Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.03.2013 | Михаил Агаджанян

Турция – Израиль: примирение с многоточием

Самым заметным результатом ближневосточного турне президента США стал запуск процесса примирения Турции и Израиля. Дипломатические усилия Вашингтона последних трёх лет, прошедших с инцидента вокруг так называемой «Флотилии свободы» 31 мая 2010 года, увенчались успехом.

Требуется время, чтобы понять носит ли зафиксированное 22 марта телефонным звонком израильского премьера своему турецкому коллеге примирение устойчивый характер. Или, скорее всего, следует говорить о промежуточном характере снижения накала в отношениях двух бывших военнополитических партнёров на Ближнем Востоке.

Пока факты и производные от них факторы расклада интересов всех заинтересованных сторон свидетельствуют в пользу предположения тактического характера примирения Турции и Израиля.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 23 марта на своей странице в соцсети Facebook в качестве главной побудительной причины для Тель-Авива и Анкары урегулировать отношения указал эскалацию в Сирии. Сирийский фактор турецко-израильского примирения активно отмечался и СМИ США, в чём можно было увидеть дипломатическую линию Вашингтона.

Президент Обама, ещё будучи на Ближнем Востоке, в ходе совместной пресс-конференции с королём Иордании заявил о сохраняющихся сложностях в турецко-израильских отношениях и после 22 марта. Причём, Обама подчеркнул, что эти сложности не связаны исключительно с палестинской темой, а включают «круг различных проблем».

Тем не менее, при реализации дипломатических усилий по сближению Турции и Израиля американцы задействовали прежде всего «сирийскую аргументацию», а также, в более широком региональном контексте, доводы необходимости урегулирования отношений двух близких ближневосточных партнёров США в виду региональной нестабильности.

После 22 марта, в течение нескольких прошедших дней, телефонное общение Нетаньяху с Эрдоганом, при котором присутствовал Обама, успело «обрости» пластом заявлений, позиций и промежуточных выводов политических фигур всех трёх вовлечённых в урегулирование сторон.

Турецкая сторона, устами главы внешнеполитического ведомства Ахмета Давутоглу, заявила об удовлетворении израильским руководством ранее выдвигаемых Анкарой условий в целом (официальные извинения властей в связи с гибелью турецких граждан на борту парома «Mavi Marmara», выплата компенсаций семьям погибших). Турки также обратили внимание на большой вклад нового госсекретаря США Джона Керри, обозначив его личные усилия весьма высоко. Керри был назван главным «катализатором» процесса турецко-израильского примирения. Его подготовительные к визиту Обамы в регион усилия, в том числе и в ходе личных встреч с турецким руководством за несколько дней до ближневосточного турне хозяина Белого дома, принесли свой результат.

Израильскому руководству пришлось труднее. От него потребовалась более тонкая дипломатическая аргументация, объясняющая своим гражданам и внешнему миру телефонный звонок Нетаньяху. После 22 марта сразу проявились контуры расхождений в оценках внешнеполитического руководства Израиля.

Тон несогласия с фактом звонка Нетаньяху и выраженными им в ходе разговора с Эрдоганом извинительными формулировками задал бывший министр иностранных дел, а ныне глава парламентской комиссии по внешним делам и обороне Авигдор Либерман. Назвав извинения Нетаньяху «грубейшей ошибкой», он посчитал шаг израильского руководства ослабляющим позиции страны в регионе, провоцирующим у её открытых и скрытых оппонентов ощущение слабости Еврейского государства.

Все последние три года обострённых отношений Турции и Израиля Либерман не отрицал необходимость примирения двух бывших партнёров, но видел это не в извинительных тонах, а в ракурсе выражения израильтянами лишь сожаления в связи с гибелью турецких граждан 31 мая 2010 года. Военный спецназ Израиля в ту ночь действовал в режиме самообороны, любые извинения политиков страны за действия военных бьют по мотивации военнослужащих Еврейского государства, - аргументировал свою позицию Либерман. Он указывал на пример выраженных Соединёнными Штатами Пакистану сожалений, но не извинений после схожего инцидента в их отношениях (гибель солдат пакистанской армии после ошибочных ударов авиации США и НАТО в ноябре 2011 года).

