Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.11.2005 | Георгий Ковалев

ПОСКОЛЬЗНЕТСЯ ЛИ "РОДИНА" НА АРБУЗНОЙ КОРКЕ?

И все-таки конец осени 2005 года, как и обещали в августе активисты Союза молодежи "За Родину!", намекая на выборы в Мосгордуму, будет жарким. Правда, еще пару недель назад на прямые вопросы, когда же именно будет жарко, они, понурив головы, предпочитали скромно промолчать. Оставалось только гадать: то ли молодежная "Родина" опять занимается популизмом, делая столь громкие заявления, то ли она действительно готовит нечто грандиозное (а-ля "помаранчова революция"), приуроченное к выборам 4 декабря. Для многих ответ был очевиден - популизм. Между тем события последних дней говорят о том, что градус избирательной кампании в Москве действительно повышается.

Если еще десять дней назад кампания по выборам депутатов Мосгордумы развивалась по инерционному сценарию (в информационном поле присутствовал только фаворит избирательной кампании - "Единая Россия", в то время как все остальные политические силы, по сути, были пассивны), то с начала агитационного периода в СМИ многое изменилось. Прокат агитационного ролика "Родины" под названием "Очистим город от грязи" вызвал большой резонанс как в СМИ, так и среди наблюдателей, расценивших его содержание в качестве недопустимого, разжигающего межнациональную рознь.

Тридцатисекундный агитационный ролик "Родина" был продемонстрирован на телеканале ТВЦ. И его содержание действительно неоднозначно: осенний парк, на скамейках сидят четверо мужчин, которые едят арбуз и разбрасывают вокруг арбузные корки. Мимо проходит молодая женщина с коляской, в адрес которой один из мужчин с акцентом, напоминающим кавказский, бросает: "Понаехали тут!". Со стороны за всем этим наблюдают лидер "Родины" Дмитрий Рогозин и его коллега Юрий Попов. Возмущенный увиденным, Рогозин обращается к мужчине, бросившему арбузную корку: "Подними и убери за собой!" После того как реакции со стороны нарушителей чистоты не последовало, Попов подходит к одному из мужчин, кладет к нему на плечо руку и спрашивает: "Ты русский язык понимаешь?" Финальный слоган - "Очистим наш город!" (на экране - "Очистим Москву от мусора!").

По просмотру этого ролика возникает вопрос, действительно ли этот агитационный продукт содержит прямой призыв к межнациональной розни. Собственно говоря, именно с этим вопросом телеканал ТВЦ и обратился в Мосгоризбирком. После этого, как заявил вице-президент ТВЦ Вячеслав Мостовой, московская прокуратура запросила все материалы по этому видеоролику для проведения экспертизы.

Как бы там ни было, появление этого ролика стоило ожидать от "родинцев", еще в сентябре провозгласивших главным слоганом своей избирательной кампании утверждение "Москва для москвичей!". Вместе с тем до последнего времени националистическая тема избирательной кампании "Родины" была отодвинута на второй план. Дело в том, что, начиная с 2003 года, этот партийный брэнд имел две составляющие, социальную и националистическую. Однако именно социальные темы - "природная рента" и "борьба с олигархами" - обеспечили "Родине" успех на выборах в Госдуму.

По сути, с раскрутки социальных тем "родинцы" и начали свою избирательную кампанию в Москве: точечная застройка и дешевое жилье, проблемы молодежи и "пробок" на дорогах, игорный бизнес, социальные пособия, увеличения бюджета и проч. Во всех этих случаях "козлом отпущения" была столичная бюрократия, погрязшая в коррупции и казнокрадстве. Однако, несмотря на множество проблем, столичные власти вполне достойно справляются с их решением. А потому для "Родины", равно как и для любой другой партии, обыгрывание тем избирательной кампании в рамках хозяйственной повестки дня мало что давало.

В этой связи, пожалуй, единственным шансом "Родины", имеющим весомые электоральные перспективы, являлась активизация второй составляющей ее брэнда - националистической. Однако вводить эту составляющую в оборот нужно было крайне аккуратно, учитывая российские реалии. Это, собственно, и происходило: сначала появились высказывания Дмитрия Рогозина в СМИ на тему нелегальной миграции, ну а потом - и тот самый ролик, призывающий очистить Москву от мусора.

Примечательно, что с технологической точки зрения, данный агитационный ролик выдержан в духе стратегической линии всей избирательной кампании "Родины", которая проходит под общим слоганом "Очистим Москву от…" (мафии, коррупции, бюрократии и… мусора).

В контексте же всей агитационной кампании - призванной, судя по всему, позиционировать партийный список "Родины" в качестве эдакой народной дружины (с метлами в руках), борющейся за чистоту Москвы - тема "мусора" в принципе должна приобрести именно прямую, с юридической точки зрения чистую коннотацию, а не косвенную - ксенофобскую, шовинистическую и т.п. Хотя все прекрасно понимают, что к чему.

Призывает ли этот видеоролик к межнациональной розни? Как говорят главные герои этого агитпродукта, "дело каждого смотрящего, то есть каждый увидел в ролике то, что хотел". В этическом смысле, несомненно, призывает. А вот в юридическом, вероятно, нет - в любом случае это будут решать специалисты. Привязываться к вопросу Юрия Попова ("Ты русский язык понимаешь?") в попытках уличить того в шовинизме, как представляется, бессмысленно. Где уж действительно перегнули "родинцы", так это в фоновой музыке (стилизованная лезгинка - явный намек на национальную принадлежность сидящих на лавках) и во фразе одного из мужчин с характерным головным убором - "Понаехали тут".

Если реально взглянуть на вещи, "Родина" - сплошное конъюнктурное образование. Само возникновение этой партии на волне раздутого антиолигархического психоза - это своего рода чудо. В этих же терминах (чудо, везение) можно говорить о "Родине" и сейчас, в преддверии выборов в Мосгордуму. Во Франции уже вторую неделю продолжаются массовые беспорядки "понаехавших", а основной темой кампании родинцев является борьба с "мусором". Российские СМИ, хотят они того или нет, в этой ситуации автоматически повышают рейтинг Рогозина. Повестка дня меняется на глазах, и главной задачей для "Родины" является не выскочить из этого "мэйнстрима" и парировать выпады со стороны оппонентов, уже намекающих на то, что высказывания Рогозина приведут к событиям, по сравнению с которыми французские погромы покажутся цветочками.

Сегодня появились предположения, что после проведенной прокуратурой экспертизы списку "Родины" грозит снятие с предвыборной гонки. Только вот если "родинцев" - при всей очевидной этической небезупречности методов ведения их избирательной кампании - дисквалифицируют, хуже будет всем. В такой ситуации можно и "помайданить", о чем уже предупредил Рогозин. Тем более что вопрос нелегальной миграции волнует очень многих москвичей. И тогда конец осени в Москве будет действительно жарким.

"Родина", может, и поскользнется на арбузной корке, но вместе с ним может поскользнуться и Москва.

А для того, чтобы закрепить свой конъюнктурный успех и вместе с тем снять с себя обвинения в фашизме и ксенофобии, Рогозин вместе с Союзом молодежи "За Родину!" мог бы провести завтра какую-нибудь миролюбивую акцию. Ведь 9 ноября - международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом. С них станется.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net