Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2012 | Владислав Жуковский

Финансовая прокладка для кипрских оффшоров

Буквально на днях российские власти в очередной раз удивили общественность, заявив, что готовы в экстренном порядке рассмотреть вопрос о предоставлении финансовой помощи оффшорному острову-государству Кипр. По предварительным данным, речь идёт о 5 млрд. евро, которые в ближайшее время требуется изыскать кипрскому правительству для предотвращения коллапса своей финансовой системы, которая за последние 20 лет реформаторских преобразований в России и распродажи отечественных недр превратилась во внутренний карман российских чиновников и олигархов.

По сути, Кипр стал основным и самым излюбленным местом для незаконного вывоза капитала, легализации преступных доходов и репатриации коррупционных прибылей. Именно Кипр, наряду с такими оффшорно-криминальными юрисдикциями, как Британские Виргинские острова, острова Мэн, Джерси, Антигуа и Барбуда, Багамы, Бермуды, Гибралтар и Доминикана, является местом, через оффшорные счета и фирмы-однодневки которого осуществляются незаконный вывоз капитала, легализация преступных доходов, «отмывание» коррупционных прибылей, уклонение от уплаты налогов, фиктивные внешнеэкономические и финансовые операции, которые, согласно оценкам Банка России, наносят бюджет российской экономике и бюджету в размере 140-200 млрд. долл. ежегодно.

Помимо этого оффшоры позволяют российским крупным сырьевым гигантам и транснациональным корпорациям вывозить капитал за пределы юрисдикции России, менять его гражданство и ввозить обратно на территорию России под видом иностранного капитала, получая огромные преференции: налоговые льготы и каникулы, упрощённую процедуру оформления сделок, преференциальный доступ к активам и т.д. Именно за приток этого капитала уже более 20 лет без устали бьются российские реформаторы и власти.

Согласно данным Банка России и Росстата, Кипр является основным иностранным инвестором в российскую экономику и именно его выбирают в качестве «отмывочного центра» как российские олигархи для повторного ввоза ранее вывезенного капитала, так и международные банки и корпорации. По состоянию на конец марта 2012г. из 323,2 млрд. долл. накопленных иностранных инвестиций в Россию более 68,9 млрд. (или 21,3%) приходится на Кипр. И лишь затем с существенным отставанием идут Нидерланды (15,8%), Люксембург (11,4%), Китай (8,5%) Германия (7,6%) и Великобритания с её оффшорами (7,5%). При этом из 106,7 млрд. долл. иностранных инвестиций, накопленных российскими резидентами за рубежом, более 23 млрд. или 21,6% приходится на Кипр.

Что касается самого Кипра, то ситуация в экономике и финансах этой оффшорной дыры крайне тяжёлая, и без внешних вливаний со стороны Еврокомиссии, МВФ, Всемирного Банка или России уже в ближайшее время государство будет вынуждено объявить себя банкротом. Только за период 2010-2011г. дефицит государственного бюджета подскочил с 5,3% до 6,3% ВВП, госдолг – с 61,5% до 71,6% ВВП, безработица зашкаливает за 10,1%, а совокупный долг нефинансовых корпораций за период 2000-2011гг. практически удвоился, подскочив с 105% до 187% ВВП.

До конца июня для предотвращения коллапса второго по величине банка Cyprus Popular Bank кипрским властям необходимо изыскать более 1,8 млрд. евро, что превышает 10% ВВП страны и является неподъёмной суммой для дефицитного бюджета. При этом сам банк уже успел за последний год списать в убыток финансовые вложения в долговые бумаги европейской периферии (прежде всего Греции, Испании и Португалии) в размере 2 млрд. евро. Насколько можно судить, совокупный размер активов на балансах кипрских банков, которые находятся в зоне повышенного риска в связи с разрастающимся долговым кризисом в еврозоне, составляет порядка 23 млрд. евро, что превышает размер ВВП Кипра (17,3 млрд. евро) более чем на 33%.

Другими словами, планируемые к выделению 5 млрд. евро в принципе не способны оказать никакого существенного позитивного воздействия на изменение ситуации в финансовом секторе Кипра. Это в чистом виде пустая и бессмысленная трата средств российских граждан. Складывается ощущение, что эти деньги выделяются целенаправленно на спасение отдельно взятых банков, в которых хранятся счета российских бенефициаров.

