Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.07.2005 | Георгий Ковалев

РЕФОРМА СИЛОВИКОВ С ОРАНЖЕВЫМ ПОДТЕКСТОМ

Информационный шум, созданный СМИ вокруг вопроса реформирования силовых ведомств, неожиданно всплывшего на этой неделе, казалось бы, говорит о том, что "принципиально новые подходы" к работе правоохранительных органов России не только выработаны, но уже готовы к внедрению. Вместе с тем ответов на вполне резонно возникающие вопросы нет, пожалуй, ни у кого. Главный среди них - почему информация о возможном перераспределении полномочий между силовыми ведомствами появляется именно сейчас?

Интересно, что Владимир Путин ни словом не обмолвился о грядущей реформе в силовых структурах. Единственное, о чем он заявил, так это о переводе главы Департамента собственной безопасности МВД Константина Ромодановского на другую должность - главы Федеральной миграционной службы (ФМС). Причем эта реплика главы российского государства была вызвана выступлением Сергея Караганова, сделавшего акцент на деятельности ФМС. Что это, сенсация? Да вроде бы нет. Обыденная кадровая политика президента страны, тем более если учесть, что предыдущий глава ФМС Андрей Черненко, по имеющейся информации, не мог исполнять свои обязанность по состоянию здоровья.

Однако в условиях политического и информационного затишья, чем, собственно, славится вторая половина июля и август каждого года, каждое заявление Владимира Путина становится особенно значимым. Масла в огонь подлила и пресс-конференция вице-спикера Госдумы Любови Слиски, которая заявила, что, по ее мнению, вообще стоит распустить многие силовые структуры. Ну а дальше пошло в ход журналистское мастерство. Появились комментарии осведомленного источника в правительстве, заявившего о том, что в Кремле вовсю готовятся решения по силовым ведомствам.

В самом этом сообщении ничего сенсационного не было, ибо Путин говорил ровно о том же в своем последнем послании Федеральному Собранию. Однако осведомленный источник поделился некоторыми деталями грядущей реформы: от ФСБ к МВД планируется передать функции по борьбе с экономическими преступлениями и наркобизнесом, а за самой ФСБ оставить вопросы борьбы с терроризмом и защиты конституционного строя. Кроме этого, к ведению ФСБ планируется отнести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями во всех правоохранительных органах. Что же касается служб собственной безопасности, имеющихся во всех силовых ведомствах, то их предлагается вообще ликвидировать. Цель предлагаемой реформы, по словам анонимного источника в правительстве, - "сделать так, чтобы ни у кого в правоохранительных органах не было монополии и был взаимный контроль".

В свете всей этой информации, вылившейся в среду на журналистов и вместе с тем недостаточной для полноценного объяснения слухов о реформе силовиков, и появились рассуждения на самые различные темы. Является ли перевод Ромодановского на пост главы ФМС понижением или повышением по службе? Какое из ведомств в ходе реформы будет ослаблено МВД или ФСБ? И будет ли вообще? Под кем закачалось кресло - под Нургалиевым или под Патрушевым? Ну и так далее. При этом на слова президента, заявившего о том, что поспешных решений принимать не стоит (это о выведении ФМС из-под управления МВД и превращении ее в гражданскую службу), мало кто обращает внимание.

Если реформа силового блока и будет происходить, то постепенно и весьма взвешенно, ибо этот процесс наверняка будет сопряжен с отставками глав силовых ведомств. В противном случае это будет не реформа, но очередная пертурбация, переливание из пустого в порожнее.

Сама же тема реформы силового блока может стать весьма значимой в контексте выборов 2007-2008 годов. Здесь стоит учесть, во-первых, что по опросам общественного мнения подавляющее большинство граждан России на вопрос, кого вы боитесь больше всего, отвечают - "милицию". Осознание этого факта четко прослеживается в послании президента Федеральному Собранию, а значит, можно предположить, что реформа правоохранительных органов может стать одной из основных имеющих электоральный вес тем избирательной кампании будущего президента России, который, вероятно, и проявит себя на этом поприще. По сути, это тот же путь, по которому пошел Виктор Ющенко, ликвидировав ДАI.

Во-вторых, если верить заявлениям информированного источника в правительстве, суть реформы силового блока заключается в распределении функций между различными силовыми ведомствами с тем, чтобы ни у одного из них не было монополии, но был взаимный контроль. Иными словами, можно говорить о формальном ослаблении каждого из силовых ведомств, а точнее, о четком определении зоны их ответственности, а также о прекращении разговоров о создании некоего суперсилового ведомства на базе ФСБ. Если это действительно так, вполне реально реформирование МВД по модифицированному старому козаковскому сценарию.

Для чего все это делается? Вариантов масса. Все они на слуху. Неординарным, пожалуй, является лишь один. Опять же, он связан с возможностью реализации "цветной революции" в России. Дело в том, что, как показывает опыт, и в Украине, и в Киргизии революции состоялись в том числе и потому, что власть "сдали" силовики. Так, в самый ответственный момент глава СБУ Украины Александр Смешко отказался бросить подведомственные ему силы против демонстрантов. Дабы предотвратить подобный сценарий в России, все силовики должны находиться под властью Кремля. Отсюда и стремление создать систему сдержек и противовесов в структурах силового блока.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net