Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

04.12.2013 | Сергей Слободчук

Украинский кризис: сценарии выхода

Провал голосования за отставку Кабинета Министров во главе с Николаем Азаровым продемонстрировал, что украинские власти опасаются идти на уступки оппозиции. Это подтверждает и отказ президента уволить главу АП Сергея Левочкина, и отсутствие кадровых выводов в МВД и СБУ по итогам побоища на Майдане, устроенного «Беркутом» ранним утром 30 ноября. И, тем не менее, варианты выхода из ситуации существуют, однако не те, что сегодня продвигают власть и оппозиция.

Несмотря на то, что правящая администрация демонстрирует растерянность, но в нынешней ситуации перед нею остается несколько вариантов реагирования на массовые протесты:

Вариант №1: силовое подавление уличных протестов. С одной стороны, такой шаг идеально отвечает психологии в стиле «Не пущать!», характерной для нынешних чиновников и властных политиков. Но, пойдя на поводу у кабинетных страхов и опасений потерять власть, нынешняя администрация рискует еще больше, чем даже в том случае, если просто ничего не станет делать. Потому что силовой разгон уличных протестов полностью отвечает интересам украинской оппозиции. Кроме того, США, ЕС и другие западные демократии сразу же осудили силовую «зачистку» «Евромайдана» 30 ноября, а теперь в ежедневном режиме продолжают предупреждать Виктора Януковича и его окружение о недопустимости применения силы против демонстрантов. Не говоря уже о том, что успех «силового метода» далеко не гарантирован. Одно дело – разогнать тысячу человек на Майдане Независимости (да и то отряд «Беркута» спустили на митингующих под покровом ночи). Совсем другая задача – когда улицы столицы и ряда крупных городов Украины заполонили десятки тысяч протестующих и тысячи «боевиков». Собственно, нетрудно догадаться, что силы, стоящие за группами провокаторов, наводнившими столицу Украины, провоцируют власть именно на «силовой» сценарий. А старт «боевого варианта» станет для украинской власти началом ее конца. И здесь маленький, но показательный штрих – народный депутат Олег Царев (фракция ПР) пожаловался, что ни одна столичная больница не приняла на лечение бойцов черниговского «Беркута», пострадавших во время столкновений в Киеве.

Вариант №2: выпустить протестный пар. Показательно уволить не «стрелочника» в лице начальника милиции Киева Валерия Коряка (впрочем, министр внутренних дел Виталий Захарченко даже его не стал увольнять, а только временно отстранил от должности), а, как минимум, главу МВД и замминистра, в чьем подчинении находятся спецподразделения «Беркут». Затем пойти на демонстративные уступки оппозиции и протестующим, согласившись на переформатирование Кабинета Министров с участием представителей оппозиционных партий «Батькивщина», «УДАР» и «Свобода». И, возможно, даже согласиться на отставку премьера Николая Азарова и его замену на фигуру, компромиссную для правящей администрации, парламентской оппозиции и протестующих.

Но голосование в Верховной Раде за отставку кабинета Азарова показало, что к такому повороту событий власть оказалась не готова. Однако подобные уступки правящая администрация воспринимает как проявление слабости, чего нынешняя власть до ужаса страшится.

Справедливости ради, надо признать, что неподготовленной оказалась и парламентская оппозиция: она добилась проведения голосования по проекту № 3692 «Об ответственности Кабинета Министров», но сама в его успех не верила - по причине банальной нехватки голосов. Но самый главный маркер – это отсутствие оппозиционных кандидатур в состав обновленного Кабинета Министров. Если бы Яценюк, Тягныбок, Кличко & Co верили в отставку Азарова, они бы уже согласовали и кандидатуру компромиссного премьера и новый состав правительства.

Вариант №3: урегулирование при участии внешних посредников. Зарубежные политики, начиная с еврокомиссара Штефана Фюле, еще 2 декабря призвали стороны к немедленному диалогу, подчеркнув, что различия во взглядах нужно разрешать мирным путем. Четвертого числа аналогичную инициативу озвучил и лидер движения «Третья украинская республика» Юрий Луценко. Один из полевых командиров Майдана заявил, что в ситуации политического «клинча» Украине необходима посредническая миссия со стороны ЕС. И пусть власть и оппозиция до такого варианта еще не созрели, но вопрос времени, чтобы подобные заявления прозвучали от Арсения Яценюка и других оппозиционеров (а также «умеренного» крыла Партии регионов).

Тем более, что привлечение иностранных медиаторов как способ разрешения политического кризиса уже доказал свою эффективность во время «оранжевых» событий осени-зимы 2004-2005 года. Тогда, в разгар противостояния между протестующими на Майдане, оппозицией в лице Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Александра Мороза и правящей администраций во главе с президентом Леонидом Кучмой и премьером Виктором Януковичем в Киев прибыла целая миссия иностранных посредников. Ее политическим лицом стал глава Европейского оборонного агентства Хавьер Солана, а в состав вошли такие политики как экс-президент Польши Александр Квасьневский, президент Литвы Валдас Адамкус, спикер Госдумы России Борис Грызлов и генсек ОБСЕ Ян Кубиш. Каким бы ни был тогда накал страстей, но кандидаты в президенты Виктор Ющенко и Виктор Янукович согласились на такой вариант разрешения ситуации, что, собственно, и привело к мирному окончанию уличных протестов на Майдане в Киеве и других городах Украины.

И как раз вариант переговоров с участием международных посредников на сегодняшний день выглядит наиболее вероятным способом выхода из политического кризиса. Во-первых, зарубежные политики, в идеале представляющие США, ЕС и Россию, выступят в роли медиаторов, способных усадить за стол переговоров власть и оппозицию. Тем более, что ни «силовой», ни «компромиссный» варианты в чистом виде не выводят из нынешнего политического тупика, а только его усугубляют. Во-вторых, иностранные переговорщики – это гарантия выполнения договоренностей между представителями правящей администрации, оппозиционных партий и протестующих. Ведь кредитная история отношений между украинской властью и оппозицией демонстрирует, что ни одна из сторон не доверяет другой. Не говоря уже о нехватке готовности к компромиссу и кругозора для того, чтобы свести политическое противостояние к ненасильственному выходу из кризиса.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net