Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

14.06.2013 | Игорь Бунин

Портрет российского бизнеса: 20 лет спустя

Центр политических технологий начал проведение третьей волныисследования, направленного на изучение предпринимательской культуры. Перваяволна завершилась изданием в 1994 году книги «Бизнесмены России: 40 историйуспеха». В 2006 году вышла в свет новая книга «40 историй успеха. Бизнеснесмотря ни на что», ставшая результатом второй волны. Сейчас можно подвестипервые итоги третьей волны (опрошено 20 респондентов).

В начале 90-х годов мы изучали генерацию бизнесменов, толькочто ставших ключевыми участниками создания в России рыночной экономики. Спустядесятилетие предметом нашего анализа стали представители бизнеса, уцелевшие вбурных перипетиях предыдущих лет – некоторые из них продолжили занятиепредпринимательством, другие стали работать на государство. Сейчас же насинтересуют люди, которые в течение всех двух десятилетий занимались своимделом, сохранив и преумножив свой бизнес. Для них предпринимательство сталоделом жизни, а не этапом в выстраивании карьеры. Нас интересовал их опыт – чемони отличаются от тех, кому повезло меньше или кто перешел в другие сферы,почему именно они добились успеха.

Прежде всего, необходимо отметить, что успеха достигают те,кто прагматично не забывает об осторожности. «Предпринимательский инстинкт подсказывает, что российскому бизнесменувсегда нужно иметь «подушку безопасности», - сказал один из нашихреспондентов. Но при этом прагматизм должен сочетаться с ощущением миссии,стремлением создать ценности, которые будут существовать в долгосрочнойперспективе. «Моя цель - сделатьпредприятие великим, но в понимании вечности компании», - с этимвысказыванием согласны многие предприниматели.

Старт бизнеса

Почти все наши респонденты начали свое дело из более сложныхпобуждений, чем только стремление заработать, хотя эта мотивация такжеупоминалась достаточно часто. Иногда – в более широком контексте поиска своегоместа в новых условиях, из-за желания каким-то образом изменить свою жизнь,используя возникшие возможности. «Самымглавным было ощущение будущего, и в этом состоял весь смысл». Но простыемотивации сочетались и с более сложными: представлениями о необходимости спомощью бизнеса создавать «общественное благо». Очень сильна была мотивациясоздать продукт или услугу первым, а значит, предложить постсоветскому обществучто-то новое.

Однако некоторые предприниматели с самого начала с помощьюсвоего бизнеса стремились заявить о себе – для них личностные мотивациипревалировали над «общественными», а свое дело было в большей степени отражениемсвоего характера, стремлением продемонстрировать себе и окружающим собственныевозможности. Многие бизнесмены согласны с тем, что существует «ген предпринимательства», который изаставляет их генерировать идеи и участвовать в бизнесе как в игре.

Один или несколько

Ряд предпринимателей остаются верны единому направлениюдеятельности, и если расширяют бизнес – то только внутри своей сферы. Причиныэтого различны - от недостатка ресурсов для развития в других областях до приверженноститолько одному делу. Однако множество бизнесменов в дополнение к своей основнойдеятельности начали реализовывать различные проекты, которые, зачастую, не имеютк ней никакого отношения.

В ряде случаев «диверсификация активов» произошла спонтанно:те, кто открыл еще один бизнес далеко от «своей» сферы, рассказывали, что этостало воплощением мечты, неким творческим шагом. Для некоторых из них этотвторой бизнес стал реализаций некой «социальной миссии» по улучшению жизни, ивопрос прибыльности этого бизнеса стоял уже не так остро, как в случаеосновного дела: «Я это делал неосознанно, а интуитивно. Мне было интересно. Я поймал себя на мысли, что неориентирован на деньги, и этим я отличаюсь от многих предпринимателей». Этоподтверждается тем, что новые направления деятельности этих бизнесменов оченьтесно связаны с творческой идеей улучшения социального пространства,преобразования городской среды. Если первый бизнес нередко носитвысокотехнологичный характер, то второй – это кафе, магазины, гостиницы ит.д. Другие предприниматели постепеннопревратили в бизнес то, что можно назвать хобби – свои наработки в сферах,которые интересовали предпринимателя помимо его основной деятельности.

Между государством имиром

Успешные бизнесмены из нашей выборки не могут игнорировать российскоегосударство, но хотели бы не слишком сильно связывать себя с его структурами. Типичнаяистория – активное взаимодействие с различными государственными органами наначальном этапе становления бизнеса. В особенности это касается тех компаний,которые, по сути, выросли из советской промышленности. Представители отраслей,которые можно назвать стратегическими, так или иначе взаимодействуют сгосударством постоянно. Примечательно, что, вопреки расхожему мнению, многимбизнесменам из их числа удается самостоятельно определять рамки этоговзаимодействия, не позволяя государству «продавливать» невыгодные для компаниирешения.

