Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.02.2013 | Владислав Жуковский
Нефтяные гиганты продолжают шантажировать Кремль
Российские нефтегазовые гиганты и сырьевые олигархи, окончательно потеряли всякую связь с реальностью. 11 февраля текущего года главы практически всех крупных нефтегазовых гигантов подписались под обращением в адрес правительственной комиссии по ТЭК снизить заградительную пошлину на бензин. Которая в настоящий момент достигает 90% и была введена правительством в разгар топливного кризиса 2011г., спровоцированного масштабным вывозом нефтепродуктов на внешние рынки со стороны российских ВИНК в силу крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры…
Также нефтяники умудрились обвинить в топливном кризисе ФАС и лично Игоря Артемьева, который, пытаясь обуздать монопольный сговор и завышение цен на рынке ГСМ, накладывал многомиллиардные штрафы на российских нефтегазовых гигантов и заставлял их снижать цены на бензин. Вместо того, чтобы открыто признать низкий уровень профессиональной пригодности и подготовки своего руководства, а также провал планов по импорту современных технологий, модернизации производств и реконструкции современных НПЗ, российские нефтяники предпочли свалить проблему с больной головы на здоровую и обвинили во всех бедах правительства.
Самое удивительное, что им за это совершенно ничего не было – они по-прежнему продолжают завышать цены на ГСМ и извлекать из этого сотни миллиардов рублей ежегодно, выплачивая в качестве штрафов и компенсаций несколько десятков миллиардов рублей. Это своего рода бизнес, построенный на преступной халатности и профнепригодности целого ряда весьма высокопоставленных руководителей российского правительства.
По информации в СМИ, под документом свои подписи поставили руководители шести нефтегазовых гигантов: президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, глава "Газпром нефти" Александр Дюков, президент "Башнефти" Александр Корсик, гендиректор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан.
В противном случае крупнейшие нефтяные компании прогнозируют, а, судя по риторике обращения, и вовсе скрыто угрожают властям, что в перспективе 5-7 лет возникнет острейший дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, в результате которого цены на ГСМ подскочат на 25-30%. И это притом что уже сегодня внутренние цены на бензин в России не просто сравнялись с ценами на топливо в США, но и существенно их превышают. По состоянию на начало февраля средняя цена на бензин категории Regular (формально эквивалент российского АИ-92, а по качеству превосходит отечественный сорт АИ-95) в США достигла отметки в 3,55 долл. за галлон, что эквивалентно 95 центам за литр бензина или 28,35 рублей за литр. Тогда как только по официальным оценкам Росстата, средняя розничная цена бензина марки АИ-92 на российских АЗС по состоянию на начало февраля составляет 28,45 рублей. А марка АИ-95, не имеющая практически никакого отношения к своему американскому аналогу (получается благодаря добавлению присадок к более низко октановым сортам топлива), продавалась на колонках по цене в 31,1 рубль за литр. И это притом что Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной в мире (добыча «чёрного золота» составляет порядка 11 млн. баррелей в сутки), тогда как США являются крупнейшими в мире нетто-импортёрами нефти и нефтепродуктов, экономика которых практически на 70% зависит от внешних поставок.
Стоит отметить, что на протяжении последних лет из России экспортируются в основном так называемый прямогонный бензин, который используется в качестве первичного сырья для нефтехимических предприятий в Восточной и Центральной Европе. А также низкокачественный бензин класса 2, запрещенный к обороту в России с 1 января 2013г.
В качестве одного из основных аргументов нефтяники указывают на то, что производство высококачественного бензина в России по итогам 2012г. увеличилось аж на 8% по сравнению с 2011г. А, следовательно, никакой необходимости в сохранении заградительных экспортных пошлин просто нет. Однако они предпочли умолчать, что даже рост физического предложения топлива на внутреннем рынке никоим образом не позволил снизить цены на ГСМ – бензин подорожал практически на 7,8%, а дизельное топливо выросло в цене на 13,3%. На фоне повсеместных монополистических и олигополистических сговоров и завышения цен даже рост производства нефтепродуктов не способен снизить цены на ГСМ.
