Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.02.2013 | Татьяна Становая
«Завалить» Медведева
7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев ответил всем критикам, ожидавшим пересмотра решения о переходе на летнее время. Премьер велел «не дергаться» и подождать еще какое-то время для того, чтобы оценить эффективность принятого полтора года назад решения. Игра вокруг времени становится одной из самых увлекательным в череде попыток побольнее «пнуть» теряющего политический авторитет премьера.
Пересмотр медведевского наследия начался практически сразу с момента объявления о грядущем возвращении Владимира Путина на пост президента. Теперь уже кажется, что президентство Медведева было другой эпохой: настолько быстро и кардинально поменялась атмосфера в стране, ужесточился режим, политическое лидерство вернулось к «путницам», у силовиков открылось второе дыхание, а охранители и консерваторы стали одерживать моральные и политические победы над остатками либералов во власти. Причем тут совпало два важных момента: во-первых, Путину не очень понравился его эксперимент с преемником, который в какой-то момент откровенно заигрался, начав выстраивать свою собственную политическую коалицию (враждебно настроенную против Путина) и критикуя самого «национального лидера». Во-вторых, начав «политическую оттепель», Медведев создал социальную базу для выплеснувшегося в декабре 2011 года протеста: страх перед «застоем» сыграл против Путина и избирательной кампании «Единой России». Медведевское президентство сломало инерцию путинского режима и на этом фоне нынешнему президенту приходится восстанавливать механизмы, выкорчевывая всю медведевскую «зеленую поросль».
А для этого отмена медведевских решений, пробуксовка его проектов, критика в СМИ, разоблачительные и дискредитирующие фильмы – все это в совокупности звенья одной цепи – процесса политического уничтожения Медведева как бывшего президента. В течение последнего года мы наблюдаем реванш путинской элиты, внутри которой развернулась острая борьба за право «завалить Медведева». Возможность критиковать, оспаривать и добиваться пересмотра медведевских решений становится привилегией для тех, кто желает показать свой ресурс и амбиции в новой политической пропутинской реальности.
Владимир Путин в такой ситуации не спешит «покончить» с теряющим остатки политического авторитета премьером. Ему такая ситуация наверняка очень нравится. И тут как раз возникает вопрос: почему Кремль не продавил решение о возвращении к прежнему порядку ежегодного перевода стрелок или, как рассматривалось в правительстве, постоянного перехода на зимнее время? Госдума давно была к этому готова (был написан и соответствующий законопроект, а спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выражая позицию нижней палаты парламента, писал обращения к Путину). Президент при этом тоже выражал сомнение в целесообразности принятого Медведевым решения, хотя и делал это весьма осторожно. Путин давал понять, что ему решение не нравится, но он не хочет вмешиваться в компетенцию правительства.
В действительности, заставить правительство Медведева пересмотреть свое собственное решение – это означает взять фальстарт. Пока не все дивиденды Кремль получил от муссирования этой темы в СМИ. Ведь что теперь получается? Медведев, заявив о том, что оставляет в силе текущее положение, противопоставил себя чуть ли не всей стране. Занятно, что и Медведев, и Путин с Нарышкиным, отставая свои точки зрения, ссылались на некие опросы. Только результаты этих опросов у обеих сторон получаются разные. «Сейчас число сторонников летнего времени и тех, кто хотел бы вернуться к прежнему порядку перевода стрелок два раза в год, или зафиксировать на постоянной основе зимнее время, приблизительно одинаково. Даже, может быть, чуть больше тех, кто не желает никаких изменений», - сказал Медведев. Для Путина социологию вопроса посчитали иначе. «Когда Медведев принимал это решение, он исходил из настроя значительной части наших граждан, которые говорили, что перевод стрелок часов плохо сказывается на здоровье. Но оказалось, что недовольных этим решением еще больше, чем тех, кто призывал к изменениям», - говорил в декабре Путин. Это с декабря изменилось соотношение или просто у президента и премьера разные социологи? Важно не это. Важно, что Путин выглядит уверенней и убедительней.
Президенту удобен слабый премьер Медведев, который вынужден отвоевывать свои собственные решения, находясь под мощнейшим давлением. И именно потому решение не пересмотрено: давление должно не ослабевать, а нарастать. Теперь «охранители» и «консерваторы»получают основание говорить, что Медведев пошел против собственного народа. Тут и министр промышленности и торговли Денис Мантуров «удачно» высказался: отвечая на вопрос журналистов о дискомфорте, который испытывают тысячи российских любителей спорта во время поздних телетрансляций из Европы, Мантуров заметил: «Мы страдаем. Но так сложилось. Будем исходить из того, что принято правительством».Так и хочется добавить: «уж такой у нас премьер…».
И сколько еще таких испытаний предстоит пережить Медведеву? Помимо борьбы на фронтах по защите своих президентских решений, он будет вынужден реализовывать крайне сложные и противоречивые социальные реформы (именно к этому его и подталкивает Кремль), которые будут подогревать раздражение им «снизу», оправдываться за «перезагрузку» с США, краснеть перед быстро теряющим свои ресурсы околомедведевским бизнесом.
Прежде чем Медведев будет уволен, Путину нужно быть до конца убежденным, что его бывший коллега по тандему полностью морально и политически уничтожен как политическая фигура. И право добивать премьера будет исключительной прерогативой самого Путина. И особого выбора у Медведева нет: он действует в ситуации бесконечно воспроизводимого цугцванга, где каждый шаг только ухудшает его и без того незавидное положение.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.