Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

За полтора месяца до первого тура президентских выборов во Франции фаворитом стал Эмманюэль Макрон, бывший министр экономики в правительстве Франсуа Олланда и президент нового движения «В путь!».

Бизнес, несмотря ни на что

Представитель семьи ингушских бизнесменов Гуцериевых, который станет совладельцем украинской «дочки» Сбербанка, видимо, участвует в этой сделке далеко не случайно.

Интервью

«Политком.RU» планировал поговорить с известным политологом и политическим географом Дмитрием Орешкиным о нынешнем состоянии российской внепарламентской оппозиции. Но по ходу интервью разговор вышел и на другие темы: о глубоких социокультурных и политических различиях между российскими регионами и связанных с этим проблемах для любой власти в Кремле, а также о президентских выборах и политической ситуации после марта-2018.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Комментарии

19.12.2012 | Карина Николаева, Георгий Ковалев

Иранский компромисс

13-14 декабря состоялась встреча представителей Ирана и МАГАТЭ: спустя 8 месяцев, после начала возобновления переговоров, стороны смогли договориться и назначить новую дату уже для подписания необходимого соглашения. Во всяком случае, 16 января 2013 года стороны будут стараться выработать структурированный подход, и вслед за этим начать применение данного соглашения…

С одной стороны, МАГАТЭ и Иран назначили конкретную дату для подписания соглашения, с другой – остается значительная доля сомнений, что стороны, в итоге, достигнут желаемого результата. В течение последних девяти месяцев стороны, проведя четыре встречи, так и не смогли прийти к консенсусу. Какова же вероятность того, что стороны подпишут соглашение именно 16 января? Дать ответ на это вопрос довольно сложно. С одной стороны, инспекторы МАГАТЭ всерьез опасаются превращения ИРИ в страну, способную создать ядерное оружие. Поэтому небезосновательно требуют сокращения производства средне обогащенного урана и доступа к военным объектам в Парчине. Запад и Иран выдвигают друг другу взаимные требования. Все пожелания МАГАТЭ вытекают из основных признаков, почему Иран стремится создать ядерное оружие:

1. Иран скрывает свою деятельность от МАГАТЭ и других подобных организаций.

2. Ядерную программу Ирана контролирует Министерство обороны страны, а не МАГАТЭ.

3. Иранская ядерная программа во многом противоречит заявленным руководством целям (производство урана, обогащенного более чем на 3%).

4. У Ирана имеется документ, в котором объясняется, как из урана отливать полусферы (т.е. как делать главную часть ядерного оружия).

5. Иран занимается строительством тяжеловодного реактора без объяснимых научных целей.

6. Иран выполнил испытания баллистической ракеты, которая может нести ядерный заряд.Поэтому МАГАТЭ требует открытого посещения военных объектов и полной подконтрольности ядерной программы, вывоза из страны более 100 килограммов урана, обогащенного до 20%, прекращение работы завода Фордо, на котором и происходит обогащение урана до этой отметки. В то время как самым острым вопросом со стороны Ирана является отмена санкций.

Можно предположить, что посещение делегацией МАГАТЭ ядерного объекта в Парчине даст возможность для принятия нового пакета санкций в отношении Ирана. Вот что говорят сами представители делегации: "На этот раз мы не получили разрешения посетить Парчин. Однако, как известно, предоставление доступа к Парчину является частью соглашения о структурированном подходе, и мы надеемся добиться этого вскоре после заключения данного соглашения".

В свою очередь, ИРИ уже давно потребовала от МАГАТЭ прекратить расследование своей ядерной программы, ранее представив заявление из 50 пунктов, которое, по мнению иранской стороны, опровергает предположения о разработке Тегераном оружия массового поражения. Также Иран не собирается уступать Западу в прекращении обогащения урана до уровня в 20%. Как заявил глава Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси: «Исламская республика Иран не прекратит обогащение урана до уровня в 20% по требованию других стран». Эти слова были сказаны сразу же после завершения переговоров. В свою очередь МИД Ирана заявил, что вести переговоры можно исключительно на равных условиях, когда каждая из сторон верит в искренность противоположной, в то время как заявлениям американских властей доверять невозможно. Получается, что все переговорные процессы – просто фикция, в то время как действия МАГАТЭ подчиняются интересам США.

С другой стороны, Иран оказался в сложном экономическом положении. Санкции вот уже как почти полгода дестабилизируют страну. Несмотря на заявления духовного лидера, президента и министров ИРИ, с каждым месяцем положение становится более тягостным. Валютные запасы тают и тратятся на предметы первой необходимости, страна сталкивается с 50% снижением доходов от продажи нефти (президент Ирана Махмуд Ахмадинежад признал это еще в сентябре 2012 года), частные компании попадают под ограничение США. Развитие торгово-экономических отношений с соседними странами носит скорее политический, чем экономический характер. В тяжелом положении оказался банковский сектор. Вводятся все новые запреты на сделки с физическими и юридическими лицами.

В связи с этим, по словам представителей международного сообщества, если иранцы готовы снизить темпы развития своей ядерной программы, они готовы предоставить смягчение режима односторонних и многосторонних санкций, так как на Тегеран, безусловно, оказывается давление. Тяжелое экономическое состояние Республики – ключевой фактор для достижения взаимопонимания и решения Ирана идти на компромисс с МАГАТЭ.

По большому счету, прошедшая встреча ничем не отличалась ото всех предыдущих. Стороны договорили о новой дате подписании мирного соглашения. С одной стороны, может показаться, что санкции США помогли сдвинуть процесс с мертвой точки, с другой – не стоит исключать, что Иран преследует свои, никому не известные цели, отказываясь от жесткой политики и позволяя странам запада поверить в свое превосходство. В любом случае стороны договорились о встрече, однако вопрос о подписании протокола решится именно 16 января.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Со вступления Д.Трампа в должность президента США прошло чуть более двух месяцев, и ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, этот непродолжительный срок настолько насыщен событиями и конфликтами, что кажется очень длинным. С другой стороны, можно сказать, что президентство еще не вполне началось.

О реформе здравоохранения в США говорят на протяжении уже более 70 лет. И проблема тут не в том, что государство не заинтересовано в предоставлении своим гражданам возможностей заботиться о своем здоровье - напротив, первую помощь человеку всегда окажут. Но и заплатить за это придется не мало. И вот в том, как сделать процесс получения базовых медицинских услуг доступным любому американцу и при этом не обременять налогами граждан в целом – это и есть задача номер один для любого президента.

Организация Договора Коллективной Безопасности в силу значимости предмета деятельности могла бы стать одним из существенных инструментов постсоветской кооперации и интеграции в военной сфере. Однако по ряду комплексных обстоятельств этот механизм был задействован лишь частично.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net