Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.12.2011 | Владислав Жуковский

Вымирающая Россия

На фоне непрекращающихся разговоров со стороны правящих властей о построении социально ориентированного государства и широко разрекламированных успехов в деле возрождения России набирает силу процесс вымирания населения страны. Несмотря на провозглашённую и возведённую в ранг неприкасаемой истины политику модернизации, сводящуюся, насколько можно судить, к раскапыванию картофельного поля в Сколково, и риторику о приоритетном развитии человеческого капитала, этот самый человеческий капитал активно деградирует и вымирает.

Опубликованный 16 декабря 2011г. отчёт Росстата об итогах переписи населения 2010г. самым наглядным образом продемонстрировал результаты проводимой в стране социально-экономической политики – несмотря на «тучное» десятилетие и масштабный пиар по «вставанию с колен» в какую-то другую позу, нынешним властям так и не удалось сломить тренд на вымирание страны.По итогам 2002-2010г. общая численность населения России сократилась более чем на 2,3 млн. человек или 1,6% и составила порядка 142,8 млн. человек. При этом самое ужасное состоит в том, что по итогам последних 8 лет темпы роста вымирания населения не только не сократились, но даже выросли в 2-3 раза по сравнению с лихими 90-ми. Так, если среднегодовые темпы сокращения населения России в 1989-2002гг. составляли порядка 0,09%, то в период построения «сувенирной демократии» средние темпы депопуляции страны превысили отметку в 0,2%.

В результате ускоренного вымирания жителей страны за последние 8 лет Россия отодвинулась с 12 на 13 место в мире по численности населения, пропустив вперёд себя даже «динамично развивающийся» и «благополучный» Бангладеш (147 млн. человек). Другими словами, проводимая в стране политика ускоренной «модернизации», развития «инноваций» и повышения качества жизни затронула либо наиболее приближенных к власти граждан России, либо не затронула вообще никого.

Ещё больше опасений вызывает ускоренное вымирание жителей сельской местности, без которых в принципе не реализуема идея развития сельского хозяйства и адекватного местного самоуправления. За период 2002-2010 г. за счёт внутренней миграции и элементарного вымирания численность сельских жителей упала с 38,7 до 37,5 млн. человек (на 3,1%), тогда как количество городских жителей благодаря активному притоку иностранных мигрантов и бегству коренного населения из деревень сократилось лишь на 1% - с 106,4 до 105,3 млн. человек. При этом в глаза бросается практически семикратный скачок среднегодовых темпов вымирания сельского населения (с 0,06% до 0,39%) на фоне гораздо менее существенного роста темпов сокращения городского населения - с 0,1% до 0,13%.Другими словами, во время катастрофичных «рыночных преобразований» начала и середины 90-х гг., по сути дела, приведших к погрому отечественной промышленности и уничтоживших систему социального и медицинского обеспечения, активней всего вымирали потерявшие работу и источник выживания жители городов, тогда как сельские жители благодаря наличию приусадебных участков имели возможность обеспечить элементарное пропитание.

Однако в последнее десятилетие ситуация кардинальным образом изменилась – колоссальный по своим размерам поток нефтедолларов от продажи природного сырья и привлечения иностранных кредитов оседал, главным образом, в крупных городах и региональных центрах, волей не волей провоцируя рост потребления и уровня жизни урбанизированного населения. При этом жители сельской местности оказались отрезаны от этого нефтедолларового дождя, а производимая ими сельскохозяйственная продукция, позволявшая в «лихие 90-е» получать минимальный доход, оказалась выдавлена иностранным импортом с прилавков магазинов и рынков, в большинстве своём перешедших под контроль этнической мафии.

В условиях, когда возглавляющие экономический блок ярые либералы совершенно искренне рассматривают сельских жителей как пережиток коммунизма и лишний балласт для бюджета, а собственных источников для существования на селе просто не осталось, то не стоит удивляться тому, что оно просто-напросто стало вымирать. Об этом свидетельствует рост доли городского населения с 90% до 93% на фоне обвального снижения численности поселковых и сельских жителей на 26,7% и 3,1% соответственно – до 7,7 млн. и 37,5 млн. человек.

