Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Выборы в России Выборы в США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Федеральные и региональные выборы, состоявшиеся 18 сентября 2016 г., стали новым важным шагом в процессе укрепления сложившейся в России политической системы, хотя и обозначили определенные проблемы в ее развитии.

Бизнес, несмотря ни на что

Сергей Петров, основатель автоторговой компании «Рольф», девять лет назад оставил бизнес ради политики, став депутатом Госдумы. В то время он говорил, что хочет принести пользу стране, участвуя в строительстве гражданских институтов, и автобизнесу, содействуя прохождению важных для участников отрасли и потребителей законов. На встрече с редакцией «Ведомостей» Петров признался, что не выполнил план, с которым шел в парламент. Он считает, что либералам не хватает электоральной поддержки, – по его мнению, для сдвига к выздоровлению страны – политическому и экономическому – необходимо 30–35% голосов. Петров думает, что пока в независимых депутатах не нуждается само общество. Сам он голосовал против закона Димы Яковлева и пакета Яровой и не голосовал за присоединение Крыма.

Интервью

Скоротечный военный мятеж в Турции закончился полным провалом. В стране начались массовые репрессии. Как может повести себя почти всесильный сейчас президент Эрдоган? Какие варианты действий перед ним открыты? На эти темы в беседе с «Политком.RU» размышляет известный российский востоковед, член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Реклама

Взгляд

16.01.2012 | Татьяна Становая

Кадровая загогулина

27 декабря стало известно о переходе первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова в правительство на пост вице-премьера по модернизации. На его место в Кремле назначен бывший глава аппарата правительства, вице-премьер и фактический глава предвыборного штаба Владимира Путина Вячеслав Володин. Из Кремля также ушла многолетний спичрайтер президентов Ельцина, Путина и Медведева – Джохан Поллыева. Конфигурация власти постепенно выстраивается под будущего президента Путина и премьера Медведева. Однако пока говорить об окончательном провале или взлете в карьерах передвигаемых фигур, пока рано.

Переход Суркова в правительство не стал новостью: в СМИ муссировались слухи, что «Путин не будет работать» с идеологом «суверенной демократии» после избрания на высший пост. Интрига, по сути, касалась только сроков ухода Суркова и фигуры его преемника. Отставка «демиурга» российской политики, считавшегося архитектором сложившейся политической системы, «путинского режима» и идеологом «путинского курса» - вероятно, связан с прошедшими в декабре массовыми акциями протеста. Момент для «ухода» был выбран адекватно сложившейся политической ситуации. Более того, и политические риски перед выборами были для Путина минимальны: де-факто все основные функции политического менеджмента уже перешли к Вячеславу Володину. Уход Суркова в данном случае не усложнял, а упрощал систему политуправления, учитывая сложившиеся конкурентные отношения между «политтехнологами» в Кремле и Белом Доме. Кроме того, в последнее время Сурков сблизился с Медведевым – поэтому его переход в правительство, которое в мае должен возглавить нынешний президент, выглядит естественно.

Сам Сурков, судя по его последним интервью, уже давно готовился к уходу. В последние дни перед отставкой он стремился улучшить свой имидж в глазах либеральной части общества. В интервью «Известиям» Сурков весьма необычно смотрелся со своими утверждениями о том, что медведевские политические реформы являются ответом на массовые протесты (это активно отрицали Сергей Нарышкин и анонимный «источник в Кремле), а реальной плюрализации политической ситуации мешают «некоторые влиятельные люди». В завершение интервью он даже указал, что во власти есть люди, рассчитывающие, что активность оппозиции пойдет на спад и реформы можно будет притормозить. «Кому-то покажется, что ничего делать не надо, что зря беспокоились. Что опять всё чудесным образом рассосалось. И опять потянут, помедлят, отложат реформы до лучших времен, как уже бывало, или выхолостят», - отметил Сурков, вероятно намекая на своих конкурентов, работающих на Путина. Эти слова прозвучали за 4 дня до перехода в правительство, где Суркову предстоит заняться модернизацией и инновациями и, в том числе, выстраиванием отношений с иностранными инвесторами, для части которых репутация Суркова кажется слишком одиозной.

