Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.08.2005 | Светлана Самойлова

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ДЕЛАЕТ ШАГ НАЗАД

29 июля президент России подписал указ "О статс-секретарях - заместителях руководителей органов исполнительной власти". Указ касается силовых ведомств в правительстве РФ, но в ближайшее время статс-секретари появятся и в других министерствах.

Институт статс-секретарей вводится "в целях повышения эффективности участия федеральных органов исполнительной власти в законодательной деятельности и осуществления ими функций по нормативно-правовому регулированию" в подведомственных президенту органах власти - МВД, МЧС, МИД, Минобороны, Минюсте, Службе внешней разведки, ФСБ, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков и ФСО. Правительству президент поручил принять решение о введении по одной должности статс-секретаря - заместителя министра в остальных федеральных министерствах, а при необходимости - и в федеральных службах и агентствах, руководство которыми осуществляет правительство.

Напомним, что институт статс-секретарей был ликвидирован весной 2004 года, когда реализовывалась административная реформа: в соответствии с ней у министров должно было оставаться по два заместителя. Все это вызвало жесткое сопротивление со стороны министров, прежде всего, экономического блока. Однако тогда его удалось преодолеть за счет настойчивости Дмитрия Козака, занимавшего в то время пост главы аппарата правительства РФ и куратора реформы. Одновременно Козак пытался унифицировать положение министерств, подчиняющихся председателю правительства, и силовых министерств, обосновывая необходимость сокращения замов до двух. Однако этого ему так и не удалось. Президентские указы в течение 2004-2005 годов в рамках административной реформы, сохранили в МЧС России трех заместителей, в числе которых один первый, в МИД России - семь замов (один первый), в Минобороны - четыре зама (два первых), в Минюсте - два зама и в МВД - четыре зама (один первый).

Силовики оказались в более привилегированном положении, но потребность министров экономического блока в восстановлении института статс-секретарей была объективно выше. Тем более что именно статс-секретари занимались связями с Федеральным собранием, отнимающими в экономических министерствах больше сил и времени, чем у силовиков.

Перелом ситуации произошел в сентябре 2004 года, когда главный противник института статс-секретарей Дмитрий Козак покинул правительство и перешел на должность полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе. Буквально сразу после этого с призывом восстановить должности статс-секретарей выступил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Он заявил, что "депутаты требуют высокого представительства в Думе". "С двумя заместителями всем министерствам, у которых сейчас ключевой функцией является законотворчество, чрезвычайно тяжело", - подчеркнул тогда Греф. Главу МЭРТа поддержали министр финансов России Алексей Кудрин, министр юстиции Юрий Чайка, а также вице-премьер Александр Жуков (он, будучи ранее главой бюджетного комитета в ГД, на своем опыте понимает востребованность института статс-секретарей). Кроме того, именно Жуков уже тогда стал руководителем комиссии по административной реформе.

Однако против этого резко выступил Михаил Фрадков. "Если вопрос так решим, то завтра я попрошу себе пять заместителей. И, наверное, этот вопрос решится, когда мы все будем здесь плашмя лежать, я имею в виду себя".

Сдвига в решении вопроса о восстановлении института статс-секретарей добились, тем не менее, не гражданские руководители правительства, а силовики. Об этом косвенно указывают заявления главы аппарата правительства РФ Сергея Нарышкина, который провел на прошедшей неделе пресс-конференцию в новом качестве - руководителя комиссии по адмреформе. По его словам, именно силовых ведомств в первую очередь коснется нововведение. Только после этого соответствующее решение будет принято в отношении других министров. "Статс-секретарь будет иметь статус заместителя министра и, помимо его непосредственных обязанностей, получит часть текущих дел, которыми занимаются действующие замы", - заявил Нарышкин.

Возвращение института статс-секретарей следует рассматривать в контексте будущей коррекции административной реформы. После ухода Козака из правительства, реформа оказалась в состоянии застоя, проявились наиболее одиозные ее недостатки (конфликты между министрами и главами агентств, недовольство Госдумы работой министров с депутатами). Однако речь идет не об отказе от принципиальных идей реформы, (например, ранее Дмитрий Медведев говорил о вероятности локального пересмотра трехзвенной системы), а о небольших коррекциях. Как заявил Нарышкин, "глобальное переустройство органов исполнительной власти и деление их на три категории себя оправдало". "Система еще должна приработаться", так как "конфликт в нее заложен специально, как двигатель", - подчеркнул он.

Нарышкин также отметил, что считает нецелесообразным сокращение числа федеральных агентств или их объединение. "Дискуссия о сокращении или объединении идет, идут консультации, но, с моей точки зрения, сейчас делать это нецелесообразно", - сказал Нарышкин журналистам. Нарышкин также опроверг слухи о том, что планируется увеличить число заместителей председателя правительства. Судя по всему, между правительством и администрацией президента нет консенсуса по наиболее концептуальным принципам адмреформы, что мешает ее пересмотру, но позволяет корректировать.

Восстановление института статс-секретарей стало следствием объективной потребности, так как министрам было достаточно трудно наладить отношения с Госдумой: заместители министра не всегда имели возможность общаться с депутатами из-за повышенных нагрузок, а депутаты часто "свысока" смотрели на менее статусных представителей исполнительной власти. Решение вопроса, очевидно, было затянуто в связи с тем, что не было консенсуса по поводу того, присваивать ли этим чиновникам ранг заместителей министров (как это было раньше) или нет. Можно также сделать вывод, что на фоне увеличения числа заместителей министров Фрадков не сумел добиться увеличения численности вице-премьеров.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net