По информации ряда новостных агентств, от 30 до 40% всех активов кипрских банков приходится на кредиты и займы, предоставленные греческим гражданам, банкам и правительству. Именно по этой причине в разгар долгового кризиса в Старом Свете агентства Standard&Poors и Moody’s снизили суверенный кредитный рейтинг «налоговой гавани» до дефолтного уровня. Тем менее логичным и адекватным выглядит решение российский властей в срочном порядке выделить 5 млрд. евро на льготных условиях по в разы заниженной процентной ставке стране, которая не в силах обслуживать ранее взятые долговые обязательства и де-факто является банкротом.

Думается, что российские власти согласились пойти на жест доброй воли и в спешном порядке готовы выделить совершенно ничего не значащему с точки зрения внешнеторговых интересов России Кипру 5 млрд. долл. не из желания поучаствовать в разрешении долговых проблем Еврозоны. Во-первых, помимо Кипра есть ещё Греция, Португалия, Испания, Италия и Ирландия, на долю которых приходится более 25% ВВП Еврозоны и спасение которых имеет хоть какой-то макроэкономический смысл с точки зрения предотвращения коллапса Еврозоны и падения спроса на российское минеральное сырьё. Именно по этой причине Еврокомиссия и брюссельские чиновники не торопятся с принятием решения по выделению средств Кипру – в условиях, когда Еврозона погружается в рецессию, экономики стран PIIGS падают на 5-9%, безработица зашкаливает за рекордные 24,4% (в Испании). На этом фоне никто и не вспоминает про кипрскую оффшорную гавань… кроме России, которая решила предоставить финансовую помощь Кипру, экономика которого не дотягивает до 0,15% ВВП Еврозоны.

Не меньше вопросов вызывает тот факт, что в декабре 2011г., российские власти с беспрецедентной для таких случаев оперативностью открыли кредитную линию излюбленному оффшору российских чиновников и сырьевых монополистов в размере 2,5 млрд. евро (или 14,7% ВВП) под льготный процент в 4,5% на 4,5 года. При этом стоимость заимствований на рынке долгового капитала с учётом бедственного положения экономики и финансов для Кипра не опускается ниже 14%. Принимая во внимание бедственное состояние государственных финансов, хронические бюджетные дефициты и обвал в экономике, выделение такого по размеру кредита по льготной процентной ставке на целых 4,5 года выглядит не просто странно, но может иметь признаки фиктивной сделки, нецелевого использования бюджетных средств и хищения в особо крупном размере.

Однако ни Главное контрольное управление Президента, ни Банк России, ни Счётная Палата, ни Федеральная служба по финансовому мониторингу, ни Федеральная служба по финансовым рынкам, ни Контрольно-ревизионное управление Минфина, ни многочисленные «борцы с коррупцией» и правоохранительные органы не заинтересовались причиной столь спешного выделения бюджетных средств иностранному государству с репутацией оффшорной гавани под льготный процент на длительный срок без получения каких-либо гарантий или поручительств относительно их возврата.

Впрочем, это откровенно сомнительное решение российских властей не является чем-то уникальным. Ещё в декабре 2011г. с аналогичной спешкой российские власти умудрились предоставить терпящему финансовую катастрофу Кипру кредит на льготных условиях в размере 2,5 млрд. евро. И все это на фоне того, что Россия сама вынуждена занимать средства на долговом рынке для покрытия возникающих бюджетных дефицитов. В конце марта 2012г. Минфин занял на внешнем рынке 7 млрд. долл., разместив евробонды тремя траншами: 5-летние на 2 млрд. долл. под 3,25% годовых, 10-летние 2 млрд. с купоном 4,5% годовых и 30-летние в объёме 3 млрд. под 5,625% годовых. Получается, что российский бюджет теряет на разнице между рыночной ставкой заимствований для Кипра и предоставленными льготными условиями кредитования порядка 10% ежегодно - 250 млн. долл. в год или более 1,1 млрд. евро по итогам 4,5 лет.

Другими словами, Россия косвенно, не афишируя, выступила в качестве посредника между Кипром и иностранными кредиторами – заняла на внешнем долговом рынке 7 млрд. долл. под 4,6% и перезаняла их находящемуся на грани дефолта Кипру под 4,5%.

По большому счёту, согласившись стать такого рода «финансовой прокладкой», Россия взяла на себя субсидиарную ответственность перед иностранными кредиторами за терпящую крах экономику Кипра и его разваливающуюся на глазах финансовую систему. При этом умудрилась сделать это с чистым убытком для своих граждан и бюджета, предоставив кредит под более низкий, как минимум в 3 раза искусственно заниженный процент, нежели тот, под который занимает сама.

