Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.11.2005 | Георгий Ковалев

ПЕРВЫЙ ТРАНШ НА ДЕМОКРАТИЮ

Озвученная вчера на пресс-конференции представителей партии "Единая Россия" инициатива о государственном финансировании демократии в России и за рубежом уже сегодня была одобрена Госдумой в рамках принятия бюджета страны на 2006 год. На финансирование некоммерческих организаций и институтов гражданского общества в главном финансовом законе страны на будущий год предусмотрено 500 млн. рублей. По сути, это явилось, с одной стороны, логическим завершением, а с другой, творческим развитием заявления президента о недопущении финансирования российских НКО из-за рубежа.

Стоит напомнить, что 20 июля состоялась встреча Владимира Путина с членами Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, в ходе которой президент высказал свои соображения относительно будущей деятельности создаваемой Общественной палаты, а также выступил с категорическими возражениями против "финансирования из-за рубежа политической деятельности в России". "Ни одно уважающее себя государство этого не допускает, и мы не допустим", - заявил тогда Путин. Вместе с тем глава российского государства отметил, что он не против создания социальных грантов для общественных организаций. При этом Путин выразил обеспокоенность, что его предложение может быть воспринято представителями общественных организаций в качестве формы "подкупа со стороны государства, какой-то формы зависимости".

Эти заявления со стороны президента породили тревогу среди подавляющего большинства представителей общественных организаций, поскольку были прочитаны ими однозначно - Путин предложил правозащитным и политическим организациям работать исключительно с государством либо просто, вскрыв свои источники финансирования и реальные цели функционирования, прекратить свое существование. И надо сказать, что они были не далеки от истины.

Высказанные Путиным летом этого года соображения начали претворяться в жизнь уже осенью. 31 сентября стало "днем рождения" нового института - Общественной палаты, которая явилась своеобразным чистилищем для российских общественных организаций. На прошлой неделе в Госдуму были внесены поправки к законам "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях", направленные на выявление всех существующих на территории России НКО, соответствие осуществляемой ими деятельности уставным целям, а также, собственно, мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности. Кроме этого, эти поправки предполагают ужесточение требований, предъявляемых НКО при регистрации. Ну и, наконец, сегодня депутаты приняли поправки к федеральному бюджету на 2006 год, которые предусматривают возможность получения тех самых "социальных грантов для общественных организаций", о которых говорил Путин.

Демократические инициативы единороссов будут стоить налогоплательщикам страны полмиллиарда рублей. Однако эти деньги пойдут не только на финансирование демократических программ в России, но и за рубежом. Возможно, это превратное понимание намерений депутатов от фракции "Единая Россия", но если развитие демократии внутри России считается политикой, то оно должно считаться политикой и за ее пределами. Это если без двойных стандартов. У нас же получается, что в России на государственном уровне принимается решение о запрете финансирования политической деятельности со стороны иностранных государств, определяемое как грубое вмешательство во внутреннюю политику, и одновременно в бюджете на 2006 год предусматриваются средства на финансирование этой самой политической деятельности за рубежом, но уже с нашей стороны.

Похоже, из этой логической головоломки выход нашел один из инициаторов поправки Вячеслав Володин, заявивший: "Нам нужно финансировать развитие демократии и в других странах. Нам это важно сделать, потому что в ряде стран нарушаются права граждан, права человека, и Россия должна проводить в этих вопросах целенаправленную политику. Ненормально, когда гражданское общество у нас финансируют страны, у которых отсутствует демократия". Иными словами, Россия за последние годы уже приблизилась к эталону демократии, а потому вправе указывать на то, в каких странах есть демократия, а в каких ее нет.

С одной стороны, Володин, безусловно, прав: российскому государству не просто нужно, оно обязано поддерживать, в том числе, и в финансовом плане те общественные организации, которые занимаются защитой русскоязычного населения за рубежом. И это не только Прибалтика, о которой говорил Володин. Это и Туркмения, о которой почему-то умолчал вице-спикер Госдумы.

С другой стороны, нельзя не задаться вопросом: а почему эта инициатива появилась только сейчас? Складывается такое ощущение, что о судьбе русскоязычного населения за пределами страны вспомнили только сейчас (а раньше об этом предпочитали не думать), когда по этому поводу в прессе появились критические замечание в адрес президента.

Конечно, норма, предусматривающая запрет на финансирование политической деятельности НКО внутри страны из-за рубежа, является стандартом для абсолютного большинства стран. Но при подходе, декларируемом единороссами, складывается впечатление, что "Единая Россия" пытается угнаться за Америкой, часто руководствующейся принципом двойных стандартов. Мол, ваш сенатский комитет по ассигнованиям выделил в бюджете госдепартамента США на 2006 год 5 млн. долл. на поддержку "программ по развитию политических партий" в России, а мы - со своей стороны - выделили аж 18 млн. долл. на те же программы.

Принятие сегодня Госдумой поправки единороссов о госфинансировании НКО в России и за рубежом вызвало бурную критику со стороны правозащитников и политиков либеральных взглядов. В целом их скепсис сводится к тому, что партия, действия которой направлены на установлении в стране однопартийной системы, вообще не имеет права говорить о демократии, а деньги, которые выделены на развитие демократии в бюджете на 2006 год, будут просто-напросто "освоены". Сами же инициативы - это не более чем популизм и желание получить контроль над гражданским обществом в преддверии выборов 2007-2008 годов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net