Более того, российские нефтяники, постоянно жалующиеся на тяжёлое «налоговое бремя» и «неподъёмный фискальный пресс», постоянно забывают указать на тот факт, что практически целиком и полностью рост цен на первичное сырьё и налоговые платежи с лихвой компенсируются безудержным ростом цен на бензин и ГСМ для внутренних потребителей в России – населения и промышленных предприятий. Согласно оценкам Росстата, только за период 2011-2012гг. средние цены на автомобильный бензин в России подскочили на 22,7% - на 14,9% в 2011г. и на 6,8% в 2012г. Притом что цены на дизельное топливо и вовсе подскочили практически на 35% за последние 2 года.
Российские нефтегазовые гиганты, которые чуть ли ни ежеквартально отчитываются о рекордных прибылях, давят на правительство с целью вернуть ранее действовавшую экспортную ставку в размере 66%. По их мнению, необоснованно завышенная экспортная пошлина в первую очередь негативно сказывается на рентабельности производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. Причём тут производство высококачественного бензина, которым по логике они должны заниматься, и каким образом развитие глубокой нефтепереработки сырья зависит от экспортных пошлин на низкокачественное топливо, не понятно в принципе.
Да, действительно, российские ВИНК несут потери от повышенных налогов. Однако, во-первых, они сами согласились на ныне действующую систему исчисления налоговой нагрузки по схеме "60/66/90" ещё 1 октября 2011г. А во-вторых, и это не маловажно, речь идёт о сущих копейках. По оценкам Минфина, в случае снижения заградительной экспортной пошлины с 90 до 60% российский бюджет потеряет не более 1 млрд. Мало того, что это сущие копейки для российского федерального бюджета (0,25% доходной части в 2012г.), но и крохи по сравнению с теми прибылями, которые извлекают российские нефтяные корпорации от хищнической распродажи невосполнимого минерального сырья и саботажа планов по модернизации производств.
По итогам 2012г. выручка Роснефти выросла на 13,2% и составила более 3,078 трлн. рублей, Газпром нефти – 1,23 трлн., тогда как выручка Лукойла только по итогам 9-ти месяцев 2012г. составила 3,094 трлн. рублей, Сургутнефтегаза - 616,9 млрд., Башнефти - 378,8 млрд., а объём продаж Татнефти в январе-сентябре 2012г. превысил 259,6 млрд. рублей. Другими словами, только по предварительным оценкам суммарная выручка крупнейших нефтегазовых компаний, подписавшихся под жалобным обращением в адрес правительства, составила по итогам 2012г. 11 трлн. рублей. А чистая прибыль составляет более 1,5 трлн. рублей. В этом случае масштабы потерь нефтяников от повышенных экспортных пошлин с трудом отличимы от статистической погрешности – 0,27% суммарной выручки и 2% чистой прибыли всех указанных компаний.
Шантаж нефтяных олигархов
Однако это нисколько не мешает нефтяникам заниматься откровенным саботажем и требовать пересмотра согласованной с ними ещё осенью 2011г. методики расчёта величины экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты - так называемой системы "60/66/90». Напомним, что ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируется и рассчитывается с коэффициентом 0,66 (66%) от ставки пошлины на нефть. Притом что одновременно с этим была снижена экспортная пошлина на нефть за счёт сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с действующих прежде 65% до 60%. Тогда коэффициент расчета ставки заградительной пошлины на бензины составляет 0,90 (90%).
Изначально планировалось, что новая система налогообложения экспорта углеводородного сырья создаст мощный налоговый стимул для наращивания капитальных вложений нефтяных компаний в модернизацию производства, технологическое перевооружение мощностей, развитие наукоёмких производств высоких переделов и повышение глубины переработки первичного сырья. Однако на деле оказалось, что российские сырьевые монополии, как и в 1990-е годы, с гораздо большим интересом занимаются хищнической распродажей невосполнимого минерального сырья и вывозят валютную выручку транзитом через оффшоры для дальнейшего демонстративного потребления: покупки вилл, яхт, самолётов, футбольных и баскетбольных клубов и т.д.
Они с гораздо большим энтузиазмом и рвением готовы разбазаривать невосполнимые запасы природного сырья (свыше 35% всех мировых запасов) и проедать нефтедоллары, чем вкладывать средства в модернизацию производства и, в конце концов, исполнять указы президента по развитию высокотехнологичных производств.
По сути дела, российские нефтяные гиганты, которые генерируют порядка 21% всех корпоративных прибылей российской экономики (ещё 29% оседает в карманах оптово-розничной торговли и перекупщиков), занимаются откровенным шантажом и под угрозой дестабилизации рынка ГСМ, который является крайне чувствительным с социально-экономической точки зрения, пытаются выбить себе налоговые поблажки.