Под удар оказался поставлен российский бюджет и благосостояние граждан – если Кипр не сможет обслуживать взятые долги (что не вызывает никаких сомнений, исходя из дефолтного рейтинга страны и обвала в экономике), то компенсировать убытки вынуждены будут рядовые граждане за счёт своих собственных доходов. В условиях, когда согласно данным Росстата 60% населения имеют трудовые доходы ниже 15 тыс. рублей, скрытая безработица достигает 18%, а разрыв в уровне доходов 10% богатых и бедных с учётом скрытых доходов зашкаливает за 65-70 раз, иначе как издевательством над народом этот поступок и не назовёшь. Российские власти расширяют долговую нагрузку России, на обслуживание которой уже сегодня из бюджета выделяется более 260 млрд. рублей, не с целью развития наукоёмких производств и возрождения обрабатывающей промышленности высоких переделов, а с целью спасения банковской системы Кипра.

Складывается устойчивое впечатление, что имеет место один из трёх сценариев развития событий. Либо уровень профессиональной пригодности российских чиновников и Минфина упал до такого низкого уровня, что инициаторы выделения льготного кредита терпящей крах финансовой системе Кипра не смогли оценить откровенную пагубность данной затеи, а контролирующие органы её просто не заметили в силу ограниченности своих способностей.

Либо имеет место работа на имидж и откровенная благотворительность со стороны российских финансовых властей, которые кредитуют оффшорные гавани и при этом душат свою собственную экономику, промышленность и финансовый сектор постоянным изъятием денег. Совершенно непонятно, каким образом можно развивать обрабатывающую промышленность и возрождать наукоёмкие производства в условиях, когда ставка рефинансирования Банка России (8%) сопоставима с рентабельностью в несырьевых секторах, а стоимость банковских кредитов для малого и среднего бизнеса превышает её в 2,5-3 раза. Либо имеет место совершение изначально притворной и противоречащей государственным интересам России и её граждан финансовой аферы, которая направлена на спасение отмываемых на Кипре преступных доходов российских чиновников и приближенных к власти сырьевых монополистов. И совершенно неважно, действуют российские власти по своей доброй воле и из корыстных интересов своего кармана, или же они находятся под контролем иностранных спецслужб и спасают Кипр деньгами российских налогоплательщиков с тем, чтобы не спасать его за свой счёт.

***

Надо сказать, что подобного рода тяга российских чиновников к спасению мало что значащих с макроэкономической точки зрения государств с откровенно оффшорно-криминальной репутацией в последнее время становятся нормой. Напомним, что в разгар финансово-экономического кризиса 2008-2009гг. у российских чиновников также проснулась необъяснимая с точки зрения здравого смысла тяга к благотворительности и широким жестам - без объяснения причин Минфин решил в спешном порядке предоставить 4 млрд. евро Исландии, у которой размер задолженности банковского сектора в 3,5-5 раз превышал размер ВВП. При этом это был совершенно ничего не значащий по своим размерам в рамках долговых проблем финансовой системы Исландии кредит (требовалось более 110 млрд. евро, а планировали предоставить 4 млрд. евро).

В тот момент от этого безумия властей удержал 5-кратный обвал цен на нефть, ввергнувший широко разрекламированную российскую «тихую гавань» в масштабный кризис: ВВП в моменте падал на 11%, обрабатывающие производства сжимались на 22-25%, машиностроение падало на 35-70%, капитальные вложения рухнули на 23%, а рубль обесценился на 50%. Деиндустриализированная «экономика трубы» с разрушенной обрабатывающей промышленностью, задыхающаяся от коррупции, беспредела монополий, наплыва дешёвого импорта, неподъёмных ставок по кредитам и безудержно дорожающих тарифов и ГСМ, рухнула сильнее всех в группе G-8, G-20, БРИКС и странах нефтеэкспортёрах.

Это и есть закономерный результат 11-летнего периода проедания «нефтедолларов» - объёмы выпуска в машиностроении, станкостроении, приборостроении, электронной и лёгкой промышленности на 15-20% ниже отметок докризисного 2007г. и в 3-5 раз ниже уровней 20-летней давности. И это на фоне снижения уровня жизни большей части населения на 7-10% (официальный рост на 0,8% в 2011г. и на 2,2% в январе-мае 2012г. компенсируется скачком цен на продовольствие, ЖКХ, транспорт и рост платности услуг), 15-20% роста импорта, 40% скачка кредитования населения и упадка в собственной промышленности.

Политика «проедания нефтедолларов» раздувает дисбалансы, уничтожает отечественные наукоёмкие производства, увеличивает разрыв между добывающими и обрабатывающими производствами и закрепляет за Россией статус сырьевой колонии Запада и рынка сбыта для продукции глобальных ТНК.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net