Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста
Видео
Комментарии
02.12.2012 | Марьям Давлекамова
Новый порядок формирования раз, новый порядок формирования два…
Порядок формирования Совета Федерации менялся неоднократно. Последний вариант, который в июне этого года предложил президент, еще не успел вступить в законную силу, как Владимир Путин выступил перед депутатами Государственной Думы с предложением поменять Конституцию, чтобы иметь возможность ввести прямые выборы сенаторов. На первый взгляд, данное предложение вкупе с возвращением выборности глав исполнительной власти регионов представляет собой пакет реформ, который призван сделать политическое пространство России более конкурентным. Но на деле все может оказаться не совсем так…
Первые члены Совета Федерации, избранные на основе прямого, тайного, равного голосования в декабре 1993 года, осуществляли свои полномочия на протяжении двух лет. Сенаторами второго созыва стали главы исполнительной и законодательной властей регионов, что обусловило работу верхней палаты Федерального Собрания на непостоянной основе. Однако спустя почти семь лет такой порядок работы СФ был сочтен не оптимальным: отсылка делалась на недопустимость фактического слияния в одном органе исполнительной и законодательной власти в лице региональных руководителей, представлявших на тот момент времени весьма значимую политическую силу. В 2002 году вступил в силу новый закон (также инициированный Владимиром Путиным), согласно которому каждый регион стал представляться двумя сенаторами – один назначался губернатором, один – законодательным собранием. С отменой прямых выборов губернаторов и укреплением позиций «партии власти» за верхней палатой парламента закрепился статус формального органа, призванного обеспечить должностями тех, кто был снят с более значимых постов. Стремясь повысить статус Совета Федерации и свой аппаратный вес, и нынешний спикер СФ – Валентина Матвиенко, и экс-спикер Сергей Миронов не раз высказывались за изменение порядка формирования сената.
Одобренный парламентом на минувшей неделе законопроект, который, как ожидается, вступит в силу 1 января 2013 года, предусматривает, что сенаторы от исполнительной власти региона будут выбираться одновременно с губернатором. Каждый кандидат на пост главы исполнительной власти субъекта федерации будет представлять три кандидатуры на пост сенатора, из которых в случае победы кандидата и будет выбираться представитель региона на федеральном уровне. Представитель же законодательной власти будет выбираться большинством голосов депутатов из числа тех, кто является членом регионального заксобрания. В новом порядке формирования верхней палаты парламента на чисто теоретическом уровне можно усмотреть некоторую либерализацию публичной политики. Так, в случае победы на губернаторских выборах, скажем, оппозиционного кандидата, в Совет Федерации автоматически – без каких-либо дополнительных согласований с федеральным центром - попадает оппозиционный сенатор. Более того, учитывая тренд на падение популярности партии «Единая Россия» увеличивается вероятность того, что от законодательной власти региона в сенат попадет не достаточно лояльный представитель. Но это в теории…
Прямой порядок выборов членов Совета Федерации, казалось бы, должен еще больше повысить уровень конкуренции в политическом пространстве страны. Но на деле у оппозиции и у независимых кандидатов вполне может не хватить финансового или административного ресурсов для участия и тем более победы в многочисленных выборах различного уровня. Придется выбирать – провести своего кандидата в федеральный парламент или в губернаторское кресло.
С другой стороны, на фоне масштабной антикоррупционной кампании Кремля подобная инициатива президента вполне может быть расценена как напоминание властной элите о том, что она не несменяема. Ведь в случае перехода к прямым выборам у власти появится возможность оказывать поддержку кандидатам, реализуя систему сдержек и противовесов, сохраняя баланс сил среди региональных элит и не раздражая лишний раз общественное мнение.
Очевидно, высшее руководство страны ищет такой порядок формирования Совета Федерации, который дополнит существующий механизм распределения сил между представителями властных элит и федерального, и регионального уровней, а также будет отвечать общественному запросу на либерализацию политического курса.
Комментарии
Экспертиза



