Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

18.09.2013 | Александр Киевич

Азербайджан в системе российской экономической интеграции

Соблюдая геополитическую дистанцию от России, Азербайджан, тем не менее, обладает рядом позитивных характеристик, которые делают его весьма важным партнером с точки зрения усиления российских интеграционных союзов. Речь не идет о приглашении Баку в Таможенный Союз ЕврАзЭС. Достаточно того, что Азербайджан не входит в альянсы, которые Россия считает конкурирующими с её интеграционными проектами на постсоветском пространстве. В качестве положительно–нейтрального союзника с собственными углеводородными ресурсами и доступом на мировой рынок, Баку обладает нужными качествами для долгосрочного стратегического сближения с Москвой. Вопрос, как Москве их усилить в свою пользу, т.е. сделать российский вектор выгодным и привлекательным курсом для Баку.

Одна из существенных политических проблем, влияющих на экономические проекты России в данном регионе, связана с наличием патовой симметрии треугольника Ереван-Москва-Баку. Инициатива Москвы на одном ребре должна получить какой-то ответ на другом, иначе возникают трения и скандалы. При этом влияние (читай: интересы) Москвы на Баку и Ереван совершенно различно. Здесь нужно учитывать количественные диспропорции армянской и азербайджанской экономики, а также разницу в глубине проникновения российских корпораций в региональную инфраструктуру и на местные рынки. Таким образом, удерживая Армению в орбите своей интеграции, Москве необходимо иметь набор специфических программ для наиболее сильного южно-кавказского партнера.

Визит в Баку большой правительственной делегации во главе с Путиным не двусмысленно указал на поддержку Кремлем дальнейшего правления Ильхама Алиева. Однако, предвыборными знаками внимания со стороны Путина, в перспективе будет явно не достаточно для удержания внимания Азербайджана на России. Необходим набор интересных и перспективных с точки зрения Баку проектов экономической модернизации. Задача для Москвы не тривиальная в отношении любого партнера из бывшего СССР. Но учитывая возросшую силу экономики и достаточную независимость Азербайджана в международной политике, это направление можно назвать тестом для российских инициатив на Южном Кавказе.

Давайте посмотрим, на какие основы опирается российская социально-экономическая политика в отношении постсоветского пространства? Если короткой формулой – это использование советской инфраструктуры, помноженное на инвестиции в новые отрасли, прежде всего, торговлю и услуги. Можно перечислить несколько пунктов, более-менее точно описывающих российский проект.

Первый. Россия старается максимально использовать позитивные преимущества советской инфраструктуры (ж.д. коммуникации, трубопроводы, морские порты). К ним привязаны традиционные, наработанные еще в советские время торгово-экономические и промышленные связи СНГ. С транспортными коридорами связана не только советская промышленная диверсификация между республиками, к ним привязана современная нефтегазовая химия, металлургия, потоки продовольственных и бытовых товаров. Конечно, в условиях глобальной экономики преимущества создаются, прежде всего, для государств нефтегазовых экспортеров. Однако и прочие, также имеют возможности для рывка, если находят свою нишу.

Второй. Инвестиции в госактивы и крупный частный бизнес. Российские компании стараются консолидировать постсоветские активы в различных сферах обрабатывающей промышленности (химия, металлургия, предприятия ОПК). Большую роль играл и играет быстро растущий рынок телекоммуникаций. Сейчас заметна консолидация банковских активов и страховых компаний. Данные сферы, как раз показательные примеры вхождения российского капитала на Южном Кавказе, в особенности в Армении (не является исключением и Грузия).

Третий. Централизация торговых операций и внешнего импорта. Крупные международные компании в логистике, ритейле, а также носители наиболее популярных зарубежных брендов базируются сначала на российском рынке, а затем выходят на рынок СНГ. Российские компании-лидеры в сфере торгово-посреднических услуг, также проводят свою экспансию в СНГ. При этом Москва, несмотря на давление внешнего импорта, пытается гарантировать на своем рынке нишы для поставок продукции из стран Содружества (правда, нередко используя их в качестве механизма торговых войн). В частности, эти «нишы» хорошо заметны на уровне межрегионального сотрудничества (см: широкое присутствие сельскохозяйственной продукции Азербайджана и Армении).

Четвертый. Использование социо-гуманитраных ресурсов. Речь идет о поддержке русского языка в системе образовании государств СНГ, а также в стимулировании развития русскоязычных средств массовой информации. Нужно констатировать, Москве не удается проводить в этой сфере целенаправленную работу. Однако, благодаря русскому языку и огромному пласту общей массовой культуры, у России остается возможность без усилий поддерживать низовые социальные коммуникации между гражданами СНГ. Тем самым это сопутствует иммиграции в Россию и расширяет диаспору, которая в свою очередь, является фактором экономического влияния на государства СНГ.

На сегодняшний день, исключительная ставка на выше изложенные факторы не является эффективной. Рост российского влияния в этой парадигме достиг максимума. Да, его можно поддерживать на стабильном уровне, но без дальнейшего горизонта он будет подвержен стагнации. Если мы хотим двигаться вперед в отношениях с нашими партнерами, то научно-техническое сотрудничество и высокотехнологичные производства в перспективе должны увеличивать свою долю в общем балансе двустороннего взаимодействия. Коль скоро, данная задача будет рассматриваться в числе приоритетов, Россия и Азербайджан должны предпринять специальные усилия чтобы нарастить программы способствующие совместной модернизации и научно-техническому развитию. Таким образом, России необходимы проекты совместной инновационной модернизации постсоветской промышленности, включающие привлечение капиталов и технологий из третьих стран.

