Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

10.10.2012

Радик Батыршин: «Зрителю интересно, что происходит за соседским забором»

В октябре 2012 года Межгосударственная ТРК «Мир», вещающая на все страны СНГ и Грузию, отмечает двадцатилетие. Председатель телерадиокомпании Радик Батыршин рассказал «Политком.Ру» о том, чем интересно постсоветское медиапространство.

- Сам по себе межгосударственный статус МТРК «Мир» определяет особенный формат его сотрудничества с постсоветскими странами и, в частности, со странами Центральной Азии. Насколько телеканал представлен сегодня в медиапространстве региона?

- Можно начать с того, что наша компания была образована по инициативе президента Назарбаева ровно двадцать лет назад. После распада СССР единое политическое пространство рассыпалось. Чтобы единое постсоветское медиапространство не постигла та же участь – было принято решение об учреждении компании в декабре 1992 года на съезде глав государств СНГ.

Сегодня мы вещаем во всех странах Центральной Азии - где-то в эфире, где-то в кабельных сетях. Скажем, в Узбекистане мы находимся в кабельных сетях, а в Киргизии и Казахстане у нас эфирное и спутниковое вещание. Это связано и с тем, что в некоторых странах существуют определенные законодательные ограничения на иностранное вещание. Но, если суммировать, то можно говорить, что по рейтингам мы уверенно находимся в первой десятке телеканалов Казахстана и Киргизии. К сожалению, сколько-нибудь достоверных данных телеметрии в других государствах Центральной Азии мы не имеем. Такое ощущение, что там пока нет запроса на подобные замеры.

- Как воспринимают в МТРК «Мир» в Центрально-азиатском регионе? Как российскую, наднациональную или местную телерадиокомпанию?

- Понятно, что любой медиаресурс работает тогда, когда он выгоден. А в этом смысле государства-учредители МТРК «Мир» - вне зависимости от географической принадлежности – понимают, что «Мир» им выгоден. Они воспринимают телеканал не как средство постсоветской ностальгии, а как инструмент информационной интеграции в рамках Содружества независимых государств. И очень приятно, что у всех наших государств-учредителей хватает мудрости не вмешиваться напрямую в редакционную политику.

- Но создавать универсальный телепродукт для любого региона, в котором есть внутренние противоречия, – это сложная задача. Как вы с этим справляетесь?

- Безусловно, есть непростые отношения и конкретные конфликты, но «Мир» не работает в качестве площадки информационных войн. Это не значит, что мы избегаем освещения конфликтных ситуаций, просто мы даем абсолютно «по-медицински» обе точки зрения. Это вообще универсальное правило для любой международной журналистской компании – так же поступают коллеги в «Euronews» или в Европейском вещательном союзе. Это стандартная журналистская позиция, когда журналист не дает оценку, а представляет факт.

- Какие тенденции в развитии медийного пространства Центральной Азии вы наблюдаете? Насколько местные отличия вплетаются в традиционно космополитичный телеформат?

- На самом деле я не вижу каких-то отличий в развитии медиапространства региона, которые бы выделяли его на фоне других постсоветских регионов. Ничего специфического здесь, с моей точки зрения, не происходит. Медиаотрасль – это часть современной экономики, и понятно, что раз экономика в разных странах развивается с разными скоростями – то с разными скоростями будут развиваться и медиа. Скорости развития медиаотраслей в разных странах зависят от объемов рынка. В России более передовая медиаотрасль – что связано с нашим огромным рекламным рынком. Вторая после России по объемам медиаотрасль - на Украине, потом идет Белоруссия, следующий – Казахстан. Все связано с размерами экономики – чем она мощнее и развитее, тем больше она заинтересована в рекламировании своих товаров. И реклама – это горючее в баках любой медиаотрасли.

- То есть тренды развития постсоветского медиарынка в точности совпадают с общемировыми тенденциями?

- Тренды – единые, а скорости движения – разные. Речь о скорости движения от советской пропаганды в сторону современных буржуазных медиа – они разные и зависят от размеров экономики страны.

- Нередко слышны точки зрения экспертов, что на постсоветском пространстве медиарынок так и не смог стать бизнесом – как это произошло в странах западной Европы. Вы согласны с такой точкой зрения?

- Я не знаю таких экспертов. Скорее всего, эти люди не имеют никакого отношения к медиа. Мне кажется, что это голословные оценки, которые не основаны на фактах.

- Мы часто используем термин «постсоветское пространство». А что остается из общего ментально-исторического наследия, позволяющего надеяться, что это словосочетание – не эвфемизм для обозначения развалин некогда общего государства?

- Мне кажется, именно наличие общих интересов доказывает существование единого информационного пространства.

Когда зануду когда спрашивают «как дела?» - он действительно начинает подробно рассказывать как у него дела. Так вот, когда спрашивают о миссии МТРК «Мир» я говорю, что наша миссия – подробно рассказывать, как обстоят дела. Сколько стоит снять квартиру в Бишкеке или во сколько обойдется отправить ребенка в пионерлагерь в Казахстане. Людей интересует именно это. Потому что мне еще интересно - как живет парень, с которым я служил в армии, как живет та девчонка, с которой я учился в аспирантуре… Вот на этом интересе и сформировано единое информационное пространство. И оно существует в совокупности национальных информационных пространств.

- То есть вы видите свою задачу в развитии горизонтальных связей?

- Именно для этого нас и учреждали двадцать лет назад.

- Сегодня во всех постсоветских странах появилось новое поколение, которое не помнит СССР, которое не жило в едином государстве. Что роднит этих людей по разные стороны границы – и роднит ли что-то, делая их некой общностью?

- Поколение, о котором вы говорите, это, условно говоря, ровесники МТРК «Мир» - сегодня эти люди учатся на старших курсах университетов. Если говорить о том, что их роднит между собой, то это, в первую очередь, интерес и бизнес. Потому что на постсоветском пространстве существует общий рынок, завязанный, прежде всего, на конкурентоспособность. Экономика диктует свои законы – продукция постсоветских государств по-прежнему менее конкурентоспособна за пределами бывшего Советского Союза. Поэтому, скажем, виноделы Молдовы ориентированы на российский рынок, а машиностроителям Белоруссии интересен рынок России и Казахстана.

В данном случае всех молодых людей интересуют именно эти простые материальные нюансы, с которыми естественно связано и информационное пространство. Я вам не открою секрет, если скажу, что треть пространства территории рунета занимают пользователи не из России. А это как раз те самые молодые люди, которые не страдают постсоветской ностальгией.

- И все же, за спиной - двадцать лет автономного плавания бывших советских республик. Сумма общего больше, чем разница непохожести?

- Вы знаете, это вопрос, требующий докторской диссертации страниц на 350. А если ответить коротко, то нужно отметить, что все новые постсоветские страны состоялись как суверенные государства. И, с одной стороны, никакого «слияния» уже не будет. А, с другой стороны, интерес к жизни людей, живущих у тебя за забором, всегда будет оставаться. И в тех же США, например, интерес к местным телевизионным сетям сопоставим с интересом к общенациональным сетям. Мы тоже придем к этому, потому что людей всегда будет интересовать то, что происходит на соседней улице, в соседнем городе, в соседнем государстве. Потому что именно это интересно, а то, как обстоят дела в каком-нибудь Гондурасе – не очень.

Подготовил Павел Казарин

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net