Значительная доля предпринимателей, принимавших участие висследовании, развивают бизнес не только в России, но и за рубежом, в томчисле, и в США, Европе, Китае и т.д., либо рассматривают возможность выхода назарубежные рынки. Еще больше тех, кто когда-либо был вовлечен во взаимодействиес иностранными партнерами. В целом, взаимодействие с зарубежными партнерамисыграло значительную роль в развитии большинства компаний, руководители которыхприняли участие в исследовании. Работа с иностранцами была полезна, так как онапослужила легитимации отечественного бизнеса, открыла российским компаниямновые рынки, сделала возможным бурный рост бизнеса. Кроме того, выход намеждународный рынок позволил компаниям стать более независимыми от внутреннейэкономической и политической конъюнктуры.

Что дальше?

Сейчас для предпринимателей первогопоколения становится актуальной тема «наследования» их бизнеса. Целый ряд нашихреспондентов выдвигали в качестве немаловажной проблему «преемника», подразумевая, что им необходимо передатьуправление бизнесом в надежные руки. Им представляется логичным выраститьпреемника в своем коллективе, и одним из важнейших его качеств должна быть лояльностькорпоративной миссии. Иногда преемник – это не один человек, а целая команда,если в компании принята партнерская корпоративная культура. Интересно, чтопредприниматели продемонстрировали разное отношение к проблеме наследованиябизнеса их детьми. Для одних это – категорически неприемлемо в силу различныхпричин. Они мечтают, скорее о том, чтобы их дети занялись бы чем-то помимобизнеса. Другие же специально воспитывают детей так, чтобы впоследствиипередать им управление в своей компании.

Выход на IPO и передача капитала в трастовые фонды рассматривалисьбизнесменами как наиболее вероятные варианты структурирования капитала компаниив будущем. При этом у этих возможностей, считают предприниматели, есть своивыгоды и издержки. Сторонники выпуска акций утверждали, что бизнес долженсуществовать и нормально развиваться без непосредственного участия еговладельца. Другой аргумент в поддержку большой сети акционеров состоит в том,что такой бизнес менее уязвим перед государством и крупными конкурентами.Противники же считают, что IPOразмывает состав акционеров, а их надо отбирать, чтобы они разделяли базовыепринципы компании. Предприниматели задумываются о том, чтобы дать возможностьсотрудникам выкупить акции, потому что это владение долями компании возложит наних ответственность за ее развитие.

На покое многие предприниматели хотели бы заниматьсяобщественной деятельностью – тем более, что они уже сейчас инвестируют вобразовательную и культурную сферы. При этом большинство бизнесменов социальнуюответственность понимают не как благотворительность, а как механизм устойчивогоразвития бизнеса: не односторонний процесс «поделиться прибылью с обществом», авзаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными общественными группами. Вомногих случаях социальная ответственность, как и бизнес, носит проектныйхарактер: есть цели, задачи, контроль над их выполнением и получениерезультатов.

Политические вызовы

Большинство респондентов придерживаются умеренно критичнойпозиции по отношению к государству. В качестве проблем взаимодействияотмечается отсутствие заинтересованности государства в несырьевом бизнесе,дефицит профессионалов во власти, отсутствие работающих каналов трансляции иучета позиции бизнеса по ряду значимых для него вопросов. Бизнесменыподчеркивают то, что, несмотря на повышение стабильности в обществе, вестибизнес становится все сложнее - «если в90-х гг. нашими противниками были криминальные авторитеты, с которыми можнобыло договориться, то теперь – неповоротливая бюрократическая машина, временныеи финансовые издержки взаимодействия с которой приносят несоизмеримо большийущерб делу».

Однако наиболее негативным фактором российскойдействительности, не позволяющим реализовывать долгосрочную инвестиционнуюполитику, являются политические риски – бизнесменам неясны рациональныемотивации и причины смены ключевых игроков политической элиты. Кадровыеперестановки в госструктурах они оценивают либо как персональные решения, либокак борьбу за ресурсы элитных кланов, а любые принятые стратегии развитиягосударства воспринимаются как симуляционные и нереалистичные. Большинствореспондентов считает, что такая ситуация долго продолжаться не может.

В то же время бизнес крайне осторожно относится и к любымвозможностям революционного развития событий. Предприниматель – эволюционист посвоей природе, он понимает, что смутное время создает запредельные риски длялюбого сформировавшегося бизнеса. Они рассчитывают на мирную трансформациюполитического режима, но на всякий случай более активно, чем раньше, строят«запасные аэродромы» за пределами России.

Игорь Бунин - президент Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net