Приход Суркова в правительство воспринят как понижение, что понятно: во-первых, сфера его полномочий кардинально пересмотрена и сужена. Во-вторых, появилась публичная ответственность за проблемные и социально болезненные или политически неприоритетные сферы деятельности правительства (реформа здравоохранения, образования), демографию, взаимодействие с конфессиями. В-третьих, модернизации и инновации на сегодня – это скорее политические проекты, не наполненные содержательным смыслом конкретного экономического курса и достаточными ресурсами. Это еще только предстоит сделать, и многое будет зависеть от возможностей Медведева на посту премьера.

Пока же в правительстве утверждено временное распределение полномочий (до окончательного формирования кабинета министров после президентских выборов). Главными источниками полномочий Суркова стала сфера деятельности бывшего вице-премьера Сергея Иванова по науке и инновациям (именно он отвечал, помимо ВПК, за эти сферы), а также почти все полномочия по социальной сфере от Александра Жукова, перешедшего в Госдуму. При этом многие СМИ расценили такое распределение как значительное поражение Суркова. Однако пока спешить с такими выводами не стоит. Во-первых, Сурков заведомо не был назначен в правительство вместо Вячеслава Володина, а значит, не мог и претендовать на его полномочия (по сути, быть политическим вице-премьером и правой рукой премьера в аппаратном смысле). Во-вторых, его реальный вес и ресурсы станут более понятны только после формирования полного состава кабинета министров во главе с Дмитрием Медведевым. Многое будет зависеть от того, кто возглавит экономический блок. Нельзя исключать, что нынешний президент возьмет в кабинет министров своего помощника Аркадий Дворковича, который в этом случае будет влиять на модернизацию в экономике.

Главные же дивиденды от перераспределения полномочий получили в правительстве Игорь Шувалов (к нему перешли вопросы миграционной политики, вопросы транспорта и связи) и Дмитрий Козак (он, по сути, легитимировал свой статус главного ответственного за перераспределение полномочий между уровнями власти). Это можно рассматривать как сигнал сохранения шансов продолжить свою работу и при премьере Медведеве. Полномочия Игоря Сечина, Александра Хлопонина и Виктора Зубкова остались прежними. Однако последний, например, был назначен главой государства руководителем рабочей группы для борьбы с финансовыми преступлениями. Казалось бы, уже списанный со счетов (в СМИ ходили уверенные слухи, что он покинет правительство после выборов депутатов Госдумы), бывший глава Росфинмониторинга оказался востребован в условиях трансформации системы власти под будущую новую расстановку сил. Это решение следует рассматривать в совокупности с усилением Сергея Иванова, назначенного главой президентской администрации. Медведеву, по сути, не дали возможности назначить своего главу АП даже на несколько месяцев до выборов – впрочем, это соответствует логике «рокировки». В январе Иванов был назначен Медведевым главой президентского совета по борьбе с коррупцией.

В целом же можно заметить, что пока трансформация системы власти происходит в интересах Путина: администрация президента зачищается от невостребованных фигур (Сурков, Нарышкин, который был «человеком Путина» в администрации Медведева, а сейчас обеспечит путинский контроль над Думой), а на освободившиеся места приходят люди Путина не дожидаясь окончания полномочий Медведева.

Медведев же получает пока в правительстве набор не столь влиятельных фигур. Помимо Суркова тут можно назвать Дмитрия Рогозина, которого Путин привлек скорее в своих политических целях, ограничив его сферу полномочий только ВПК (транспорт и связь были преданы Шувалову). Рогозин получил свою должность, по сути, в награду за политическую лояльность – поддержку избирательной кампании «Единой России» (с помощью «виртуального» КРО) и Путина. Проблему же чрезмерной активности Рогозина на новом посту вице-премьера (он уже пообещал в рекордные сроки навести порядок в ВПК и космической отрасли) придется решать уже не Путину, а Медведеву. Показательно также, что если главой АП стал протеже Путина, то руководителем аппарата правительства вместо Володина стал не «медведевец», а Антон Вайно, ранее возглавлявший путинский протокол.

