Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

За полтора месяца до первого тура президентских выборов во Франции фаворитом стал Эмманюэль Макрон, бывший министр экономики в правительстве Франсуа Олланда и президент нового движения «В путь!».

Бизнес, несмотря ни на что

Представитель семьи ингушских бизнесменов Гуцериевых, который станет совладельцем украинской «дочки» Сбербанка, видимо, участвует в этой сделке далеко не случайно.

Интервью

«Политком.RU» планировал поговорить с известным политологом и политическим географом Дмитрием Орешкиным о нынешнем состоянии российской внепарламентской оппозиции. Но по ходу интервью разговор вышел и на другие темы: о глубоких социокультурных и политических различиях между российскими регионами и связанных с этим проблемах для любой власти в Кремле, а также о президентских выборах и политической ситуации после марта-2018.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Аналитика

04.04.2013 | Центр Политических Технологий

Власть – элиты – общество: контуры нового общественного договора

Аналитический доклад «Власть – элиты – общество: контуры нового общественного договора» подготовлен Центром политических технологий по заказу Комитета гражданских инициатив.

Задачей доклада были анализ взаимоотношений власти, элиты и общества на современном этапе, реакции общества на консервативные и либерализующие инициативы власти, а также выработка предложений по оптимизации общественного диалога.

Доклад основан на данных социологических исследований, проведенных в феврале–марте 2013 года:

— качественного социологического исследования методом глубинных интервью с 25 респондентами, среди которых были 19 специалистов в области политологии и социологии и 6 представителей гражданского общества.

— качественного социологического исследования методом фокус-групп в пяти регионах России. Всего было проведено 20 фокус-групп с общим количеством участников 211 человек.

— количественного социологического исследования (опроса), проведенного «Левада-Центром» по заказу Комитета гражданских инициатив 15-18 февраля 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Авторский коллектив доклада

Игорь Михайлович Бунин – руководитель авторского коллектива

Борис Игоревич Макаренко

Алексей Владимирович Макаркин

Обработка данных количественного исследования выполнена А.Э.Ковалевским.

Качественное исследование методом фокус-групп выполнено О.Г.Зевиной (автор аналитического отчета) и В.В.Делинской.

Качественное исследование методом экспертных интервью выполнено Р.В.Ларионовым (автор аналитического отчета), А.Л.Бардиным, А.Г.Ивахником.

Итоги нашего исследования одновременно ожидаемы и неожиданны…Очередной раз мы находим подтверждение, что Россия пребывает в переходном состоянии: общество стоит одной ногой в патерналистски-нерыночном прошлом, но другой уже ступила в будущее: в нем появились люди с активной гражданской позицией. Экономика не нашла модели современного развития. Элиты цепляются за монополию на распределение богатств и ресурсов, а это тормозит развитие качественных государственных и общественных институтов. Но этот «транзитный зал» для России – последний: если она не найдет способа перейти к качественно новому и современному состоянию, ее ждут откат и деградация.

Отношения между властью и обществом в сегодняшней России не носят (как никогда в истории и не носили) характера общественного договора. Власть полагает себя единственным носителем политической воли, который заботится об общественном благе и распределяет ресурсы так, как считает нужным, а общество принимает и оценивает деятельность государства, но почти не пытается влиять на него. Но ситуация уже изменилась: в обществе появились граждане, желающие определять свое будущее, а в общественном запросе инерционное развитие нынешней политической системы уступает запросу на демократизацию. Это требует заключения общественного договора – впервые в российской истории.

Чувствуя эти сдвиги в настроениях общества, власть пытается построить свои отношения с обществом на «консервативной волне» – тоже не новость в российской истории. Но чем более современным становится общество, тем сильнее отрицательные последствия навязывания ему ложной повестки дня, попытки остановить естественные процессы развития, во многом запущенные и реализовывавшиеся самой властью: построение рыночной экономики и современных институтов, от которых сегодня, увы, остаются одни фасады.

Часто сторонников либерализации политической жизни упрекают в том, что они хотят «второй горбачевской перестройки», чреватой хаосом и распадом. На самом деле – всё с точностью до наоборот. Страну разрушает попытка удержать ее в прошлом. Именно тогда, когда Россию «замораживали», чтобы не дать хода естественным процессам в обществе, упускалось бесценное историческое время – и реформы начинались слишком поздно (как в перестройку) или осуществлялись революционным взрывом, как в 1917 г. Мы верим, что еще не упущен момент начать реформы эволюционным путем и избежать столь страшных сценариев.

Если, как подтвердило наше исследование:

• консервативная волна не достигает целей, которых от нее ожидала власть;

• либерализационные меры половинчаты и воспринимаются как имитационные;

• в обществе растет разочарование в нынешнем состоянии дел и отсутствует оптимизм в отношении будущего;

• в многоголосом общественном запросе отчетливо просматривается желание большей демократичности, подотчетности власти;

• в элитах нарастают напряжения и риски;

• гражданское общество, оставаясь слабым, начинает просыпаться…

… значит, российское общество нуждается в общественном договоре.

Его контуры мы и очерчиваем в нашем докладе

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Со вступления Д.Трампа в должность президента США прошло чуть более двух месяцев, и ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, этот непродолжительный срок настолько насыщен событиями и конфликтами, что кажется очень длинным. С другой стороны, можно сказать, что президентство еще не вполне началось.

О реформе здравоохранения в США говорят на протяжении уже более 70 лет. И проблема тут не в том, что государство не заинтересовано в предоставлении своим гражданам возможностей заботиться о своем здоровье - напротив, первую помощь человеку всегда окажут. Но и заплатить за это придется не мало. И вот в том, как сделать процесс получения базовых медицинских услуг доступным любому американцу и при этом не обременять налогами граждан в целом – это и есть задача номер один для любого президента.

Организация Договора Коллективной Безопасности в силу значимости предмета деятельности могла бы стать одним из существенных инструментов постсоветской кооперации и интеграции в военной сфере. Однако по ряду комплексных обстоятельств этот механизм был задействован лишь частично.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net