Доводы Либермана были парированы его бывшим заместителем по работе в министерстве иностранных дел. Дани Аялон заявил, что возражения Либермана - не по делу, указал, что решение Нетаньяху было согласовано с военными страны. Но самым интересным стали слова Аялона, который с 2002 по 2006 годы занимал пост посла Израиля в США, о том, что «формулировки извинений, которые были принесены, были у нас заготовлены давно, просто Эрдоган не соглашался на них. А теперь согласился. Это он нам уступил, а не мы ему».

На текущий момент сложно разобраться – в заявлениях израильского руководства превалирует элемент оправдывания собственных действий или оно занимается самоуспокоением, указывая, что турецкая сторона пошла на уступку, снизив планку предыдущих условий?

Нетаньяху отложил разговор с Эрдоганом на поствыборный в Израиле период и согласился на связывание запуска процесса примирения с визитом Обамы в регион. Это указывает на имевшие место у израильского премьера опасения в связи с возможной неправильной интерпретацией его действий со стороны общественности страны. Всегда легче предпринимать сложные политические шаги после выборов, когда сформировано новое коалиционное правительство, и регион лично посещает главный внешний «спонсор» примирения.

Всё указанное оставляет ощущение тактической игры Турции и Израиля, отдающих дань уважения дипломатическим усилиям США, но не свернувшим окончательно с тропы двустороннего оппонирования.

Есть глубинные факторы в сложившихся за предыдущие три года межгосударственных конфигурациях, которые не терпят скорых и простых решений в трудном диалоге Израиля и Турции. Несомненно, стороны попытаются следовать в ближайшее время линии на урегулирование, предпринимая конкретные шаги: возвращение послов; выплаты компенсаций из гуманитарных фондов; закрытие Турцией уголовных дел в отношении израильских военнослужащих, участвовавших в рейде 31 мая 2010 года; исключение антиизраильской риторики турецкого руководства.

Но достаточно ли этого, чтобы говорить о долгосрочном урегулировании турецко-израильских отношений и восстановления их былого уровня тесного военнополитического партнёрства? С уверенностью можно заключить – нет, не достаточно.

Возвращение Турции и Израиля к предыдущему уровню военнополитического партнёрства исключено, ибо это самым серьёзным образом отразится на отношениях Анкары с крупнейшими столицами региона.

Турция привыкла к новой региональной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, когда она критикует Израиль и выступает защитником палестинцев, выразителем исламского голоса. Антиизраильский элемент в риторике Турции служил поддержанию её обострённых с Ираном отношений (после нарастания сирийского кризиса, размещения элементов ПРО НАТО на турецкой территории) на приемлемом уровне.

Турция продолжает пользоваться внешнеполитическими благами на палестинском направлении, выстраивая свои отношения с арабским миром на качественно иной основе.

Учитывая наработанный турками на палестинском вопросе политический капитал в регионе, систему «сдержек и противовесов» в их отношениях с иранцами и другие региональные факторы, они не вернутся к прежним отношениям военнополитического партнёрства с Израилем.

Критерием стратегического урегулирования отношений Турции и Израиля будут не извинения, компенсации и полное восстановление дипломатических отношений. Если Соединённым Штатам удастся конвертировать зафиксированный 22 марта этап примирения в восстановление, например, предыдущих форматов трёхсторонних (Турция – США – Израиль) военных учений в регионе, то это будет качественным прорывом, указывающим на готовность сторон к долгосрочному урегулированию.

Между тем, после телефонного разговора с Нетаньяху турецкий премьер переговорил с руководством палестинского «ХАМАС», передал ему полученные от израильтян «заверения» пересмотреть режим блокады сектора Газа. И сообщил о своём намерении посетить палестинский анклав в ближайшее время.

24 марта Эрдоган заявил, что полное восстановление отношений с Израилем после принесённых извинений не будет немедленным. По его словам, восстановление отношений последует только за выполнением всех турецких требований, которые включали три пункта: извинения, компенсация и отмена блокады сектора Газы.

Ответ израильской стороны последовал незамедлительно - требование Эрдогана по отмене блокады Газы Тель-Авив назвал не релевантным.

Всё это очень знакомо и мало похоже на реальную готовность Анкары сесть с Тель-Авивом за стол полномасштабного примирения и восстановления отношений.

А пока после звонка Нетаньяху, отъезда Обамы, критики Либермана и в преддверии ожидаемых первых шагов в процессе турецко-израильского примирения можно поставить не точку, а лишь многоточие.

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net