Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.11.2005 | Георгий Ковалев

ПОСКОЛЬЗНЕТСЯ ЛИ "РОДИНА" НА АРБУЗНОЙ КОРКЕ?

И все-таки конец осени 2005 года, как и обещали в августе активисты Союза молодежи "За Родину!", намекая на выборы в Мосгордуму, будет жарким. Правда, еще пару недель назад на прямые вопросы, когда же именно будет жарко, они, понурив головы, предпочитали скромно промолчать. Оставалось только гадать: то ли молодежная "Родина" опять занимается популизмом, делая столь громкие заявления, то ли она действительно готовит нечто грандиозное (а-ля "помаранчова революция"), приуроченное к выборам 4 декабря. Для многих ответ был очевиден - популизм. Между тем события последних дней говорят о том, что градус избирательной кампании в Москве действительно повышается.

Если еще десять дней назад кампания по выборам депутатов Мосгордумы развивалась по инерционному сценарию (в информационном поле присутствовал только фаворит избирательной кампании - "Единая Россия", в то время как все остальные политические силы, по сути, были пассивны), то с начала агитационного периода в СМИ многое изменилось. Прокат агитационного ролика "Родины" под названием "Очистим город от грязи" вызвал большой резонанс как в СМИ, так и среди наблюдателей, расценивших его содержание в качестве недопустимого, разжигающего межнациональную рознь.

Тридцатисекундный агитационный ролик "Родина" был продемонстрирован на телеканале ТВЦ. И его содержание действительно неоднозначно: осенний парк, на скамейках сидят четверо мужчин, которые едят арбуз и разбрасывают вокруг арбузные корки. Мимо проходит молодая женщина с коляской, в адрес которой один из мужчин с акцентом, напоминающим кавказский, бросает: "Понаехали тут!". Со стороны за всем этим наблюдают лидер "Родины" Дмитрий Рогозин и его коллега Юрий Попов. Возмущенный увиденным, Рогозин обращается к мужчине, бросившему арбузную корку: "Подними и убери за собой!" После того как реакции со стороны нарушителей чистоты не последовало, Попов подходит к одному из мужчин, кладет к нему на плечо руку и спрашивает: "Ты русский язык понимаешь?" Финальный слоган - "Очистим наш город!" (на экране - "Очистим Москву от мусора!").

По просмотру этого ролика возникает вопрос, действительно ли этот агитационный продукт содержит прямой призыв к межнациональной розни. Собственно говоря, именно с этим вопросом телеканал ТВЦ и обратился в Мосгоризбирком. После этого, как заявил вице-президент ТВЦ Вячеслав Мостовой, московская прокуратура запросила все материалы по этому видеоролику для проведения экспертизы.

Как бы там ни было, появление этого ролика стоило ожидать от "родинцев", еще в сентябре провозгласивших главным слоганом своей избирательной кампании утверждение "Москва для москвичей!". Вместе с тем до последнего времени националистическая тема избирательной кампании "Родины" была отодвинута на второй план. Дело в том, что, начиная с 2003 года, этот партийный брэнд имел две составляющие, социальную и националистическую. Однако именно социальные темы - "природная рента" и "борьба с олигархами" - обеспечили "Родине" успех на выборах в Госдуму.

По сути, с раскрутки социальных тем "родинцы" и начали свою избирательную кампанию в Москве: точечная застройка и дешевое жилье, проблемы молодежи и "пробок" на дорогах, игорный бизнес, социальные пособия, увеличения бюджета и проч. Во всех этих случаях "козлом отпущения" была столичная бюрократия, погрязшая в коррупции и казнокрадстве. Однако, несмотря на множество проблем, столичные власти вполне достойно справляются с их решением. А потому для "Родины", равно как и для любой другой партии, обыгрывание тем избирательной кампании в рамках хозяйственной повестки дня мало что давало.

В этой связи, пожалуй, единственным шансом "Родины", имеющим весомые электоральные перспективы, являлась активизация второй составляющей ее брэнда - националистической. Однако вводить эту составляющую в оборот нужно было крайне аккуратно, учитывая российские реалии. Это, собственно, и происходило: сначала появились высказывания Дмитрия Рогозина в СМИ на тему нелегальной миграции, ну а потом - и тот самый ролик, призывающий очистить Москву от мусора.

Примечательно, что с технологической точки зрения, данный агитационный ролик выдержан в духе стратегической линии всей избирательной кампании "Родины", которая проходит под общим слоганом "Очистим Москву от…" (мафии, коррупции, бюрократии и… мусора).

В контексте же всей агитационной кампании - призванной, судя по всему, позиционировать партийный список "Родины" в качестве эдакой народной дружины (с метлами в руках), борющейся за чистоту Москвы - тема "мусора" в принципе должна приобрести именно прямую, с юридической точки зрения чистую коннотацию, а не косвенную - ксенофобскую, шовинистическую и т.п. Хотя все прекрасно понимают, что к чему.

Призывает ли этот видеоролик к межнациональной розни? Как говорят главные герои этого агитпродукта, "дело каждого смотрящего, то есть каждый увидел в ролике то, что хотел". В этическом смысле, несомненно, призывает. А вот в юридическом, вероятно, нет - в любом случае это будут решать специалисты. Привязываться к вопросу Юрия Попова ("Ты русский язык понимаешь?") в попытках уличить того в шовинизме, как представляется, бессмысленно. Где уж действительно перегнули "родинцы", так это в фоновой музыке (стилизованная лезгинка - явный намек на национальную принадлежность сидящих на лавках) и во фразе одного из мужчин с характерным головным убором - "Понаехали тут".

Если реально взглянуть на вещи, "Родина" - сплошное конъюнктурное образование. Само возникновение этой партии на волне раздутого антиолигархического психоза - это своего рода чудо. В этих же терминах (чудо, везение) можно говорить о "Родине" и сейчас, в преддверии выборов в Мосгордуму. Во Франции уже вторую неделю продолжаются массовые беспорядки "понаехавших", а основной темой кампании родинцев является борьба с "мусором". Российские СМИ, хотят они того или нет, в этой ситуации автоматически повышают рейтинг Рогозина. Повестка дня меняется на глазах, и главной задачей для "Родины" является не выскочить из этого "мэйнстрима" и парировать выпады со стороны оппонентов, уже намекающих на то, что высказывания Рогозина приведут к событиям, по сравнению с которыми французские погромы покажутся цветочками.

Сегодня появились предположения, что после проведенной прокуратурой экспертизы списку "Родины" грозит снятие с предвыборной гонки. Только вот если "родинцев" - при всей очевидной этической небезупречности методов ведения их избирательной кампании - дисквалифицируют, хуже будет всем. В такой ситуации можно и "помайданить", о чем уже предупредил Рогозин. Тем более что вопрос нелегальной миграции волнует очень многих москвичей. И тогда конец осени в Москве будет действительно жарким.

"Родина", может, и поскользнется на арбузной корке, но вместе с ним может поскользнуться и Москва.

А для того, чтобы закрепить свой конъюнктурный успех и вместе с тем снять с себя обвинения в фашизме и ксенофобии, Рогозин вместе с Союзом молодежи "За Родину!" мог бы провести завтра какую-нибудь миролюбивую акцию. Ведь 9 ноября - международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом. С них станется.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net