Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

15.11.2005 | Наталья Серова

ДРУЖИТЬ С КАРИМОВЫМ ИЛИ С УЗБЕКИСТАНОМ?

"Большой" Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном, подписанный президентами двух стран 14 ноября, стал естественным продолжением июньского соглашения о стратегическом партнерстве. В новом Договоре речь, как водится, идет о развитии торгово-экономического сотрудничества, о создании благоприятных условий для поддержания и развития прямых контактов между людьми, а также о консультациях, которые стороны намерены проводить по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Но главной сенсацией кремлевской встречи Владимира Путина и Ислама Каримова стала та часть Договора, которая касается военной сферы, речь идет о соглашении о совместном отражении агрессии, о возможности использовать военные объекты, находящиеся на территории государства-партнера, и о взаимодействии в сфере модернизации и реформирования вооруженных сил.

Кроме того, Договор предусматривает координацию и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом, а также с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и с незаконным оборотом наркотиков. В общем, сотрудничество выглядит чуть ли не всеобъемлющим. Однако сегодня достаточно трудно спрогнозировать, чем оно обернется на деле.

Если обратиться к истории вопроса, придется признать, что Ислам Каримов в течение долгого времени делал ставку не на взаимодействие с Россией, а на клиентские отношения с США. Хотя, справедливости ради, необходимо признать, что происходило это, главным образом, в 90-е годы, на фоне практически полного отсутствия сколько-нибудь внятной политики России в Центральной Азии

Между тем обстановка в Узбекистане не отличалась стабильностью, и президент Каримов привык за годы своего долгого правления жестко подавлять любые антивластные выступления. А закончилось все это тем, что после серии терактов в Ташкенте в феврале 1999 года - на которые в раздираемой внутренними противоречиями Москве практически не обратили внимания - Узбекистан стал одним из инициаторов создания ГУУАМ и вышел из Договора о коллективной безопасности.

Стоит ли удивляться, что в 2001 году, когда вскоре после событий 11 сентября Россия дала понять, что негативно относится к попыткам создания на постсоветском пространстве союзов, альтернативных СНГ, в Ташкенте этого не услышали. Каримов как раз в это время ждал инвестиций из США и вел переговоры о создании американской военной базы в Ханабаде.

Но до конца понравиться своим западным партнерам Каримову так и не удалось. Западные СМИ продолжали клеймить его режим как тоталитарный и антинародный. Европейские союзники США по операции в Афганистане указывали Вашингтону на то, что "американское присутствие в Узбекистане укрепляло авторитарный режим Каримова".

Одновременно росло недовольство Каримовым и в США. Демократическая пресса выражала обеспокоенность в связи с тем, что дружба Вашингтона с проводящим "антиисламскую" политику Каримовым дискредитирует США в глазах мусульман. Особую пикантность этим заявлениям придает тот факт, что делались они на фоне военных действий США в Афганистане.

По мнению некоторых наблюдателей, весь этот газетный шум свидетельствовал о принципиальной готовности Вашингтона "сдать" Каримова, то есть помочь исламской оппозиции и избавиться от одиозного союзника. И все это как бы исключительно ради поддержания хороших отношений с мусульманскими странами. Тем не менее, Каримову - в значительной степени за счет его готовности "выкорчевывать" любые ростки оппозиции - все же удавалось балансировать на вершине пирамиды власти. Однако после очередных терактов в Ташкенте в июле 2004 года и серии "оранжевых" переворотов в Грузии, Украине и Киргизии революционная волна, причем ярко зеленого цвета, дошла и до Узбекистана.

И в этом смысле есть все основания утверждать, что именно события в Андижане стали решающим аргументом для переориентации Каримова на союз с Москвой. Моментальное изгнание президента Киргизии и реакция Запада на мятеж в Андижане не оставили сомнений в намерениях США. Однако в отличие от Акаева Каримов показал, что не уйдет без боя. И хотя в целом ситуация в Узбекистане была к тому времени не лучше, чем в Киргизии, никакой революции не случилось. Более того, на фоне осуждения Западом чрезмерной жестокости при подавлении мятежа в Андижане президент Узбекистана заявил о выходе из ГУУАМ, присоединился к ЕврАзЭС и потребовал вывода американских баз.

Затем, во время осеннего визита в Ташкент министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Узбекистан продемонстрировал готовность вступить практически во все организации, созданные в рамках СНГ по инициативе России, то есть полностью переориентировался на Москву. В ответ в конгресс США был внесен проект резолюции о возбуждении дела против президента Узбекистана Ислама Каримова в Международном уголовном суде, а Евросоюз принял решение сократить экономическую помощь Узбекистану, наложить эмбарго на продажу оружия и запретить выдачу виз в ЕС официальным лицам, подозреваемым в причастности к "резне в Андижане".

В общем, как говорится, ставки сделаны. Атакуемый западными демократами, американскими спецслужбами и исламскими радикалами режим Каримова находится теперь под "российским зонтиком", который уже сегодня как бы защищает его от угрозы "неожиданного переворота". Что касается среднесрочной перспективы, то тут речь - хотя и очень неуверенно - идет о восстановлении экономики, иными словами, о ликвидации предпосылок для народного бунта. Впрочем, экономический эффект если и возникнет, то не скоро.

В свою очередь, Россию союз с Узбекистаном интересует с точки зрения развития сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и проч. Одновременно через территорию Узбекистана проходят такие важные транзиты, как газопровод "Средняя Азия-Центр" из Туркмении и линии электропередач из Таджикистана в Киргизию. Кроме того, в Узбекистане сосредоточены построенные еще во времена Союза гидротехнические сооружения, через которые осуществляется распределение водных ресурсов для Киргизии и южных районов Казахстана.

То есть Москве нужен стратегический союз с Узбекистаном, интересный своими геополитическими перспективами. Но именно поэтому Россия не может позволить себе зацикливаться на фигуре Каримова, который даже при самом благоприятном развитии событий не вечен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net