Сам по себе рост урбанизации не является негативной тенденцией и в целом соответствует общемировым тенденциям. Однако специфика современной России состоит в том, что рост доли городского населения осуществляется, главным образом, за счёт фактического уничтожения села и выдавливания сельских жителей в города. Невозможно нормально жить и развиваться в условиях, когда на глазах уничтожается жизненно необходимая социальная инфраструктура, закрываются школы и детские сады, в целях бюджетной экономии закрываются больницы и поликлиники, а единственным источником заработка является либо «эффективное осваивание» бюджетных средств, либо торговля китайским ширпотребом.

На этом фоне численность жителей в городах-миллионерах выросла на 2,9% (с 27,4 до 28,2 млн. человек), а в городах с численностью населения в диапазоне от 500 тыс. до 1 млн. человек и вовсе подскочила на 27% (с 12,4 до 15,7 млн.). При этом наибольший вклад в столь стремительный рост численности населения последней категории городов внесла утрата Пермью статуса города-миллионера, в результате чего число крупных городов с населением более 1 млн. человек сократилось с 13 до 12.Одновременно с этим наблюдается усиление ещё одной крайне настораживающей тенденции – рост числа поселений–призраков на 48%. В ходе переписи 2010 г. было выявлено более 19,4 тыс. сельских населённых пунктов, в которых на постоянной основе либо вообще не проживало население, либо его численность была столь мала, что их с трудом можно назвать населёнными пунктами.

Ускоренными темпами вымирают традиционно русские с этнической точки зрения регионы – Северо-Западный федеральный округ (-600 тыс. человек), Приволжский ФО (-1,2 млн.), Уральский ФО (-300 тыс.), Сибирский ФО (-800 тыс.) и Дальневосточный ФО (- 400 тыс.). Столь стремительная депопулция Сибири, Дальнего Востока и Приволжья обусловлены как хроническим превышением смертности над рождаемостью (на 25-30%), так и усиливающейся эмиграцией населения в Европейскую часть России на фоне деградации промышленного потенциала регионов, исчезновения рабочих мест в несырьевых отраслях и разрушения надежд на изменение ситуации в лучшую сторону. При этом рост численности населения наблюдается только в Центральном ФО (+400 тыс. человек) и Северо-Кавказском ФО (+500 тыс. человек), что обусловлено резким притоком иммигрантов из других менее благополучных регионов России и стран ближнего зарубежья, а также скачком рождаемости в мусульманских республиках Кавказа.

Также продолжает ухудшаться половозрастная структура населения России – по-прежнему ускоренными темпами умирают мужчины в трудоспособном возрасте на фоне усиливающегося старения граждан – средний возраст населения вырос с 37,7 до 39 лет. Несмотря на снижение общей численности населения России на 2,3 млн. человек за период 2002-2010 гг., зафиксировано увеличение превышения численности женщин над мужчинами с 10 до 10,8 млн. человек. В результате этого, если ещё в 2002 г. на одного мужчину приходилось не более 1147 женщин, то по итогам 2010 г. уже более 1163.

При этом по-прежнему преобладание женского населения над мужским отмечается с 30-ти летнего возраста – т.е. в момент достижения мужчинами наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста. Виной этому по-прежнему является высокий уровень алкоголизации населения, распространение наркомании и социально обусловленных болезней, а также крайне негативная психологическая обстановка и преобладание пессимистичных настроений в обществе.