Что же касается прихода Володина в Кремль, то это можно назвать началом новой эпохи политического управления. Володин – выходец из Саратовской области, где до сих пор сохраняет значительное политическое влияние. На федеральном уровне начал свою карьеру в рамках блока ОВР Юрия Лужкова, как представитель саратовских политических элит. В декабре 1999 года Володин был избран депутатом Госдумы, с 2001 года руководил одноименной фракцией. В январе 2003 года, при объединении «Единства» и ОВР, стал одним из лидеров новой партии «Единая Россия». К 2008 году превратился в одного из самых влиятельных лидеров в партии власти, работавшего плотно с Сурковым и конкурирующего с группой влияния Бориса Грызлова. Через пару лет отношения Суркова и Володина стали более конкурентными из-за выстраивания прямых контактов Володина и премьера Путина. Окончательный «развод» Суркова и Володина был оформлен с назначением последнего главой аппарата Путина на место Сергея Собянина, ставшего мэром Москвы. После этого в правительстве оформился альтернативный центр политического управления тому, что существовал в Кремле.

Володин, в отличие от Суркова – высокопоставленный партийный функционер с опытом публичной политической деятельности и участия в конкурентных выборах. В партии «ЕР» и Думе усиливают позиции люди Володина (Сергей Неверов, Виктор Кидяев, Игорь Руденский, Николай Панков). Сам Володин постепенно начал формировать свою собственную команду. Заместителем начальника управления внутренней политики (которым пока руководит Константин Костин) назначен известный политолог Дмитрий Бадовский, до сих пор работавший также помощником Володина в аппарате правительства. По данным «Ведомостей», на днях новый кремлевский куратор появится и у регионов. Пост начальника департамента региональной политики того же управления займет ветеран боевых операций в Афганистане и Чечне Алексей Романов. Будучи членом ОНФ, он курировал работу с обращениями граждан в общественных приемных Владимира Путина, работая вместе с Михаилом Бабичем (также близким к Володину, в конце прошлого года назначенным полпредом президента в Приволжском округе). На ноябрьском съезде «Единой России» Романов вслед за Станиславом Говорухиным выступил с предложением выдвинуть Путина в президенты. Источники Forbes утверждают, что Володин стоит за отставкой архангельского губернатора Ильи Михальчука (хотя Медведев и раньше подвергал губернатора сильной критике - так что его отставка была вопросом времени). Потенциальными «отставниками» также являются губернаторы Саратовской, Волгоградской и Калининградской областей Павел Ипатов (с которым у Володина уже давно сложились напряженные отношения), Анатолий Бровко, Игорь Цуканов. С Сурковым в правительство ушел пока лишь руководитель его аппарата Николай Решетников.

С уходом Суркова из Кремля можно говорить о завершении эпохи полного политического доминирования власти, которое было институционально выстроено через политические реформы 2004-2007 гг. и «вертикаль» власти, основанную на высоком уровне доверия и лидерстве Владимира Путина. Володин получил в наследство политическую систему, в которой власть остается самым влиятельным и «ресурсным» игроком, но при этом вынужденным маневрировать и учитывать мнение хотя бы части политической оппозиции. Маловероятно, что Володин станет принципиально перекраивать механизмы функционирования действующей управляемой демократии. Скорее напротив, его функция будет сконцентрирована на охранительных задачах и минимизации последствий политических реформ для «вертикали власти» - впрочем, многое будет зависеть от возможностей оппозиции, которые во многом станут очевидны уже после митинга 4 февраля.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Современные мировые политические процессы характеризуются ростом активности сил, еще недавно считавшихся маргинальными. Они аккумулируют протест той части населения, которая привыкла ощущать себя большинством, опорой общества, а сейчас чувствует свою невостребованность, ущемленность, опасается превращения в меньшинство.

Специалист по истории РПЦ Ольга Васильева назначена министром образования и науки. Жена священника и мать шестерых детей Анна Кузнецова вскоре после этого заняла пост уполномоченного при президенте по правам ребенка. Можно ли говорить о том, что патриархия становится одним из центров принятия политических решений?

Конкурентность предстоящих думских выборов фактически формируется до самого дня голосования. Наиболее заметным образом на по-прежнему существенную неопределенность избирательских предпочтений повлияло возвращение выборов в одномандатных округах, от которых многие избиратели отвыкли, несмотря на то, что такие же выборы сохранялись в большинстве регионов на местном уровне.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net