Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.07.2005 | Наталья Серова

КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ВОСТОКА

Дискуссия вокруг вопроса об изменении региональной политики, в ходе которой столкнулись подходы министра регионального развития России Владимира Яковлева и полпреда Президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, получила дальнейшее развитие в инициативах депутатов Красноярского краевого парламента и губернатора края Александра Хлопонина.

Разница в подходах Яковлева и Козака сводится к тому, что министр ставит во главу угла чисто экономические задачи рационального использования инвестиций, а полпред тесно увязывает экономику с политикой. То есть сутью предложений Владимира Яковлева является отказ от идеи выравнивания регионов, лишающей регионы-доноры стимула к интенсивному развитию, и переход к политике поддержки тех регионов, которые способны не предать финансовые вливания, а направлять их на развитие экономики.

В свою очередь Дмитрий Козак считает, что политическая самостоятельность субъектов Федерации должна находиться в прямой зависимости от его экономической состоятельности, то есть дотационные на 80-90% регионы должны управляться из Федерального центра. Что касается Александра Хлопонина, то он, объединив политический и экономический аспекты, поднимает вопрос о необходимости интенсивного развития Восточных регионов России в рамках единого проекта "Новое освоение Востока", направленного на усиления геополитических позиций России в Азии.

Применительно к далеко не дотационному Красноярскому краю этот подход вполне согласуется с идеями Владимира Яковлева, однако задача защиты Сибири и Дальнего Востока от экономической экспансии Китая напрямую связана с проблемой сохранения территориальной целостности страны и ее решение подразумевает принятие целого комплекса не только экономических, но и административных, демографических и миграционных мер, направленных на развитие восточных регионов.

Таким образом, красноярский губернатор говорит о целенаправленной государственной политике, реализация которой должна осуществляться "за счет сложения усилий бизнеса и государства". Идеальная схема, согласно которой государство инвестирует в инфраструктуру, а бизнес - в предприятия, может быть задействована не везде, но поскольку речь идет не о "проедании" денег, а об экономически рентабельных проектах, внутренние инвестиционные возможности регионов, как ожидается, должны возрастать по мере реализации этих проектов.

Под экономически выгодными и перспективными проектами Хлопонин в первую очередь подразумевает организацию переработки сырья, которым богаты восточные регионы, или, по его словам, "перенесение центров создания добавленной стоимости", то есть центров капитализации на территорию России. Решение этой задачи потребует финансовых вливаний, а также притока кадров, способных занять рабочие места на вновь создаваемых перерабатывающих предприятиях.

И тут вопрос упирается в демографическую и миграционную политику. Поскольку в долгосрочной перспективе "чрезмерное" привлечение китайской рабочей силы представляет вполне определенную геополитическую опасность, приток рабочей силы должен осуществляться за счет европейская часть России и страны СНГ.

А поскольку сегодня в отличие от периода сталинских пятилеток, когда интенсивное развитие Дальнего Востока обеспечивалось за счет "комсомольских" и "женских" призывов, привлечь жителей европейской части страны на восток можно только, создав соответствующие условия. В первую очередь, речь идет о хорошей заработной плате, условий жизни, условий труда и перспектив личностного роста, а это означает, что задача кадрового обеспечения проекта развития восточных регионов также является затратной, во всяком случае, на первом этапе.

Что касается привлечения трудовых ресурсов из стран СНГ, тот тут на первое место выходит прагматичная миграционная политика. Одновременно, придется решать и проблему подготовки квалифицированных, отвечающих задачам развивающейся экономики кадров, упирающуюся в реформу образования. Таким образом, реализация проекта "Новое освоение Востока" может способствовать действительному осуществлению административной, образовательной, миграционной и других давно назревших реформ.

Заметим, что только такой комплексный подход способен положить конец опасной тенденции выкачивания за рубеж ресурсов Сибири и дальнего Востока и заставить их работать на экономических рост России, а не сопредельных государств, в первую очередь Китая.

С этими идеями, касающимися интенсификации развития восточных регионов напрямую связаны инициативы депутатов Красноярского законодательного собрания, касающиеся корректировки проекта федерального закона "Об особых экономических зонах". Возражения красноярских депутатов связаны в первую очередь с тем, что закон предусматривает возможность создания только двух типов особых экономических зон - промышленно-производственных и технико-внедренческих, то есть в явном виде содержит запрет на создание особых экономических зон в сфере природопользования.

По словам председателя комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного собрания края Юрия Захаринского, "Красноярский край не устраивает такое положение вещей", и депутаты намерены подготовить соответствующие поправки, снимающие дискриминационный запрет на создание особых экономических зон в регионах, экономика которых основана на использовании природных ресурсов.

Заметим, что эта проблема актуальна не только для Красноярского края, но и для других восточных регионов, однако сегодня трудно сказать, как отразится на федеральном бюджете одновременное создание большого числа особых экономических зон. Это вопрос к экономическому блоку правительства.

В целом же, бросается в глаза оптимистических настрой Красноярского губернатора, считающего, что в рамах проекта "Новое освоение Востока" России удастся не только аккумулировать собственные ресурсы, но и, используя тот факт, что она является "держателем контрольного пакета сырьевых ресурсов" для китайской экономики, добиться пересмотра формата отношений с Китаем.

Речь идет о качественном изменении структуры китайских инвестиций, то есть о переходе от инвестирования добычи и вывоза российского сырья на перерабатывающие предприятия Китая к инвестициям в переработку на территории России. Тут, правда, придется очень внимательно следить за тем, чтобы доля иностранного капитала не превышала долю российского, но этот вопрос должен быть урегулирован на законодательном уровне.

Решив эти кажущиеся неподъемными задачи, Россия не только улучшит экономическую ситуацию внутри страны, но и избавится от имиджа сырьевого придатка. Таким образом, в геополитическом плане проект "Новое освоение Востока" подразумевает не только интенсивнее развитие восточных регионов, "связывание" их в единую инфраструктуру и, тем самым, укрепление целостности страны, но и существенное изменение позиционирования России как субъекта мировой экономики.

Использованы материалы интернет-конференции Александра Хлопонина на сайте "Страна.ру"

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net