Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

22.07.2005 | Георгий Ковалев

РЕФОРМА СИЛОВИКОВ С ОРАНЖЕВЫМ ПОДТЕКСТОМ

Информационный шум, созданный СМИ вокруг вопроса реформирования силовых ведомств, неожиданно всплывшего на этой неделе, казалось бы, говорит о том, что "принципиально новые подходы" к работе правоохранительных органов России не только выработаны, но уже готовы к внедрению. Вместе с тем ответов на вполне резонно возникающие вопросы нет, пожалуй, ни у кого. Главный среди них - почему информация о возможном перераспределении полномочий между силовыми ведомствами появляется именно сейчас?

Интересно, что Владимир Путин ни словом не обмолвился о грядущей реформе в силовых структурах. Единственное, о чем он заявил, так это о переводе главы Департамента собственной безопасности МВД Константина Ромодановского на другую должность - главы Федеральной миграционной службы (ФМС). Причем эта реплика главы российского государства была вызвана выступлением Сергея Караганова, сделавшего акцент на деятельности ФМС. Что это, сенсация? Да вроде бы нет. Обыденная кадровая политика президента страны, тем более если учесть, что предыдущий глава ФМС Андрей Черненко, по имеющейся информации, не мог исполнять свои обязанность по состоянию здоровья.

Однако в условиях политического и информационного затишья, чем, собственно, славится вторая половина июля и август каждого года, каждое заявление Владимира Путина становится особенно значимым. Масла в огонь подлила и пресс-конференция вице-спикера Госдумы Любови Слиски, которая заявила, что, по ее мнению, вообще стоит распустить многие силовые структуры. Ну а дальше пошло в ход журналистское мастерство. Появились комментарии осведомленного источника в правительстве, заявившего о том, что в Кремле вовсю готовятся решения по силовым ведомствам.

В самом этом сообщении ничего сенсационного не было, ибо Путин говорил ровно о том же в своем последнем послании Федеральному Собранию. Однако осведомленный источник поделился некоторыми деталями грядущей реформы: от ФСБ к МВД планируется передать функции по борьбе с экономическими преступлениями и наркобизнесом, а за самой ФСБ оставить вопросы борьбы с терроризмом и защиты конституционного строя. Кроме этого, к ведению ФСБ планируется отнести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями во всех правоохранительных органах. Что же касается служб собственной безопасности, имеющихся во всех силовых ведомствах, то их предлагается вообще ликвидировать. Цель предлагаемой реформы, по словам анонимного источника в правительстве, - "сделать так, чтобы ни у кого в правоохранительных органах не было монополии и был взаимный контроль".

В свете всей этой информации, вылившейся в среду на журналистов и вместе с тем недостаточной для полноценного объяснения слухов о реформе силовиков, и появились рассуждения на самые различные темы. Является ли перевод Ромодановского на пост главы ФМС понижением или повышением по службе? Какое из ведомств в ходе реформы будет ослаблено МВД или ФСБ? И будет ли вообще? Под кем закачалось кресло - под Нургалиевым или под Патрушевым? Ну и так далее. При этом на слова президента, заявившего о том, что поспешных решений принимать не стоит (это о выведении ФМС из-под управления МВД и превращении ее в гражданскую службу), мало кто обращает внимание.

Если реформа силового блока и будет происходить, то постепенно и весьма взвешенно, ибо этот процесс наверняка будет сопряжен с отставками глав силовых ведомств. В противном случае это будет не реформа, но очередная пертурбация, переливание из пустого в порожнее.

Сама же тема реформы силового блока может стать весьма значимой в контексте выборов 2007-2008 годов. Здесь стоит учесть, во-первых, что по опросам общественного мнения подавляющее большинство граждан России на вопрос, кого вы боитесь больше всего, отвечают - "милицию". Осознание этого факта четко прослеживается в послании президента Федеральному Собранию, а значит, можно предположить, что реформа правоохранительных органов может стать одной из основных имеющих электоральный вес тем избирательной кампании будущего президента России, который, вероятно, и проявит себя на этом поприще. По сути, это тот же путь, по которому пошел Виктор Ющенко, ликвидировав ДАI.

Во-вторых, если верить заявлениям информированного источника в правительстве, суть реформы силового блока заключается в распределении функций между различными силовыми ведомствами с тем, чтобы ни у одного из них не было монополии, но был взаимный контроль. Иными словами, можно говорить о формальном ослаблении каждого из силовых ведомств, а точнее, о четком определении зоны их ответственности, а также о прекращении разговоров о создании некоего суперсилового ведомства на базе ФСБ. Если это действительно так, вполне реально реформирование МВД по модифицированному старому козаковскому сценарию.

Для чего все это делается? Вариантов масса. Все они на слуху. Неординарным, пожалуй, является лишь один. Опять же, он связан с возможностью реализации "цветной революции" в России. Дело в том, что, как показывает опыт, и в Украине, и в Киргизии революции состоялись в том числе и потому, что власть "сдали" силовики. Так, в самый ответственный момент глава СБУ Украины Александр Смешко отказался бросить подведомственные ему силы против демонстрантов. Дабы предотвратить подобный сценарий в России, все силовики должны находиться под властью Кремля. Отсюда и стремление создать систему сдержек и противовесов в структурах силового блока.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net