Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.09.2013 | Антон Евстратов

Иран-Россия-США: противостояние или партнерство во имя мира?

Посещение президентом Ирана Хасаном Роухани Генеральной Ассамблеи ООН на несколько дней стало едва ли не самым обсуждаемым внешнеполитическим событием в мире. Столь ярко контрастирующий с прежним лидером страны, «бойцом» Махмудом Ахмадинежадом, вдумчивый, основательный и всегда готовый к конструктивному диалогу Хасан Роухани собрал на крупнейшем международном форуме неплохой политический «урожай». Его министр иностранных дел, Джавад Зариф, смог лично поговорить с главой американской внешней политики Джоном Керри, а сам он – снискать такие симпатии своей речью и поведением на Ассамблее, что после нее удостоился звонка самого Барака Обамы. Таким образом, на лицо потепление (по крайней мере, на уровне риторики) отношений между Ираном и Западом, анонсированное ранее Хасаном Роухани еще в предвыборных речах и статьях.

Любого россиянина в этой связи волнует ясный вопрос - что ждет Россию, самого, пожалуй, важного партнера и защитника Исламской Республики в условиях наложенных санкций и жесткого противостояния с Соединенными Штатами? Останется ли наша страна на том же ключевом месте в списке иранских внешнеполитических приоритетов после «потепления» отношений ИРИ и США?

С одной стороны улучшение отношений Запада и Ирана может помочь и Российской Федерации. Скорее всего, такое «потепление» приведет к частичному или полному снятию международных экономических санкций в отношении Тегерана. Особенно реальным такое развитие событий станет в случае, если Иран и США (плюс крупнейшие европейские государства) договорятся по ядерной программе. Именно она стала причиной наложения на ИРИ большего количества санкций. Отмена последних приведет к существенному облегчению взаимодействия российских и иранских банков (сейчас, например, иранская банковская система отключена от международного платежного сервиса swift, что лишает страну огромных средств), открытию новых возможностей для инвестиций бизнесменов из РФ в те отрасли экономики Ирана, которые сейчас подвергаются санкциям. Всерьез облегчится разработка месторождения Южный Парс, что может стать поистине новой эрой в добыче газа. Кроме того, новый виток получит сотрудничество РФ и Ирана в сфере военной промышленности. В случае снятия санкций с данной отрасли, Россия может получить миллиарды долларов от поставок своих вооружений в ИРИ.

Перед Москвой откроется возможность вести выгодную торговлю с Тегераном практически во всех сферах – от самолетостроения до сельского хозяйства. Все это может принести ей снятие с Ирана санкций.

Однако для России складывающаяся ситуация может оказаться отнюдь не такой радостной, как она видится на данный момент. Дело в том, что, в случае снятия санкций, в Иран устремится не только российский бизнес и российские инвесторы. Соединенные Штаты и государства Европы, получив шанс заработать на выгодном сотрудничестве, вряд ли не воспользуются им, учитывая их, гораздо больший, чем российский, опыт в проведении международных сделок. В результате российские компании, гораздо более слабые, чем их западные конкуренты, будут просто вытеснены из Ирана. Сейчас такой сценарий кажется не очень реальным, однако еще недавно, до Исламской Революции, Иран сотрудничал во всех сферах с США, Германией и даже Израилем, но никак не Советским Союзом. А к современному российскому бизнесу иранские партнеры имеют целый ряд претензий. Так, несколько лет назад по стране прокатилась серия катастроф самолетов Ту-154 российского (советского) производства. В 2009-м Москва, нарушив предварительные договоренности, расторгла сделку на поставку Тегерану ракетных комплексов С-300 (так как они подпадали под санкции ООН). Имели место и другие претензии к российской продукции.

Даже АЭС в Бушере, переданная накануне иранской стороне, строилась не так быстро, как этого хотелось иранской общественности.

Между тем Хасан Роухани не забывает и о российском направлении своей внешней политики. Напомним, что еще недавно он встречался с президентом РФ в Бишкеке, на саммите Шанхайской организации сотрудничества. Там был оговорен скорый визит Путина в Иран, что тоже имеет возможность стать своеобразной ступенью в развитии двусторонних отношений.

Несмотря на некоторые не очень светлые прогнозы, сейчас РФ для Ирана гораздо ближе любой другой державы, и приглашения в Тегеран из уст президента удостаивается не Барак Обама и даже не пожавший руку Роухани Франсуа Олланд, а Владимир Путин.

Отдельного внимания заслуживает речь господина Роухани, произнесенная им на Генеральной ассамблее. Миротворческий потенциал, заложенный в ней, в случае реализации проговоренных президентом предложений мог бы принести действительно великие плоды. То, что Хасан Роухани сказал о глобальной безопасности, стремлении к миру и построении принципиально новой системы международных отношений может и должно быть взято на вооружение не только в Тегеране, но и в Вашингтоне, Москве, Лондоне и Иерусалиме.

Иран-гарант стабильности, каким видит его президент Хасан Роухани, уже превратился в настоящую региональную державу, которая уже в ближайшим будущем имеет все шансы стать желанным и полезным партнером, как для своих нынешних друзей из Москвы, так и вчерашних врагов из Вашингтона и Иерусалима.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net