Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

15 ноября Госдума приняла в третьем чтении пакет законов о проведении в четырех регионах РФ эксперимента по введению налога на профессиональный доход. Введение нового налогового режима начнется с 1 января 2019 года и продлится десять лет. Если эксперимент будет признан успешным – предполагается распространение подобного налогового режима на всю страну.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

24.03.2014 | Алексей Макаркин

Крымские татары: проблемы интеграции

Крымские татары стали главной проблемой для России в Крыму. Это единственная значимая часть населения полуострова, которая в целом негативно отнеслась к присоединению к России. Это неудивительно – большая часть крымскотатарской общины видит в России угрозу, и переубедить ее будет непросто – с учетом трагической истории этого народа.

Депортация и возвращение

Крымские татары были высланы со своей исторической родины в 1944 году по обвинению в коллаборационизме – вскоре была ликвидирована Крымская АССР. Эта республика не носила этнически татарского характера (крымские татары составляли лишь около 20% ее населения), однако крымскотатарский язык был – наряду с русским – одним из ее официальных языков. Реальным лидером республики был первый секретарь обкома, назначавшийся из числа русскоязычных партийных чиновников. Крымскотатарскую общину представлял официальный глава автономии – председатель ЦИКа (затем Верховного совета).

Примечательно, что большинство лиц, сотрудничавших с нацистами, успели покинуть Крым вместе с отступавшими немецкими войсками, а оставшиеся (около 5 тысяч человек разных национальностей) были арестованы органами НКВД еще до депортации татар. Под выселение же подпали как аполитичная часть населения, так и военнослужащие Красной армии и члены их семей. Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). Переселенцы были отправлены преимущественно в Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. В 1944-1945 годах, по оценкам советских органов, в ссылке погибли 15-25% высланных крымских татар (сами представители крымскотатарского населения называют еще более страшные цифры – до 46%).

В хрущевские времена крымские татары в отличие от представителей большинства «репрессированных народов» не получили разрешения вернуться на родину. Видимо, это было связано не с особыми «провинностями» этого народа перед СССР по сравнению с чеченцами или ингушами, а со стратегическим и политическим значением Крыма, в котором находились как курорты общесоюзного значения, так и база Черноморского флота. В этих условиях советское руководство решило сохранить в Крыму статус-кво, при котором Крым был обычной областью в составе Украины, которой он был передан в 1954 году. Это вызвало появление в 1960-е годы крымскотатарского движения за возвращение в Крым, которое активно сотрудничало с российскими и украинскими диссидентами (например, с Петром Григоренко, лишенным генеральского звания за политическую оппозицию советской власти). Одним из лидеров этого движения был Мустафа Джемилев.

Власть была вынуждена пойти на некоторые уступки крымским татарам - в 1974 году был формально снят запрет на их проживание в Крыму. Однако в реальности система прописки приводила к фактическому запрету на переселение, а активисты движения подвергались преследованиям. Например, Джемилев по обвинению в антисоветской деятельности провел в тюрьмах и ссылке в общей сложности около 15 лет. В середине 1970-х годов, после возбуждения очередного уголовного дела против него, в знак протеста объявил голодовку, которая при принудительном кормлении через зонд продолжалась десять месяцев. Вышел на свободу лишь в 1986 году во время горбачевской политической либерализации, которая позволила крымским татарам вернуться на родину. Массовое возвращение произошло в 1989 году – в результате к 2001 году (когда в Украине прошла последняя по времени перепись) в Крыму проживало 243 433 крымских татар. К настоящему времени крымские татары составляют около 12% населения полуострова (ориентировочно примерно 300 тысяч человек). Таким образом, количество крымскотатарского населения увеличивается довольно быстро, хотя в процентном отношении оно еще не достигло довоенного уровня.

В 1991 году крымские татары создали свою систему органов национального самоуправления. Функции парламента исполняет Курултай, выборы в который проходят каждые пять лет (в голосовании участвуют крымские татары - граждане Украины и крымские татары, постоянно проживающие в Украине, достигшие 18 лет). Курултай формирует исполнительный орган — Меджлис крымскотатарского народа (аналог национального правительства). Меджлис не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, то есть является общественной структурой с неясным статусом. Это связано с тем, что Меджлис считает себя прототипом государственной структуры и не готов довольствоваться общественной ролью, которую можно оспорить (например, другим организациям, претендующим на представительство интересов крымских татар). А предоставление Меджлису государственного статуса было невозможно из-за сложных отношений между различными общинами Крыма. Вернувшиеся на полуостров крымские татары активно занимают земельные участки, считая их исторически своими – тогда как русские опасаются такой экспансии. Русская община традиционно имеет прочное большинство в парламенте полуострова и блокировала легитимацию своих «миноритарных» конкурентов с большими амбициями.