Закономерным итогом проводимой в стране социальной политики, монетизации льгот, приватизации бюджетной сферы и повышения платности государственных услуг стало сокращение численности трудоспособного населения на 1 млн. человек (с 89 до 88 млн.) при одновременном увеличении числа людей пенсионного возраста на 1,9 млн. человек (с 29,8 до 31,7 млн. человек). Это привело к росту демографической нагрузки на трудоспособное население – если в 2002 г. на одного пенсионера приходилось 2,98 жителя России в трудоспособном возрасте, то в 2010 г. уже менее 2,77. Повышение демографической нагрузки на общество не является уникальным явлением и характерно для стран с развитой экономикой и социальной сферой – Япония, США, Еврозона. Однако, принимая во внимание крайне низкий уровень жизни подавляющей части населения России, однобокость и сырьевой характер экономики, разрушенную обрабатывающую промышленность, неразвитость институтов социального обеспечения, а также высокую степень монополизированности и коррупционогенности общественных отношений, для России резкий рост числа людей пенсионного возраста без адекватного увеличения трудоспособного населения рискует обернуться социально-демографической и экономической катастрофой.В условиях, когда удельный вес граждан в возрасте до 16 лет сократился с 18,1% в 2002 г. до 16,2% по итогам 2010 г., а доля населения пенсионного возраста подскочила с 61,3 до 61,6%, становится совершенно непонятно, кто и каким образом будет покрывать возрастающие расходы на пенсионное и социальное обеспечение стареющего населения. Совершенно очевидно, что ни объявленная политика «модернизации», ни раскапывание картофельного поля в Сколково, ни создание мифического Международного Финансового Центра в Москве, ни повсеместная замена лампочек Владимира Ильича на лампочки Леонида Ильича решить эти проблемы не в силах. Судя по всему, с целью оттягивания приближающегося социально-экономического и демографического кризиса, а также снятия ответственности за проводимые социальные «реформы» ставка будет сделана на жителей «братских республик» - привлечение граждан солнечного Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Молдавии.

Достаточно красноречиво о социально-демографической ситуации в стране свидетельствует снижение числа супружеских пар с 34 до 33 млн. за период 2002-2010 гг. при одновременном скачке незарегистрированных браков с 9,7% до 13%. При этом общая численность населения, состоящего в браке, сократилась с 67,9 до 66,5 млн. человек на фоне скачка разведённых с 11,2 до 11,6 млн. человек.

В глаза бросается снижение общего числа матерей с 62,9 до 62,4 млн. человек, что вкупе с сокращением численности многодетных семей, по сути дела, самым наглядным образом свидетельствует о провале правительственной политики по стимулированию рождаемости и многодетности. Безусловно, введение программы «материнского капитала» и несущественное повышение пособий по уходу за ребёнком дали определённый позитивный эффект – количество женщин, родивших хотя бы одного ребёнка, возросло с 19,2 до 19,4 млн. человек, а родивших двоих детей - с 21,2 до 21,5 млн. Однако на фоне снижения численности женщин, имеющих 3-х и более детей, с 8,9 до 8,1 млн. человек, меры властей по стимулированию рождаемости и поощрению многодетности выглядят менее эффективными и продуманными. Общая численность малодетных матерей (до 2-х детей) выросла с 64,2 до 65,6% от общей численности женского населения.

Достаточно оптимистичным выглядит существенный рост домохозяйств с 52,7 до 54,6 млн. единиц. Однако на фоне снижения численности населения на 2,3 млн. человек, сжатия количества состоящих в браке россиян (с 67,9 до 66,5 млн.) и скачка вдовых граждан (с 13,5 до 13,8 млн.) этот рост домохозяйств происходит за счёт ухудшения качественного и количественного состава семьи. Прежде всего, настораживает резкий рост удельного веса домохозяйств, состоящих из 1-го и 2-х человек с 22,3% до 25,7% и с 27,6% до 28,5% соответственно. Таким образом, доля неполноценных либо условно неполноценных семей за последние 8 лет не только не сократилась, но даже подскочила с 49,9% до 54,2%.

При этом удельный вес семей, состоящих из 3-х человек, сократился с 23,8% до 22,5%, состоящих из 4-х человек – с 17% до 14,5%, а состоящих из 5-ти человек – с 5,7% до 5,4%. Одновременно с этим за период 2002-2010 гг. с 52% до 44% сократилась доля домохозяйств, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Ещё больше опасений вызывает тот факт, что в межпереписной период практически на 15% увеличилось число семей, не имеющих детей в возрасте до 18 лет.Закономерным результатом ускоренной приватизации бюджетной сферы, повышения платности государственных услуг и снижения реального уровня жизни населения стала качественная деградация структуры домашних хозяйств и снижение среднего размера семьи с 2,7 до 2,6 человек.Достаточно настораживающим является рост численности жителей, пожелавших не указывать свою национальную принадлежность, с 1,5 до 5,6 млн. человек, что свидетельствует как о нарастающем размывании национальной идентичности и самоидентификации населения, так и о возрастающем безразличии граждан к самой переписи и своей национальной принадлежности.Знаковым является рост удельного веса людей, идентифицирующих себя с русским населением, культурой и самосознанием, с 80,6% до 80,9% населения. При этом неизменной осталась доля татар (3,87%), тогда как доля украинцев и белорусов в связи с политической напряжённостью и газовыми войнами сократилась с 2,05% до 1,41% и с 0,56% до 0,38%.

