Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

За полтора месяца до первого тура президентских выборов во Франции фаворитом стал Эмманюэль Макрон, бывший министр экономики в правительстве Франсуа Олланда и президент нового движения «В путь!».

Бизнес, несмотря ни на что

Представитель семьи ингушских бизнесменов Гуцериевых, который станет совладельцем украинской «дочки» Сбербанка, видимо, участвует в этой сделке далеко не случайно.

Интервью

«Политком.RU» планировал поговорить с известным политологом и политическим географом Дмитрием Орешкиным о нынешнем состоянии российской внепарламентской оппозиции. Но по ходу интервью разговор вышел и на другие темы: о глубоких социокультурных и политических различиях между российскими регионами и связанных с этим проблемах для любой власти в Кремле, а также о президентских выборах и политической ситуации после марта-2018.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Российский мир

16.09.2011 | Олег Громов

Газовый спор России и Украины: в ожидании «горячей фазы»

Москва и Киев не могут договориться об изменении контрактов на поставки «голубого топлива» в эту страну и транзит газа в Европу. Россия предложила Украине вступить в Таможенный союз и отдать в аренду или продать свою газотранспортную систему в обмен на понижение цены. Украина не соглашается и пытается привлечь Евросоюз на свою сторону. В хитросплетениях сложившейся ситуации нам помогли разобраться украинские политологи, ответив на вопросы: каковы шансы взаимовыгодного разрешения спора между Россией и Украиной по пересмотру действующих контрактов на поставку и транзит газа? Может ли Украина обратиться в Стокгольмский суд? Каковы последствия такого шага для Украины и поставок газа в Европу?

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев):

Шансы взаимовыгодного решения спора между Россией и Украиной равны нулю - стороны слишком далеко зашли в нагнетании напряженности.

Но проблема, по большому счету, даже не в этом, а в том, что изначально был предельно сужен круг вариантов решения, которые можно было бы считать взаимовыгодными. По сути, таковым можно считать только вариант вступления Украины в ТС. Однако и он выглядит неоднозначно, на фоне намерений российских властей доведения внутренних цен на газ до рыночных (не буду критиковать это решение - надо надеяться, что российское руководство проанализировало социально-экономические и внешнеполитические последствия такого шага и сочло их приемлемыми). Таким образом, даже со вступлением в ТС Украина получает лишь временную скидку, в дальнейшем же рост цен на газ может быть компенсирован ростом производства. А может и не быть - рост цен на энергоносители и рост производства плохо между собой сочетаются. В общем, со стратегической точки зрения предложения российской стороны выглядят недостаточно убедительно. То, что курс украинского руководства на евроинтеграцию еще менее убедителен, отсутствие внятного предложения с российской стороны не извиняет...

Вариант передачи Газпрому транзитных возможностей просто неактуален: в контексте суда над Тимошенко не найдется сумасшедших, которые бы взяли на себя ответственность за такое решение.

В общем, слабая сторона (Украина) загнала себя в глухой угол, а сильная сторона (Россия) не позаботилась о том, чтобы обеспечить ей пути к отступлению (речь даже не о "сохранении лица" идет, просто нужен выход из ситуации!)

В этой ситуации Россия вполне может и проиграть. Наиболее очевидный сценарий для Украины: довести дело до "горячей газовой войны" (по сценарию 2006 и 2009 годов), представить Россию как "агрессора", а потом... отказаться с ней мириться. Украинская ГТС передается в собственность консорциума европейских газовых компаний, который и ведет с Россией переговоры о поставках газа. Украина свой газ покупает у консорциума.

Безусловно, такой вариант не выгоден для Украины и является поражением. Однако, это реальный выход из создавшегося патового положения. России такой вариант тоже не выгоден, но пока что она ничего не делает для того, чтобы его избежать.

В Стокгольмский суд Украина обратиться может, но делать этого не будет. Выводы всех экспертов совершенно однозначны: суд потребует от Украины выполнения условий контрактов 2009 года во всех смыслах. Любое иное решение суда означало бы не только подрыв авторитета этого органа (в случае с Россией политически ангажированные и противоречивые решения европейский инстанций скорее норма), но и объявление ЕС войны России. Теоретически, Европа может пойти на такой шаг (хотя за франко-германской коалицией, сейчас - ведущей в ЕС, такого стремления не замечено), но только не во имя нынешней украинской власти. Если бы президентом была Тимошенко, то такой сценарий был бы возможен.

Дмитрий Губин, политтехнолог (Харьков):

Обе стороны на данный момент загнали себя в поле невозможности компромисса. Россия демонстративно претендует на чужую собственность, а украинское руководство видит в российских предложениях попытку рейдерского захвата и смены собственника. Прорыв в отношениях может наступить лишь в тот момент, когда российские лидеры однозначно выскажутся об уважении к собственнику как таковому и неприкосновенности любой законной собственности. Думаю, что до Стокгольмского арбитража не дойдет, как и до пересмотра в ЯВНОЙ форме газовых соглашений. Возможно, будет найден компромисс по снижению объемов закупок и придумана очередная скидка. Но это будет в декабре, когда основными в России будут не вопросы выборов.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Со вступления Д.Трампа в должность президента США прошло чуть более двух месяцев, и ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, этот непродолжительный срок настолько насыщен событиями и конфликтами, что кажется очень длинным. С другой стороны, можно сказать, что президентство еще не вполне началось.

О реформе здравоохранения в США говорят на протяжении уже более 70 лет. И проблема тут не в том, что государство не заинтересовано в предоставлении своим гражданам возможностей заботиться о своем здоровье - напротив, первую помощь человеку всегда окажут. Но и заплатить за это придется не мало. И вот в том, как сделать процесс получения базовых медицинских услуг доступным любому американцу и при этом не обременять налогами граждан в целом – это и есть задача номер один для любого президента.

Организация Договора Коллективной Безопасности в силу значимости предмета деятельности могла бы стать одним из существенных инструментов постсоветской кооперации и интеграции в военной сфере. Однако по ряду комплексных обстоятельств этот механизм был задействован лишь частично.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net