Все это не могли не учитывать все киевские власти, которые за пару десятилетий так и не смогли принять законодательство о реабилитации крымскотатарского населения – оно вызвало бы резкое неприятие большинства населения полуострова. В результате Верховная Рада признала крымских татар коренным народом Украины, а Меджлис и Курултай – их полномочными органами лишь 20 марта 2014 года, когда Россия уже присоединила Крым.

Впрочем, в середине 1990-х годов был выработан формат частичной легитимации Меджлиса – президент Леонид Кучма создал Совет представителей крымскотатарского народа, членами которого были представители Меджлиса. Этот орган играл консультативную роль, но при этом давал Меджлису прямой выход на украинского президента в обход Верховной Рады. В 1991-2013 годах председателем Меджлиса был Мустафа Джемилев, а в ноябре прошлого года 70-летнего лидера сменил его ближайший соратник Рефат Чубаров. Джемилев исторически тесно связан с украинским национальным движением – он избирался депутатом Верховной Рады Украины от «Народного руха Украины», «Нашей Украины» Виктора Ющенко, а в 2012 году – «Батькивщины» Юлии Тимошенко. В 2010 году на выборах в Верховную Раду Крыма Меджлис был официально представлен списком «Народного руха Украины», получившим 7% голосов избирателей (51 тысяча голосов).

Неудивительно, что Меджлис поддержал «оранжевую революцию» 2004 года – но после нее в крымскотатарском движении произошел раскол. Часть крымскотатарских общественных деятелей в 2006 году заявили о восстановлении политической партии под названием «Милли Фирка» - как преемницы аналогичной партии, действовавшей в годы гражданской войны. В отличие от Меджлиса «Милли Фирка» получила официальную регистрацию, но больших успехов не добилась – в выборах в Верховную Раду Крыма 2010 году она участвовала по списку Украинской селянской демократической партии, получившем лишь 7268 голосов (1%) и не попала в парламент полуострова. Представители «Милли Фирки» утверждали, что результаты выборов были фальсифицированы (разумеется, в пользу Меджлиса), но убедительных аргументов представить не смогли. Отношения между Меджлисом и «Милли Фиркой» носят крайне конфликтный характер – так, в прошлом году представителей последней не допустили на премьеру фильма «Хайтарма», посвященного депортации крымскотатарского населения (мероприятие проводилось под эгидой Меджлиса).

В том же 2010 году пришедший к власти в Украине Виктор Янукович принципиально изменил состав Совета представителей крымскотатарского народа. Представители Меджлиса стали составлять меньшинство его членов, а большинство комплектовалось из участников общественных организаций (в том числе «Милли Фирки»), лояльных правившей Партии регионов. В результате представители Меджлиса отказались участвовать в заседаниях Совета, который стал центром притяжения для общественно-политических сил, оппозиционных Меджлису. Его председателем был депутат Верховной Рады Крыма Лентун Безазиев, избранный от Партии регионов. Однако этот орган не обладал серьезным авторитетом среди крымскотатарского населения и не продемонстрировал своей эффективности.

Российский Крым и крымские татары

В феврале 2014 году Меджлис стал единственной общественно-политической структурой в Крыму, выступившей в поддержку новых украинских властей. Это было неудивительно – альтернативой было усиление позиций русских организаций, в том числе активно выступавшего за сближение с Россией «Русского единства» во главе с Сергеем Аксеновым. 26 февраля около 10 тысяч крымских татар пришли к зданию Верховной Рады с тем, чтобы противодействовать русским активистам, считавшим киевские власти «нацистами» и требовавшим уже вхождения Крыма в состав России. Тогда во время столкновений в давке погибли два человека – с русской стороны – а Верховная Рада не была занята активистами (после чего, видимо, планировалось провести сессию, назначить Аксенова премьером автономии и начать процесс интеграции с Россией). В результате, когда татары ушли, был реализован другой сценарий – с занятием на следующий день здания Рады «неизвестными» вооруженными людьми.

