Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Комментарии

19.12.2012 | Карина Николаева, Георгий Ковалев

Иранский компромисс

13-14 декабря состоялась встреча представителей Ирана и МАГАТЭ: спустя 8 месяцев, после начала возобновления переговоров, стороны смогли договориться и назначить новую дату уже для подписания необходимого соглашения. Во всяком случае, 16 января 2013 года стороны будут стараться выработать структурированный подход, и вслед за этим начать применение данного соглашения…

С одной стороны, МАГАТЭ и Иран назначили конкретную дату для подписания соглашения, с другой – остается значительная доля сомнений, что стороны, в итоге, достигнут желаемого результата. В течение последних девяти месяцев стороны, проведя четыре встречи, так и не смогли прийти к консенсусу. Какова же вероятность того, что стороны подпишут соглашение именно 16 января? Дать ответ на это вопрос довольно сложно. С одной стороны, инспекторы МАГАТЭ всерьез опасаются превращения ИРИ в страну, способную создать ядерное оружие. Поэтому небезосновательно требуют сокращения производства средне обогащенного урана и доступа к военным объектам в Парчине. Запад и Иран выдвигают друг другу взаимные требования. Все пожелания МАГАТЭ вытекают из основных признаков, почему Иран стремится создать ядерное оружие:

1. Иран скрывает свою деятельность от МАГАТЭ и других подобных организаций.

2. Ядерную программу Ирана контролирует Министерство обороны страны, а не МАГАТЭ.

3. Иранская ядерная программа во многом противоречит заявленным руководством целям (производство урана, обогащенного более чем на 3%).

4. У Ирана имеется документ, в котором объясняется, как из урана отливать полусферы (т.е. как делать главную часть ядерного оружия).

5. Иран занимается строительством тяжеловодного реактора без объяснимых научных целей.

6. Иран выполнил испытания баллистической ракеты, которая может нести ядерный заряд.Поэтому МАГАТЭ требует открытого посещения военных объектов и полной подконтрольности ядерной программы, вывоза из страны более 100 килограммов урана, обогащенного до 20%, прекращение работы завода Фордо, на котором и происходит обогащение урана до этой отметки. В то время как самым острым вопросом со стороны Ирана является отмена санкций.

Можно предположить, что посещение делегацией МАГАТЭ ядерного объекта в Парчине даст возможность для принятия нового пакета санкций в отношении Ирана. Вот что говорят сами представители делегации: "На этот раз мы не получили разрешения посетить Парчин. Однако, как известно, предоставление доступа к Парчину является частью соглашения о структурированном подходе, и мы надеемся добиться этого вскоре после заключения данного соглашения".

В свою очередь, ИРИ уже давно потребовала от МАГАТЭ прекратить расследование своей ядерной программы, ранее представив заявление из 50 пунктов, которое, по мнению иранской стороны, опровергает предположения о разработке Тегераном оружия массового поражения. Также Иран не собирается уступать Западу в прекращении обогащения урана до уровня в 20%. Как заявил глава Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси: «Исламская республика Иран не прекратит обогащение урана до уровня в 20% по требованию других стран». Эти слова были сказаны сразу же после завершения переговоров. В свою очередь МИД Ирана заявил, что вести переговоры можно исключительно на равных условиях, когда каждая из сторон верит в искренность противоположной, в то время как заявлениям американских властей доверять невозможно. Получается, что все переговорные процессы – просто фикция, в то время как действия МАГАТЭ подчиняются интересам США.

С другой стороны, Иран оказался в сложном экономическом положении. Санкции вот уже как почти полгода дестабилизируют страну. Несмотря на заявления духовного лидера, президента и министров ИРИ, с каждым месяцем положение становится более тягостным. Валютные запасы тают и тратятся на предметы первой необходимости, страна сталкивается с 50% снижением доходов от продажи нефти (президент Ирана Махмуд Ахмадинежад признал это еще в сентябре 2012 года), частные компании попадают под ограничение США. Развитие торгово-экономических отношений с соседними странами носит скорее политический, чем экономический характер. В тяжелом положении оказался банковский сектор. Вводятся все новые запреты на сделки с физическими и юридическими лицами.

В связи с этим, по словам представителей международного сообщества, если иранцы готовы снизить темпы развития своей ядерной программы, они готовы предоставить смягчение режима односторонних и многосторонних санкций, так как на Тегеран, безусловно, оказывается давление. Тяжелое экономическое состояние Республики – ключевой фактор для достижения взаимопонимания и решения Ирана идти на компромисс с МАГАТЭ.

По большому счету, прошедшая встреча ничем не отличалась ото всех предыдущих. Стороны договорили о новой дате подписании мирного соглашения. С одной стороны, может показаться, что санкции США помогли сдвинуть процесс с мертвой точки, с другой – не стоит исключать, что Иран преследует свои, никому не известные цели, отказываясь от жесткой политики и позволяя странам запада поверить в свое превосходство. В любом случае стороны договорились о встрече, однако вопрос о подписании протокола решится именно 16 января.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

17 января прошла большая пресс-конференция Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 года. Во время общения российского министра иностранных дел с журналистами закавказские сюжеты не фигурировали в числе приоритетных тем. Намного чаще в фокусе внимания оказывались перспективы нормализации отношений между Россией и США при новой американской администрации и разрешение конфликта в Сирии.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net