В случае с Азербайджаном нужно учитывать фактор инвестиционного разогрева экономики. Общая сумма вложений в экономику страны в 2012 году составила около $16 млрд, что на 18% больше чем в 2011 году. Баку планирует привлекать внешние капиталы в сферу ИКТ и наукоемкой промышленности. Для этого предусматривается формирование режима наибольшего благоприятствования и внедрение фискальных преференций в промышленных городках и специальных экономических зонах. Перетянуть зарубежные инвестиционные потоки предполагается в химию, металлургию, в альтернативную энергетику, в сферу туризма, сельское хозяйство, строительство.

Приобретя старую промышленную инфраструктуру в Армении, Россия может оказаться опоздавшей в случае с Азербайджаном. Вот лишь несколько примеров. В Сумгаите возводится крупнейший в регионе нефтехимический комплекс, рассчитанный на последующие поставки предприятиям полимерной продукции. Заявки на производство поступили от компаний Германии, Южной Кореи и Канады. Германская SIEMAG построит в городе Гянджа металлургический завод годовой мощностью 300 тыс. тонн труб и 700 тыс. тонн металлопроката (для судостроения на местных вервях южно-корейского производства). Российских проектов подобного рода в Азербайджане пока нет.

Мобилизация внешних инвестиций в секторы услуг и реального производства обозначена в качестве главного элемента концепции развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее». Одним словом, задавшись целью удвоения ненефтяного ВВП в ближайшие десять лет, Баку намерен предпринять комплекс стимулирующих мер для активизации участия как зарубежного, так и местного бизнеса в наращивании капитализации экономики.

Пока трудно сказать насколько реально достижение данного результата, но России необходимо учитывать, что со временем индустрия ИКТ будет играть лидирующую роль в повышении доли сферы услуг в структуре ВВП Азербайджана. Речь будет идти о росте производства компьютерной техники, разработки программных решений, увеличении количества новых компаний, оказывающих услуги электронной коммерции. Азербайджанские IT-компании уже экспортируют свою продукцию на рынки Центральной Азии и других государств постсоветского пространства: производство ноутбуков, стационарных компьютеров, серверов, LCD-мониторов и телевизоров. Естественно, в обозримой перспективе Азербайджан вряд ли сможет конкурировать с государствами Индокитая и Юго-Восточной Азии в сфере сборки компьютеров. Наиболее перспективными экспортными направлениями для азербайджанского IT-сектора видятся разработка программных решений, а также интеграция сетевой инфраструктуры. В этом аспекте Россия могла бы включить азербайджанские предприятия в систему своей электронной промышленности, в частности организовать сборку систем связи с элементами ГЛОНАСС. Данная сфера не требует миллиардных вложений в строительство современных заводов по производству микросхем и другой элементной базы, а зиждется всецело на интеллектуальном потенциале программистов и инженеров-интеграторов, что гарантирует высокий уровень рентабельности и быструю окупаемость вложений. Возможными партнерами российских компаний могли бы выступать такие азербайджанские компании как: Sinam, R.I.S.K., Azel, Ultra, Caspel, они являются локальными партнерами софтверных гигантов — Microsoft, IMC, Cisco, Oracle, HP, Allied Telesis и т.д.

Россия и Азербайджан могут разработать совместные программы в области солнечной, ветро- и биогазовой энергетики. Азербайджанские энергетики добиваются интересных результатов в использовании альтернативной энергетики на полигоне в Гобустане.

Крупнейшие нефтегазовые монополисты «Газпром» и ГНКАР могут найти заинтересованность в создании в Азербайджане мощностей по производству автомобильной техники на природном газе и развитии в республике сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Примером для внедрения также может стать российско-белорусский проект гибридного автобуса «Витовт». Абсолютно новой сферой могут стать производства композитных материалов. К 2020 году, по оценкам международных экспертов, в мировой промышленности уже будут использоваться новые поколения материалов, создаваемых на молекулярном уровне. Объем мирового рынка композитов сегодня оценивается в миллионы тонн и десятки миллиардов долларов. Российская доля в этой сфере находится в пределах 0,3-0,5 процента. Доля Азербайджана практически равна нулю. Но этот факт не закрывает саму возможность формирования между странами СНГ индустрии композиционных материалов для повышения конкурентоспособности гражданских секторов. Необходимы российско-азербайджанские проекты в сфере медицины и фармакологии…

Подобного рода идеи, высказанные в отношении взаимодействия России с другими партнерами в СНГ, принято считать оторванными от реальности. Действительно экономическая реальность совсем иная, скажем, более прозаичная. Но многое, из приведенного выше, зависит лишь от способности увлечься этими идеями частых инвесторов и в не меньшей степени от «мозговой» и волевой активности самих властей.

Наконец, есть еще один потенциальный результат подобного сценария. Успех модернизации российско-азербайджанского сотрудничества создаст благоприятный фон для взаимодействия азербайджанской и армянской экономики. Понятно, что о такой возможности в Ереване не говорят вообще, терпеливо опираясь на собственные проекты. В Баку, со своей стороны, сомневаются в рациональности экономического взаимодействия с Арменией без политического решения карабахской проблемы. Но фактически, только объединив потенциал двух стран, открыв транспортные коммуникации, можно получить кумулятивный эффект. Тогда, экономическое сотрудничество на Южном Кавказе приобретет формы интеграции, выходя за пределы постсоветских конфликтных ограничений.

Александр Киевич - д.э.н., профессор СПбГЭУ (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net