В новое правительство Аксенова не вошел ни один крымский татарин. Вице-премьер Рустам Темиргалиев, которого иногда называют таковым, является по происхождению казанским татарином – он сын главы Крымской республиканской ассоциации татар Поволжья «Идель» в Казани Ильмира Темиргалиева. Крымскотатарская община не проявляла с тех пор большой публичной активности; ее члены не выходили на улицы – однако сильное напряжение в отношениях с новой крымской властью и с Россией, разумеется, не исчезло. Оно связано с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, с упомянутыми выше конфликтными отношениями между русской и крымскотатарской общиной, связанными как с противоположным отношением как к трактовкам исторических событий, так и к земельному вопросу. В 2012 году именно представители «Русского единства» демонстративно снесли один из татарских самостроев под Симферополем. Показательно, что первый вице-премьер Крыма Темиргалиев 18 марта заявил, что татарам придется покинуть часть незаконно занятых ими земель в обмен на легализацию другой части. Такое развитие событий крымских татар явно не устраивает.

Во-вторых, с восприятием крымскотатарской общиной России как страны-преемницы СССР, при котором она была выслана в Среднюю Азию. Тем более, что в самой России трактовки депортации носят различный характер. Только в прошлом году российский генеральный консул Владимир Андреев фактически запретил российским ветеранам посещение премьеры фильма «Хайтарма», мотивировав это искажением в нем исторической правды и напомнив о коллаборационизме крымскотатарского населения. Российский МИД тогда дезавуировал это высказывание и отозвал дипломата, но негативный эффект от этих слов остался.

В-третьих, как отмечалось выше, руководство Меджлиса исторически связано с украинским национальным движением – и надежды на будущее оно связывало только с победой Майдана.

В период подготовки к крымскому референдуму была сделана ставка на то, чтобы снять хотя бы часть этих опасений и стимулировать участие в голосовании крымскотатарской общины. В результате общине были сделаны беспрецедентные уступки. 11 марта парламент Крыма принял постановление «О гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское общество». Согласно постановлению власти гарантируют 20%-ное представительство крымских татар во всех советах и органах исполнительной власти. Также гарантируется, что в будущей Конституции Крыма будет закреплен официальный статус крымскотатарского языка наряду с русским и украинским. Постановление признает Курултай (съезд) органом национального управления, а также признаются уполномоченные им органы. Фактически речь может идти о легализации Меджлиса, которой тот добивался в течение более чем двух десятилетий. Кроме того, документ гарантирует 5-летнюю программу обустройства депортированных, а также вводит параллельные названия населенных пунктов на полуострове. Ранее первый вице-премьер Темиргалиев отметил, что власти Крыма обязались выделить 240 млн гривен (около $22 млн) на программу поддержки крымскотатарского народа. А премьер Аксенов обещал выделить крымским татарам должности одного вице-премьера, двух министров, а также должности замминистра практически в каждом министерстве, включая силовые ведомства.

Фактическое признание Курултая и Меджлиса означало, что российские власти намереваются выстраивать отношения именно с мажоритарной частью крымскотатарского сообщества, несмотря на то, что речь идет о неудобном партнере. Другой вариант, обсуждавшийся в информационном пространстве, заключался в ставке на «миноритариев» из «Милли Фирки». Тем более, что один из лидеров этой партии, Васви Абдураимов, стал активным агитатором за участие крымских татар в референдуме. Он утверждает, что является сторонником «интеграции крымских татар в тюркский мир внутри евразийского пространства» (то есть выстраивания связей с казанскими татарами) и утверждает, что Меджлис поддерживает лишь 15-20% крымских татар. Также он обвинил Меджлис в связях с радикальной исламистской организацией «Хизб ут-Тахрир», которая в России признана террористической и запрещена.

В принципе, заполнить кадровые вакансии в крымской администрации представителями этой партии можно в любое время. Однако ресурс «Милли Фирки» крайне ограничен, что показывают результаты выборов 2010 года. Более того, в партии произошел раскол, и Абдураимов представляет только одну ее часть. Другая, во главе с Энвером Кантемир-Умеровым, 8 марта объявила об исключении Абдураимова из партии за несогласованные с ней заявления. Впрочем, и Кантемир-Умеров также поддержал проведение референдума, выразив уверенность в том, что «крымских татар в России ждет благополучное будущее». Так что ставка на «Милли Фирку» не решает проблему отношений с общиной – более того, она может загнать ее в полный тупик.

