего для себя, местные и региональные власти настоятельно просят Москву создать единый Центральный штаб муниципальной реформы. Сейчас управление раскоординированно. Формально профильным ведомством является Министерство регионального развития. Но, как известно, сформировано оно было в спешке, непродуманно, и эффективность его работы оставляет желать лучшего. Да и нельзя сказать, что непотопляемый Владимир Яковлев хорошо разбирается в тонкостях муниципальной реформы. В то же время ход реализации 131-го закона отслеживает сам Михаил Фрадков - каждый понедельник у премьера проходят совещания, где министры и губернаторы отчитываются о своих успехах на муниципальном поприще. Весьма активно работает департамент государственного управления и местного самоуправления аппарата правительства, рассылающий "указивки" по регионам. Естественно, свои ЦУ даёт и администрация президента - её клерки лично объезжают региональные администрации "с секретными предписаниями", инспектируя готовность субъектов федерации к 1 января (дате вступления в силу 131-го закона). Регулярные совещания проводят полномочные представители президента в федеральных округах. Всё это создаёт весьма сильный административный беспорядок, от которого страдают, прежде всего, исполнители - профильные отделы региональных администраций и местные власти.

Однако пока федеральные власти категорически отказываются создавать единый координирующий центр. Возможно, в этом кремлёвским и правительственным чиновникам видится элемент чрезвычайщины. Кремль изо всех сил хочет сохранить видимость стабильности, контролируемого и планомерного проведения реформ. По всей видимости, свежи воспоминания от аврала, связанного с монетизацией льгот. Не исключено, что само слово "штаб" вызывает аллергию у федеральных чиновников. Ведь если "штаб", то, значит, есть военные действия. А у нас не война, а спокойная и последовательная реализация федерального закона. Причём в условиях политической стабильности и роста демократии.

В результате, несмотря на обилие проверяющих из Москвы и горы отчётности, регионы, по сути, отпущены в свободное плавание. Каждый действует, исходя из своего понимания, кто во что горазд. Например, в Московской области решили отделаться минимальными корректировками статус-кво. Там сохранились прежние границы муниципальных образований, а их главы по-прежнему будут выбираться на прямых всенародных выборах. В соседней Калужской области внедряют другую схему: там глава муниципального образования будет выбираться из числа депутатов местной думы, одновременно исполняя обязанности её председателя. Причём, как правило, на общественных началах (без зарплаты). Глава же исполнительной власти нанимается по контракту, по итогам конкурса. То есть везде, начиная от сельсовета и кончая стотысячным наукоградом Обнинском, главой исполнительной власти в муниципальных образованиях будет наёмный управленец, "сити-менеджер".

В ряде регионов вообще можно наблюдать попытку ухода от прописанной в 131-м законе двухуровневой системе организации местного самоуправления (муниципальный район, в составе которого находятся городские и сельские поселения). Так, в Рязанской области районы включили в состав городских округов. Тем самым создалось множество правовых коллизий. Одна из самых главных проблем - сельские жители лишаются льгот и надбавок, поскольку формально начинают жить не на селе, а в городе.

Интересен и сам управленческий подход федерального центра. Не оказывая совершенно никакой помощи, с регионов только требуют предоставить какую-то отчётность и статистику. Ни правительство, ни администрация президента не выпустили ни одного методического или справочного материала. Федеральный Центр совершенно не озаботился популяризацией столь важной реформы. Регионы за счёт своих скудных средств сами издают текст закона со всеми поправками, комментарии к нему, методическую литературу. Что уж говорить о полноценной программе разъяснения даже не населению, но хотя бы муниципальным служащим сути реформы, основных положений закона и его главных последствий. Нет даже попыток такую программу разработать.

Приходится констатировать, что реформа не до конца продумана и в целом её концепция вызывает массу вопросов и нареканий. Чего стоят хотя бы предстоящие выборы и комплектация муниципальных органов исполнительной и законодательной власти. Для этого нет ни соответствующих кадров, ни ресурсов, ни возможностей контролировать деятельность новых чиновников и депутатов, большинство из которых составят, видимо, люди совершенно профессионально не пригодные для данного вида деятельности. В результате есть вполне реальная угроза возникновения хаоса, беспрецедентного роста коррупции и неэффективности в системе управления регионом.

Более того. И сами разработчики закона, и многочисленные восторженные комментаторы-теоретики без устали заявляют, что одна из целей реформы - побудить население принять активное участие в управление территориями, на которых оно живёт. При этом 95 % населения абсолютно не в курсе о том, что в России идёт муниципальная реформа. Людям ещё предстоит столкнуться с её плодами после 1 января, когда наверняка возникнет колоссальная неразбериха с полномочиями и компетенцией различных уровней власти. Можно уверенно прогнозировать, что где-то забудут передать полномочия, или не удастся вовремя их профинансировать. А в результате в домах и школах не будет отопления, не будут чиститься дороги, вывозиться мусор. Говорить об участии в управлении просто смешно в условиях неуклонного падения доверия к выборным институтам власти, к выборам вообще. А также в условиях планомерного закручивания гаек федеральным центром в сфере выборного законодательства. Какое может быть участие в управлении, если население по факту устранено от возможности влиять на процесс принятия важнейший решений, хотя бы в результате выборов?

В результате смысл реформы во многом выхолащивается, и мы получаем очередной "прогрессивный" закон, минусы которого намного перевешивают плюсы, очередную реформу ради реформы. Конечно, в отношениях региональной и муниципальной власти многое стало определённее - например, чётко разграничены полномочия (до сих пор здесь была наибольшая путаница). Однако никакой финансовой базы под новые отношения, которые прописывает 131-й закон, не подводится. В результате местное самоуправление будет вновь обречено быть "бедным родственником" в системе общественно-государственных отношений в России.

Что же касается чисто политического аспекта, то негативный эффект от реформы может вызвать возникновение десятков очагов протеста, общий рост социальной напряжённости и недовольства. Если уровень этой напряжённости начнёт зашкаливать, то в оппозицию федеральному центру будет вынуждена перейти заметная часть и без того недовольных региональных элит. И всё это в преддверии выборов 2007-2008 гг. Какие проблемы это сулит власти объяснять не нужно. В самую пору вспомнить о всевозможных революциях, которыми сейчас всех пугают. Получается - одной рукой лечим, а другой калечим.

Конечно, понятно, что именно под негативный эффект от продолжающихся реформ и происходит то, что многие называют "сворачиванием демократии". В первую очередь, речь идёт об отмене выборов глав регионов и депутатов-одномандатников. Иначе региональная элита под давлением снизу быстро вышла бы из повиновения. Кстати, получается довольно парадоксальная ситуация - ради проведения либеральных реформ власть вынуждена частично ограничивать демократию. Вопрос лишь в том, хватит ли у новой системы запаса прочности для удержания в рамках неизбежно растущего социального напряжения.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net