Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.11.2012 | Татьяна Становая
«Ростелеком»: отраслевой и политический аспекты
Беспрецедентная история разворачивается вокруг одной из крупнейших государственных компаний – «Ростелекома». 20 ноября сотрудники МВД России провели обыски в квартирах крупнейшего миноритарного акционера компании Константина Малофеева и главы компании Александра Провоторова. Оба также были допрошены по уголовному делу о хищении более $200 млн у ВТБ в виде кредита. Ситуация вокруг нынешних менеджеров «Ростелекома» имеет не только отраслевое значение, но и политическое – конфликт вокруг компании затрагивает интересы высших государственных чиновников.
История с похищенным кредитом ВТБ – старая. Она относится к 2007 году, и о ней уже много писалось в СМИ, в том числе свое расследование проводил и антикоррупционный фонд Алексея Навального. Кредит был получен от «дочки» ВТБ VTB Capital PLC компанией «Руссагропром» на покупку молочных заводов у компании Nutritek International Corp. (входит в группу «Нутритек»). Обе компании в действительности контролировались Провоторовым и Малофеевым через фонд Marshall Capital Partners. В качестве обеспечения по кредиту ВТБ получил в залог акции молочных предприятий, стоимость которых, как показала проведенная компанией Deloitte Consulting LLP проверка, была завышена в пять раз. По одному из адресов в Москве следователи задержали гендиректора «Руссагропрома» Евгению Кремневу. Незадолго до получения кредита Кремнева заключила договор с ООО «Эрнст энд Янг — оценка», которому были предоставлены фиктивные сведения о фактическом финансовом состоянии молокозаводов. VTB Capital пытался взыскать эти средства с процентами и пенями (всего $230 млн) с инвестиционного фонда Marshall Capital Partners и других структур Константина Малофеева. Однако в ноябре прошлого года Высокий суд Лондона решил, что судебный спор между ВТБ и ними находится вне его юрисдикции, писал «Коммерсант». Летом нынешнего года Лондонский суд отклонил и апелляцию ВТБ — VTB Capital.
Итак, пока по делу проходят три свидетеля – это помимо Константина Малофеева и Александра Проворотова – сын бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова – Дмитрий Скуратов (юрист Marshall Capital). Единственной подозреваемой пока остается Евгения Кремнева.
История вокруг «Ростелекома» уникальна, но имеет нечто общее с ситуацией вокруг снятого недавно министра обороны Анатолия Сердюкова. Как правило, Кремль никогда не допускал громких скандалов в руководстве стратегически важных компаний или верхушке федеральных ведомств. Коррупционные или иные дела ранее затрагивали лишь окружение руководителя, который оказывался в состоянии межклановой войны со своими недругами. Можно вспомнить уголовные дела против Александра Бульбова – «правой руки» Виктора Черкесова, бывшего главы ФСКН, дело против замминистра финансов Сергея Сторчака.
Крупные скандалы были в разных надзорных органах. Но само руководство в таких случаях прямо не затрагивалось, так как сам факт уголовного преследования или даже подозрения в отношении министра или главы госкомпании бросает тень на его главного работодателя – президента или премьера. В ситуации с «Ростелекомом» происходит то же самое, что и в ситуации с бывшим министром обороны Сердюковым – удар наносится непосредственно по руководителю. При этом Кремль определенно на протяжении последних месяцев демонстрировал свою благосклонность в отношении ставленника Малофеева – Провоторова. Это подтверждается Указом Владимира Путина от 28 июля, где Провоторов награжден орденом Почета за организацию видеотрансляций выборов президента России.
Таким образом, на деле имеет место попытка сменить руководство одной из крупнейших компаний России, находящихся под политическим покровительством Кремля. И тут появляется две плоскости для анализа – отраслевая и политическая.