Угрожая искусственным созданием топливного кризиса, для которого не имеется практически никаких серьёзных предпосылок (если таковыми не считать хроническое нежелание владельцев нефтегазовых монополий вкладывать средства в модернизацию производственных мощностей и повышение глубины переработки первичного сырья), российские нефтяники требуют пересмотреть все свои соглашения с правительством, в котором у них имеется колоссальный лоббистский ресурс.
Да, отчасти понять российских нефтяников можно. Они, как и все граждане России, совершенно искренне не понимают, почему в России как крупнейшем производителе нефти цены на бензин выше, чем в США. И почему в структуре розничной цены на бензин от 55 до 62% (в зависимости от региона и НПЗ) приходится на всевозможные налоги и сборы: начиная от НДПИ и акцизов, а заканчивая НДС и экспортными пошлинами, которые в принципе не должны касаться российских потребителей нефтепродуктов. Получается, что из каждых 30 рублей, уплаченных россиянином за литр бензина на автозаправке, практически 18 рублей уходит в карман государства, которое и так захлёбывается от притока нефтедолларов – размер международных резервов распух до 535 млрд. долл., а без дела в правительстве лежит более 7,5 трлн. рублей.
Однако основная претензия к нефтяникам не в этом – в глаза бросаются масштабы цинизма, с которым они занимают откровенным шантажом государства, населения и задыхающейся от коррупционных поборов и произвола монополий несырьевой промышленности. Нефтегазовые гиганты рапортуют о новых рекордных прибылях и беспрецедентных дивидендах, эксплуатируя принадлежащие народу природные богатства, а 60% россиян, относимые Институтом социологии РАН к бедным и нищим слоям общества, едва сводят концы с концами.
Неудивительно, что в правительстве уже говорят о том, что в 1-м квартале текущего года будут подведены итоги действия нынешнего налогового режима. Однако уже сегодня чиновники вынуждены признать, что даже налоговые стимулы и создание преференциальных и весьма благоприятных условий для модернизации производств и наращивания капитальных вложений в основные фонды не в силах помочь российским нефтяным гигантам. Они по-прежнему не хотят заниматься повышением производительности труда, увеличивать глубину нефтепереработки сырья.
Достаточно вспомнить, что средний коэффициент извлечения нефти из скважины в России составляет менее 37%, тогда как у большинства стран-нефтеэкспортёров данный показатель превышает отметку в 65-72%. Тем не менее, даже за период «тучных нулевых», в течение которых из России было вывезено нефтегазового сырья в объёме 2 трлн. долл. (нефти - 1,064 трлн. долл., нефтепродуктов – 489,7 млрд. долл. и газа 435,5 –млрд. долл. за 2000-2011гг.) никакого существенного позитивного сдвига как с точки зрения глубины переработки сырья (менее 60%), так и с точки зрения показателей извлечения нефти (менее 37%) не произошло.
И дело отнюдь не в отсутствии необходимых финансовых ресурсов и неподъёмном налоговом бремени. Беда состоит в том, что российские нефтяники (как и большинство других крупных бизнесменов, получивших свои состояния благодаря разворовыванию государственного имущества и захвату государственной собственности) по-прежнему живут по принципу «временщиков».
Прозревший Минфин
Впервые за долгие годы более-менее вменяемая реакция на шантаж нефтяного лобби последовала со стороны Минфина. В ведомстве Антона Силуанова, продолжающего реализацию убийственной политики «кудриномики» и накопления «гробовых денег» в нефтегазовой кубышке, открыто признали, что в случае отмены 90-процентной экспортной пошлины на вывоз нефтепродуктов чистые потери федерального бюджета превысят 1 млрд. долл. в год. Да, с формальной точки зрения это сущие копейки для российского бюджета, в котором по состоянию на начало января 2013г. без дела лежит свыше 7,5 трлн. рублей средств федерального правительства. Речь идёт об убытках в размере менее 0,25% доходной части бюджета – примерно 0,5% от совокупных поступлений в бюджет от НДПИ и экспортных пошлин на энергоносители.