Усиливается присутствие жителей Северного Кавказа, что вкупе с ростом конфликтов на национальной почве и целой чередой этнически обусловленных социальных противоречий не сулит ничего хорошего. По крайней мере, до тех пор, пока власти не смогут навести порядок с этнической мафией и поставить закон и уважение к правам граждан выше национальной принадлежности.

На фоне ускоренного вымирания населения Западной и Восточной Сибири, а также Европейской части России и Поволжья, населённых преимущественно коренным русским населением, становится непонятно, каким образом удалось зафиксировать рост русских в ходе переписи 2010 г. Судя по всему, удельный вес жителей Кавказа существенно выше официально публикуемых Росстатом цифр в силу того, что многие осевшие в Москве и других крупных городах кавказцы ассимилируются с местным населением и совершенно искренне считают себя русскими людьми как по культуре, так и по взглядам на жизнь. За период 2002-2010гг. удельный вес экономически активного населения вырос с 67,2% до 70,3% при одновременном росте занятого в экономике населения с 59,8% до 64,1%. Однако, без учёта роста занятости среди пенсионеров (с 3,7% до 6,3%), выталкиваемых на работу низкими пенсиями и ускоренным ростом цен на продукты питания и услуги ЖКХ, общий рост занятости не превысит 1,7% (вместо 4,3%). Закономерным результатом роста коррупционогенности и монополизированности российской экономики стало резкое снижение предпринимательской активности: если в 2002 г. удельный вес наёмных работников не превышал 88,2%, то по итогам 2010 г. превысил 94% при одновременном сокращении численности предпринимателей. Непрекращающийся рэкет со стороны части государственного аппарата и силовиков, поборы и привлечение к уголовной ответственности бизнесменов в качестве меры конкурентной борьбы с инакомыслящими не могли не привести к затуханию деловой активности и деградации структуры экономики.

Таким образом, опубликованный 16 декабря отчёт Росстата об итогах переписи населения 2010 г. в очередной раз подтвердил тезис о нарастающем демографическом кризисе и неэффективности проводимой в стране социально-экономической политики. По сравнению с 1989-2002 гг. темпы роста вымирания населения подскочили более чем в 2 раза (до 0,2% в год), депопуляция полным ходом идёт в сельской местности, а приток иммигрантов из солнечных «братских республик» провоцирует лишь рост этнической преступности, нарастание конфликтов на национальной почве и деградацию рынка труда.Действительно, властям удалось сократить масштабы демографической катастрофы и добиться некоторого замедления вымирания населения страны – коэффициент рождаемости подскочил с 8,7 человек на 1000 населения в 2000 г. до 12,5 по итогам 10 месяцев 2011 г. при снижении коэффициента смертности с 15,3 до 13,5 человек. Да, убыль населения сократилась с 950 тыс. до 145 тыс. человек и отчасти удалось сократить пресловутый «русский крест», сформировавшийся в начале либерального погрома социальной сферы и экономики в 90-е гг.

Однако причины демографического кризиса так и не преодолены: отсутствие социальных лифтов, искусственное удерживание в нищете значительной части населения, деградация промышленности, нехватка рабочих мест, разгул этнической мафии, запредельная коррупция и угроза жизни не позволяют гражданам России почувствовать себя хозяевами в своей стране. И именно по этой причине мы видим ускоренное вымирание заселённых исконно русским населением областей и регионов, неконтролируемый приток мигрантов, рост неполноценных семей, снижение многодетных домохозяйств и т.д. Это ставит под угрозу не только демографическую ситуацию в стране, которая и так оставляет желать лучшего, но наносит удар по национальной безопасности и конкурентоспособности России в условиях нарастающей глобальной конкуренции.

Владислав Жуковский – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net