С отраслевой точки зрения, конфликт вокруг «Ростелекома» и «Связьинвеста» шел все последние годы. Можно выделить три ключевых участника, которые с разной степенью успеха пытались добиться доминирования на телекоммуникационном рынке. Группа первая, контролирующая на сегодня «Ростелеком» - это Константин Малофеев и бывший министр связи Игорь Щеголев, близкий к Путину человек, его бывший глава протокола и пресс-секретарь. К ним примыкает также глава совета директоров «Связьинвеста» князь Александр Трубецкой, гражданин Франции, который обязан своей карьерой знакомству с Щеголевым, а также близостью к православному окружению Путина, в частности, архимандриту Тихону (Шевкунову), которого в прессе давно называли духовником президента. Как писали «Ведомости», на одном их частных мероприятий Трубецкой познакомился с основателем Marshall Capital Partners Константином Малофеевым, который в 2009 г. вошел в совет директоров «Связьинвеста». «С Малофеевым, как и с министром Щеголевым, сложились отношения благодаря разговорам на темы православной церкви, — рассказывал «Ведомостям» сам Трубецкой. — Они очень близки к отцу Тихону. И это сыграло определенную роль. Кроме того, Константин Малофеев, как бизнесмен, по «Связьинвесту» поделился со мной своими соображениями и, надеюсь, в будущем даст свои рекомендации. Но главное — я его знаю как истинного русского православного патриота».
Малофеев в последнее время, как писали СМИ со ссылкой на анонимные источники, ощущал давление. Именно поэтому был создан «политически значимый проект» - Лига безопасного интернета, которая подыгрывала власти в ее намерениях (а фактически манипулировала страхами Кремля перед политическим протестом) контролировать интернет. Сам Малофеев пытался стать сенатором. Суд снял его с участия в муниципальных выборах за сутки до дня голосования, но решение не вступило в законную силу, и Малофеев, оставшись в бюллетене, выборы выиграл. Однако губернатор Смоленской области, видимо, реагируя на сигнал из Кремля, уже назвал другого кандидата в сенаторы.
Второй участник - это своего рода коалиция, куда вошли премьер-министр Медведев, новый министр связи Николай Никифоров, бывший министр связи и бывший советник президента Леонид Рейман, который постепенно утрачивает свои позиции, но при этом, возможно, привлекается как «младший партнёр», а также ВТБ-группа, которая в 2011 году создала вместе с Рейманом фонд Alternative Capital Investments, в том числе для инвестиций в телекоммуникационный сектор.
Третий участник – это экс-глава компании «Связьинвест» Евгений Юрченко. В конце прошлого года Юрченко продал свои акции в «Ростелеком» бизнесмену Сулейману Керимову (часть акций Юрченко купил Малофеев в августе прошлого года, когда тот выставил их на продажу после быстрого падения). Однако, как писали СМИ, это не означало его выхода из игры. В ноябре прошлого года «РБК daily» отмечала, что, продавая свои акции Керимову, Юрченко просил бизнесмена «обеспечить» смену руководства оператора до февраля 2012 года и свое назначение главой «Ростелекома» вместо Александра Провоторова. Вне зависимости от того, правда это или нет, Юрченко до последнего времени вел активную кампанию против нынешнего руководства «Ростелекома». При этом также хорошо известно, что крайне конфликтные отношения давно сложились между Юрченко и Рейманом, а также Юрченко и Вадимом Семеновым, однокурсником Дмитрия Медведева и главой «Связьинвеста». В 2010 году, когда президент Дмитрий Медведев уволил и Реймана с поста советника президента, и Юрченко с поста главы «Связьинвеста», Кремль, тем самым, попытался ослабить конфликт внутри отрасли между двумя сильными лагерями, на протяжении многих лет представленными людьми Реймана и людьми Щеголева (изначально Юрченко продвигался именно Щеголевым).
