Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.11.2012 | Сергей Минасян

Армения в Евразийском союзе: миф или реальность?

12-13 ноября в Ереване состоялись двухдневные межпартийные консультации, посвященные обсуждению идее Евразийского Союза. В мероприятии приняли участие представители российской «Единой России», украинской «Партии регионов», казахстанской Народно-демократической партии «Нур Отан», а также политических партий Беларуси и Армении. Это событие подстегнуло внимание к одной из наиболее и в тоже самое время – наиболее активно муссируемых в последнее время вопросов в армянской прессе и заявлениях политиков – идеи о возможном присоединении Армении к Евразийскому Союзу. Речь идет о политико-экономическому объединении постсоветских государств, идея которого была выдвинута нынешним президентом России Владимиром Путиным осенью 2011 г.

Вполне естественно, что зависимости от политических пристрастий и политического позицирования армянских журналистов и политологов (как и время от времени присоединяющихся к ним отдельных армянских политиков) эта идея оценивается ими с кардинально отличающихся позиций. Для некоторых, все еще страдающих постсоветской ностальгией политиков и политических комментаторов, рассматривающих политическое и экономическое будущее Армении в рамках реанимированного СССР, данная ситуация видится подчеркнуто оптимистической. Для других же Евразийский Союз представляется неким страшным призраком, стоящим на пути участия Армении в различного рода проектах европейской (программы «Восточного Партнерства» и «Европейское соседства») и евроатлантической (натовская программа «Партнерство во имя мира» - PfP) интеграции.

Впрочем, как представляется, сколь неоправданны надежды одних, так и необоснованны опасения других. Именно в силу того, что обсуждения идут вокруг некоего предмета или идеи, которая спустя более год своего озвучивания так и не приобрела никакой конкретики. Более того, в силу своего «существования» почти исключительного только в медийном и информационном поле, эта идея, наверное, стала еще более призрачной и данные разговоры еще более запутывают тех, кто с надеждой или со страхом ждет начала практической реализации идеи Евразийского Союза.

Однако при этом зачастую забывается, что единственный раз, когда данная тематика всерьез обсуждалась на высшем государственном уровне президентами Армении и России, явился одновременно также четким и недвусмысленным подтверждением если не нереалистично, то как минимум преждевременности участия Армении в Евразийском Союзе. Речь идет о встрече президентов Армении и России 8 августа 2012 г., явившейся первой такого рода встречей двух лидеров после переизбрания Владимира Путина на третий срок. Встреча была примечательна исходя из многих факторов, но в первую очередь – в силу откровенно демонстрируемого как Путиным, так и Саргсяном политического прагматизма при обсуждении всего спектра армяно-российских межгосударственных отношений.

Прагматизм проявился и в ходе обсуждения вопросов, связанных с сотрудничеством Армении и России в рамках различного рода интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В частности, на встрече было объявлено, что сторонами будут проведены отдельные переговоры со всеми входящими в Таможенный союз государствами о формате и степени сотрудничества с Арменией, не имеющей единой границы с данными странами. Фактически это означало, что практическая реализация данного вопроса отодвигается на довольно неопределенный срок. Это тем более примечательно с учетом того, что еще до визита в армянской прессе появлялся целый шквал смутных комментариев о том, что якобы основной темой переговоров Путина с Саргсяном станет вопрос участия Армении в Евразийском Союзе (о необходимости создания которого на основе Таможенного Союза и Единого экономического пространства в одной из своих предвыборных статей в октябре 2011 г. и заявил Владимир Путин).

Многие армянские журналисты и аналитики с апломбом отмечали, что якобы Москвой перед официальным Ереваном может быть «поставлен ребром» вопрос выбора между будущим членством в Евразийском Союзом и продолжением процессов сотрудничества с ЕС в политической, гуманитарной и экономической сфере в рамках программ «Европейского соседства» и «Восточного партнерства». Естественно, это было не так, но такого рода разговоры продолжаются с завидным упорством и в настоящее время.

Однако при этом авторы всех такого рода публикаций видимо просто не принимают в расчет столь очевидный факт, что идея создания такого рода надгосударственного образования на территории бывшего СССР пока еще очень далека от практической реализации и все подобного рода разговоры в настоящее время имеют почти чисто теоретический или идеологический смысл. Даже самые общие контуры Евразийского Союза (если в перспективе и выйдут за пределы инерции предвыборных обещаний бывшего кандидата в президенты Владимира Путина) пока еще не ясны, пожалуй, даже самому Кремлю. При этом нельзя также утверждать, что идея Евразийского Союза получает поддержку и у большинства экспертно-аналитического сообщества России - скорее наоборот. При этом если некоторые российские эксперты и поддерживают данную идею, то только в контексте возможного участия в нем Беларуси и Украины (возможно также и Казахстана). Про членство других постсоветских стран в Евразийском Союзе они предпочитают особо не распространяться.

Более чем очевидно, что вопрос участия Армении в такого рода политико-экономическом союзе при отсутствии единых таможенных границ ни с одним из потенциально входящих в него государств противоречит элементарной логике экономического сотрудничества – стоит лишь мельком взглянуть на карту и представить нынешнюю внешнеполитическую и геополитическую конъюнктуру. Армению от всей остальной части потенциального Евразийского Союза отделяют Грузия и Азербайджан, с их достаточно специфическими отношениями с Москвой и Ереваном. Так что в таких условиях для полноценного вовлечения Армении в такое экономическое объединение необходимы будут миллиардные субсидии с российской стороны. Вряд ли Москва в настоящее время готова к таким альтруистским шагам, абсолютно не подкрепленным соображениями экономической целесообразности.

Естественно, Россия готова (и в определенной степени уже долгое время реализует) политические мотивированные экономические и финансовые инвестиции на постсоветском пространстве, в том числе и в Армении. Однако они имеют смысл создать благоприятные условия для военно-политической интеграции ряда постсоветских государств под «зонтиком» Москвы в рамках несколько более серьезной и дееспособной структуры, чем мифический Евразийский Союз – ОДКБ. Очевидно, что Евразийский Союз не сможет и не намеревается дублировать функции ОДКБ в сфере реальной военно-политической интеграции.

Следовательно, экономическая интеграция, основанная на экономическом субсидировании некоторых ее участников со стороны главного локомотива такого рода процессов, - это процесс, который также противоречит законам формальной логики. Таким образом, перспективы возможного членства Армении в Евразийском Союзе на данный момент представляются, как минимум, достаточно туманными.Сергей Минасян - к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа (Ереван, Армения)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net