Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.09.2013 | Михаил Агаджанян

Китай в Центральной Азии: железнодорожные проекты пока отстают

Присутствие Китая в центрально-азиатской части постсоветского пространства постепенно усиливается. И происходит это в обход механизмов ШОС, пребывающей пока в институционально рыхлом состоянии и имеющая ряд внутренних противоречий. В ходе недавнего регионального турне председателя КНР Си Цзиньпина были зафиксированы подвижки не только на традиционном для китайского интереса к Центральной Азии энергетическом треке, но и по амбициозным проектам Пекина в железнодорожной сфере.

Так, Будучи в Ташкенте и Бишкеке китайский лидер напомнил о многолетних планах своей страны обрести железнодорожную магистраль от восточнокитайского порта Ляньюньган до Европы и Ближнего Востока. Проект строительства железной дороги Кашгар - Андижан тянется с конца 1996 года, когда в Ташкенте прошла первая встреча представителей Китая, Узбекистана и Кыргызстана по вопросам проведения исследовательских работ и составления предварительного ТЭО. За все прошедшие годы блужданий проекта по «коридорам» узбекских и кыргызских политико-экономических предпочтений, осталась неизменной константа китайского интереса к его реализации. Маршрут сократит время транспортировки грузов на порядок, что самым позитивным образом скажется на рентабельности грузопотока. Железная дорога между китайским побережьем Жёлтого моря и Амстердамом ляжет почти по прямой линии. Она будет на 8 тыс. км короче морского пути через Суэцкий канал и на 15 тыс. км - пути вокруг мыса Доброй Надежды.

Сложные политические отношения Узбекистана и Кыргызстана повлияли и на экономический по своей сути проект сквозного китайско-кыргызско-узбекского железнодорожного сообщения. Прошли годы, пока сторонам удалось выйти на утверждение маршрута прохождения трассы. Ташкент с самого начала отстаивал путь через пункт пересечения китайско-кыргызской границы «Иркештам-автодорожный». Но предпочтение было отдано иному транспортному стыку границы Китая и Кыргызстана – КПП «Торугарт». Ныне проектная линия железной дороги протяжённостью около 268 км выглядит следующим образом: Кашгар (Китай) – Торугарт - долина Арпа – Ферганский хребет – Узген – Кара-Суу (Ошская область) – Андижан.

После того, как связка китайского Кашгара с кыргызским Торугартом стала преобладающей, Ташкент заметно снизил свой интерес к проекту. В 2008 году эксперты из Центральной Азии задавались вопросом: во что в конечном итоге выльется взятая Ташкентом пауза? Через 5 лет ответ стал очевиден – в новые попытки привлечь китайских партнёров к инвестициям в развитие железнодорожной сети самой населённой республики региона. Правительство Узбекистана намерено построить электрифицированную железную дорогу в Ферганскую долину по направлению Ангрен – Пап (районный центр Папского района Наманганской области) протяжённостью около 125 км. Ориентировочная стоимость проекта внушительна - $2 млрд. Что, возможно, потребует привлечение зарубежных инвесторов.

Интерес Ташкента к дороге Кашгар – Андижан не должен полностью угаснуть. Ведь в китайско-кыргызско-узбекском транспортном проекте у него есть конкретные интересы. К примеру, в узбекском Асаке (Андижанская область) находится автозавод «Uz-Daewoo», порядка 80% комплектующих для которого поставляются из Южной Кореи. Трансевроазиатская железная дорога через порт Ляньюньган на восточном побережье Китая свяжется, в частности, с корейским портом Пусан.

От соседа по региону в вопросе привлечения китайского внимания не отстаёт и кыргызская сторона. Из Бишкека, в дни пребывания там китайского лидера, напомнили о приоритете республики получить важную транспортную артерию связи с внешним миром. 11 сентября первый вице-премьер Кыргызстана Джоомарт Оторбаев заявил о продолжении переговоров вокруг строительства дороги из Китая в Узбекистан. При этом указав, что железная дорога «наш экономический приоритет».

Китайцев не может не волновать многолетнее торможение проекта, его неспособность обрести, наконец, практические очертания. Все энергетические инициативы Китая в Центральной Азии, которые появились после идеи строительства железной дороги на Кыргызстан и Узбекистан, вышли на рабочие графики или находятся на пороге к этому. Газопровод «Центральная Азия – Китай» в проектных изысканиях уже разросся четвёртой веткой, что было подтверждено межправительственными соглашениями в ходе центральноазиатского турне Си Цзиньпина. Но железнодорожная артерия трёхстороннего формата так и не продвинулась к этапу первых строительных работ. Пекину это совсем некстати. Особенно с учётом дефицита свежих идей в ШОС и формирующегося вокруг Поднебесной ареала державы, планы которой никогда не расходятся с делами.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net