Теперь ситуация из отраслевой стала чисто политической, и два враждующих лагеря сфокусировались вокруг двух центров влияния – премьера и президента. Правительство под руководством Медведева начало лоббировать смену руководства «Ростелекома», встретив мощное сопротивление администрации президента. В сентябре газета «Ведомости» написала, что правительство согласовало на пост председателя совета директоров «Связьинвеста» кандидатуру Юрия Кудимова, который должен был заменить князя Трубецкого. Этот факт подтверждала пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Как писала газета, многие ключевые должности в «Связьинвесте» и «Ростелекоме» заняты людьми, близкими к компании «Маршал капитал», и Минкомсвязи сейчас пытается вернуть «Ростелеком» под свой контроль. По словам источника в Минкомсвязи, назначение Кудимова — первый шаг в этом направлении. Конечная цель — смена топ-менеджмента «Ростелекома», говорил знакомый Кудимова.
Кроме того, 1 октября «Ведомости» со ссылкой на свои источники писали, что правительство намерено назначить Вадима Семенова главой «Ростелекома» вместо Проворотова. Однако Кремль обе эти инициативы заблокировал. А 10 октября анонимный кремлевский источник заявил агентству «Прайм», что администрация президента России выступает против отставки главы «Ростелекома» Александра Провоторова и не намерена согласовывать проект соответствующей директивы. «Мы рассмотрели директиву и отклонили ее. Смены не произойдет», — заявил собеседник агентства.
Итак, получается, что в смене руководителя «Ростелекома» было заинтересовано, прежде всего, правительство во главе с Медведевым. Однако трудно себе представить, чтобы Медведев пошел на фактически силовую акцию против Малофеева и Проворотова с целью обойти отрицательное заключение на директиву правительства о смене руководства «Ростелекома» без санкции Кремля. Нельзя исключать, что действует все-таки именно коалиция, куда вошли и Рейман, и ВТБ, и возможно иные потенциальные инвесторы из числа крупных бизнесменов России. Таким союзником может оказаться Сулейман Керимов, который якобы уже имел планы о продвижении на пост главы «Ростелекома» Виталия Юсуфова. Юсуфов был посредником в продаже акций Банка Москвы ВТБ. В 2010 году он также стал владельцем 74,9% акций компании «Основа телеком», созданной для строительства коммерческой сети 4G по технологии LTE в России на частотах 2,3-2,4 ГГц, переданных Министерством обороны РФ.
Нынешний конфликт кажется беспрецедентным: ведь до сих пор такого глубокого раскола в руководстве страны не было. Хотя нечто подобное можно было наблюдать в 2006 году, когда шла война силовиков между ФСКН, ФСО, с одной стороны, и ФСБ, Генпрокуратурой, с другой. Но тогда обе враждующие группировки выходили на очень близких к Путину людей. И президенту пришлось разруливать конфликт между «своими», сильно ослабив обе враждующие группы влияния. Теперь же получается, что конфликт доходит до самого верха, раскалывая «вертикаль». «Линия фронта» проходит между правительством и Кремлем, если последний не занял позицию арбитра и действительно не дистанцировался и от Щеголева, и от группы «Маршал». Однако в случае «тихого» решения конфликта, вероятно, Кремлю было бы выгодно отделаться банальной сменой руководства «Ростелекома», не дожидаясь начала «масок-шоу».
В последнее время как смежный ком растет число внутриэлитных конфликтов. На федеральном уровне – это конфликт Минобороны и военно-промышленного лобби, что закончилось отставкой министра, а также конфликт между РКС и Роскосмосом, что также привело к кадровым решениям в РКС. Теперь конфликт в стратегически важной отрасли – телекоммуникационной, где руководство «Ростелекома» в значительной степени скомпрометировано, что бросает тень и на президентские структуры, которые поддерживали Провоторова.
В СМИ одной из версий происходящего называется начало крупномасштабной антикоррупционной кампании. Однако происходящее совсем на это не похоже. Происходящее в большей степени указывает на начало брожения внутри российского правящего класса, обострения борьбы за ресурсы, неконтролируемые конфликты, которые Кремль не в силах регулировать без ущерба для собственной репутации. Иными словами, локально наблюдаются войны «всех против всех», и их причины совсем не связаны с какими-либо намерениями Кремля, а скорее развиваются вопреки приоритетам власти.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.