Хуже того, в случае отмены заградительных пошлин вместо обещанного нефтяниками насыщения внутреннего рынка предложением топлива вполне может возникнуть ещё более острый и масштабный топливный кризис чем тот, который наблюдался в России в 2011г. Даже Минфин предупреждает, что только в 2013г. в случае упрощения процедуры вывоза российских нефтепродуктов и формирования дефицита бензина на внутреннем рынке бензин и дизельное топливо могут подорожать в среднем на 13-14%. Или на 3-4 руб. за литр.
Судя по всему, цены на ГСМ и так бы подорожали как минимум на 8-10% в годовом выражении и дополнительные 3-4% роста хоть и являются неприятным дополнением к общей картине, но не являются критичными. Гораздо больше вопросов вызывает сам по себе факт многолетнего ускоренного и, насколько можно судить, никем не контролируемого (кроме самих нефтяных олигархов и их покровителей в правительстве) рост цен на бензин, дизельное топливо и прочие ГСМ. Которые через рост цен на продукты питания, услуги ЖКХ, удорожание транспорта и т.д. провоцируют раскручивание маховика инфляции и, как следствие падение уровня жизни россиян и снижение конкурентоспособности отечественной продукции как на мировом, так и на российском рынке.
Однако было бы ошибочно полагать, что Минфин озаботился такими «глупостями» и «несуразицами» как ускоренный рост цен на топливо и ГСМ, которые подавляют экономическую и производственную активность, а также вгоняют в нищету всё больше россиян. По какой-то удивительной причине такого рода вопросы не волновали его на протяжении всех последних 11 лет. В течение которых средние темпы роста цен на ГСМ, ЖКХ, транспорт и услуги естественных монополий в 2-3 раза превышали официальные темпы роста инфляции и достигали 12-18%. Это в чистом виде проявление «кудриномики» и политики накопления «гробовых денег» - Минфин, как собака на сене, всеми силами пытается не дать никому бюджетные ресурсы и занимается стерилизацией «избыточной» денежной массы.
Воздержавшийся Сечин
Весьма примечательно, что свою подпись под обращением в правительство не поставил «серый кардинал» Кремля и смотрящий за российским ТЭК Игорь Сечин. Безусловно, как глава и распорядитель финансовыми потоками крупнейшей не только в России, но и в мире нефтегазовой компании он кровно заинтересован в либерализации внешнеторгового законодательства (по крайней мере, в сторону экспорта) и демонтаже ограничений. Судя по всему, свою позицию по указанному вопросу Игорь Сечин, превратившийся в главного проводника интересов Владимира Путина в стратегическом секторе российской экономики, который генерирует свыше 60% доходов федерального бюджета и 65% притока экспортной валютной выручки, выскажет лично на заседании правительственной комиссии по ТЭК.
Принимая во внимание ту роль, которую играет Сечин в сдерживании либерального клана Дмитрия Медведева и в подковёрной аппаратной борьбе властных кругов, его позиция будет принципиально важной. Как показывает опыт клановой борьбы Игоря Сечина и формального куратора ТЭК в правительстве Аркадия Дворковича по вопросу принятия решения относительно включения Роснефти и Газпрома в список приватизируемых государственных предприятий, а также допуска независимых нефтегазовых компаний к разработке шельфовых месторождений углеводородного сырья, именно Сечин озвучит окончательную позицию Кремля по данному вопросу. О масштабах лоббистских ресурсов неформального руководителя отечественного «нефтегазового Титаника» свидетельствует и тот факт, что ему вопреки колоссальному сопротивлению со стороны Минфина удалось пролоббировать предоставление масштабных налоговых льгот и послаблений при освоении месторождений нефти и газа в Восточной Сибири и на шельфе.
Судя по всему, Сечин озвучит не только и не столько свою собственную позицию по вопросу снижения заградительных экспортных пошлин, и даже не позицию всего российского нефтяного лобби, которое уже давно превратилось в контролируемого. На заседании правительственной комиссии по ТЭК Игорь Сечин озвучит прежде всего позицию президента Путина. Принимая во внимание дружественные связи Путина и Сечина, а также опыт последнего в аппаратной борьбе, Сечин бы не стал подставляться по вопросу, цена которого не превышает 1 млрд. долл. Безусловно, его интересуют куда более масштабные и значимые проекты – затягивание вопроса по приватизации Роснефти и Газпрома, а также сохранение льготного режима налогообложения на своих месторождениях в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на шельфе.
Владислав Жуковский – экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.