Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.07.2005 | Георгий Ковалев

РЕФОРМА СИЛОВИКОВ С ОРАНЖЕВЫМ ПОДТЕКСТОМ

Информационный шум, созданный СМИ вокруг вопроса реформирования силовых ведомств, неожиданно всплывшего на этой неделе, казалось бы, говорит о том, что "принципиально новые подходы" к работе правоохранительных органов России не только выработаны, но уже готовы к внедрению. Вместе с тем ответов на вполне резонно возникающие вопросы нет, пожалуй, ни у кого. Главный среди них - почему информация о возможном перераспределении полномочий между силовыми ведомствами появляется именно сейчас?

Интересно, что Владимир Путин ни словом не обмолвился о грядущей реформе в силовых структурах. Единственное, о чем он заявил, так это о переводе главы Департамента собственной безопасности МВД Константина Ромодановского на другую должность - главы Федеральной миграционной службы (ФМС). Причем эта реплика главы российского государства была вызвана выступлением Сергея Караганова, сделавшего акцент на деятельности ФМС. Что это, сенсация? Да вроде бы нет. Обыденная кадровая политика президента страны, тем более если учесть, что предыдущий глава ФМС Андрей Черненко, по имеющейся информации, не мог исполнять свои обязанность по состоянию здоровья.

Однако в условиях политического и информационного затишья, чем, собственно, славится вторая половина июля и август каждого года, каждое заявление Владимира Путина становится особенно значимым. Масла в огонь подлила и пресс-конференция вице-спикера Госдумы Любови Слиски, которая заявила, что, по ее мнению, вообще стоит распустить многие силовые структуры. Ну а дальше пошло в ход журналистское мастерство. Появились комментарии осведомленного источника в правительстве, заявившего о том, что в Кремле вовсю готовятся решения по силовым ведомствам.

В самом этом сообщении ничего сенсационного не было, ибо Путин говорил ровно о том же в своем последнем послании Федеральному Собранию. Однако осведомленный источник поделился некоторыми деталями грядущей реформы: от ФСБ к МВД планируется передать функции по борьбе с экономическими преступлениями и наркобизнесом, а за самой ФСБ оставить вопросы борьбы с терроризмом и защиты конституционного строя. Кроме этого, к ведению ФСБ планируется отнести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями во всех правоохранительных органах. Что же касается служб собственной безопасности, имеющихся во всех силовых ведомствах, то их предлагается вообще ликвидировать. Цель предлагаемой реформы, по словам анонимного источника в правительстве, - "сделать так, чтобы ни у кого в правоохранительных органах не было монополии и был взаимный контроль".

В свете всей этой информации, вылившейся в среду на журналистов и вместе с тем недостаточной для полноценного объяснения слухов о реформе силовиков, и появились рассуждения на самые различные темы. Является ли перевод Ромодановского на пост главы ФМС понижением или повышением по службе? Какое из ведомств в ходе реформы будет ослаблено МВД или ФСБ? И будет ли вообще? Под кем закачалось кресло - под Нургалиевым или под Патрушевым? Ну и так далее. При этом на слова президента, заявившего о том, что поспешных решений принимать не стоит (это о выведении ФМС из-под управления МВД и превращении ее в гражданскую службу), мало кто обращает внимание.

Если реформа силового блока и будет происходить, то постепенно и весьма взвешенно, ибо этот процесс наверняка будет сопряжен с отставками глав силовых ведомств. В противном случае это будет не реформа, но очередная пертурбация, переливание из пустого в порожнее.

Сама же тема реформы силового блока может стать весьма значимой в контексте выборов 2007-2008 годов. Здесь стоит учесть, во-первых, что по опросам общественного мнения подавляющее большинство граждан России на вопрос, кого вы боитесь больше всего, отвечают - "милицию". Осознание этого факта четко прослеживается в послании президента Федеральному Собранию, а значит, можно предположить, что реформа правоохранительных органов может стать одной из основных имеющих электоральный вес тем избирательной кампании будущего президента России, который, вероятно, и проявит себя на этом поприще. По сути, это тот же путь, по которому пошел Виктор Ющенко, ликвидировав ДАI.

Во-вторых, если верить заявлениям информированного источника в правительстве, суть реформы силового блока заключается в распределении функций между различными силовыми ведомствами с тем, чтобы ни у одного из них не было монополии, но был взаимный контроль. Иными словами, можно говорить о формальном ослаблении каждого из силовых ведомств, а точнее, о четком определении зоны их ответственности, а также о прекращении разговоров о создании некоего суперсилового ведомства на базе ФСБ. Если это действительно так, вполне реально реформирование МВД по модифицированному старому козаковскому сценарию.

Для чего все это делается? Вариантов масса. Все они на слуху. Неординарным, пожалуй, является лишь один. Опять же, он связан с возможностью реализации "цветной революции" в России. Дело в том, что, как показывает опыт, и в Украине, и в Киргизии революции состоялись в том числе и потому, что власть "сдали" силовики. Так, в самый ответственный момент глава СБУ Украины Александр Смешко отказался бросить подведомственные ему силы против демонстрантов. Дабы предотвратить подобный сценарий в России, все силовики должны находиться под властью Кремля. Отсюда и стремление создать систему сдержек и противовесов в структурах силового блока.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net