Но переговоры с Меджлисом, которыми, в частности, занимались бывший и нынешний руководители Татарстана, Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов, завершились неудачей. Глава Меджлиса Рефат Чубаров призывал бойкотировать проведение референдума 16 марта. Попытка действовать в обход Чубарова, выстраивая отношения непосредственно с Джемилевым (являющимся основным моральным авторитетом общины) также ни к чему не привела. Он посетил Москву, где встречался с Шаймиевым и имел безрезультатный телефонный разговор с Владимиром Путиным (понятно, что в случае достижения компромисса президент встретился бы с Джемилевым лично). А в день референдума Джемилев срочно покинул Крым и вылетел с визитом в Турцию, где встретился с премьером этой страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. После этой встречи состоялся телефонный разговор Путина и Эрдогана – по инициативе турецкой стороны – в ходе которого обсуждался крымскотатарский вопрос.

Вопрос о реальном участии крымских татар в референдуме носит дискуссионный характер. По словам Джемилева, в референдуме участвовали не более одного процента крымских татар. Он утверждает, что «во многих поселениях крымских татар, в частности, в Бахчисарайском, вообще не было участков – тех, кто пытался их организовать, просто прогоняли, заявляя, что никто в этом референдуме участвовать не собирается». В свою очередь, Темиргалиев заявил, что в референдуме приняли участие около 40% крымских татар, причем 25% проголосовали за присоединение к России. Хотя при этом Темиргалиев признал, что данная информация является «очень предварительной», так как нет «методики, определяющей как та или иная национальность голосовала на референдуме». Как именно была получена заявленная им цифра, Темиргалиев не пояснил.

Похоже, что истина находится где-то посередине. Статистика Джемилева может быть верной для мест компактного проживания крымских татар, но куда более сомнительна в отношении городов со смешанным населением – тем более, что часть представителей общины еще на предыдущих выборах голосовала не за «Батькивщину», а за другие политические силы, в том числе Партию регионов и Компартию. В то же время, похоже, что симпатии пришедших на референдум крымских татар действительно разделились – и несколько процентов, высказавшихся за сохранение Крыма в составе Украины, также в значительной степени могут быть «татарскими». В любом случае, даже Темиргалиев не считает, что большинство крымских татар приняли участие в голосовании – так что проблема их лояльности остается нерешенной.

Сохраняющиеся риски

Теперь Меджлис назначил на 29 марта Курултай, на котором будут обсуждаться дальнейшие действия большинства общины. В СМИ обсуждается вопрос о возможности проведения внутреннего референдума среди крымских татар – но неясны ни его вопросы, ни ответные действия российской власти. Пока что распространилась информация о том, что Джемилева могут не пустить в Крым, и о давлении на ведущего спонсора крымскотатарской общины, Ленура Ислямова – российского бизнесмена, создавшего телеканал ATR, единственное продолжающее действовать крымское электронное СМИ, критично отнесшееся к референдуму. Также Ислямов финансировал съемки фильма «Хайтарма». В России у Ислямова есть разнообразный бизнес – он является главой компании «Квингруп», владельцем компаний «СимСитиТранс» и ООО «Телевизионная компания «Атлант-СВ», основателем сети дилерских центров «КМ/Ч». Прокремлевский сайт «Ридус» обвинил его в контактах с активистами и боевиками «Хизб-ут-Тахрир» и отметил, что «специально обученным «вежливым людям» из компетентных органов стоит не спускать глаз с товарища Ислямова».

Впрочем, Меджлис не собирается идти на лобовой конфликт с российской властью, понимая, что это может привести к трагическим последствиям. Джемилев не исключил получения крымскими татарами российских паспортов, хотя и сравнил их с нацистскими аусвайсами. Само это сравнение показывает, что даже если Меджлис и проявит лояльность, то сугубо вынужденную. Тем более, что крымскотатарский вопрос не ограничивается политическими, историческими и земельными проблемами. В настоящее время крымскотатарский язык использует латинскую графику, что противоречит российскому законодательству, предусматривающему применение исключительно кириллицы. Кроме того, скоро вступают в силу поправки к российскому Уголовному кодексу, криминализирующие призывы к «нарушению территориальной целостности Российской Федерации» - таким образом, точка зрения на судьбу Крыма, которой придерживается Меджлис, будет предметом уголовного преследования. Приоритетное же внимание к хозяйственным нуждам крымских татар – как средство повышения их лояльности России – может привести к недовольству со стороны русского населения, главной опоры российской власти в регионе, только что проголосовавшего за присоединение к России. Поэтому крымскотатарский вопрос вряд ли будет решен в ближайшее время – напротив, скорее всего, он будет создавать все новые проблемы.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net