Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

31.03.2014 | Марина Войтенко

Межбюджетные ожидания

Прошедшая неделя наконец-то внесла некоторую определенность в вопрос, сколько будет стоить Крым в 2014 году для федерального бюджета. Ответ в эфире телеканала «Россия 24» дал министр финансов Антон Силуанов: расходы на поддержку двух новых субъектов РФ не превысят 240 млрд. рублей. Источник – 243 млрд. рублей так называемых нераспределенных доходов, которые были зарезервированы в расходной части бюджета[1].

Предельная верхняя планка, таким образом, поставлена. На какой высоте она в итоге окажется, в настоящее время, пожалуй, не может сказать даже и сам Минфин. К середине апреля правительством должны быть утверждены разрабатываемые министерством «дорожные карты» на переходный период и далее для бюджетно-налоговой и в целом финансовой систем Крыма и Севастополя. Тогда-то цифры из рабочих расчетов и превратятся в параметры финансового планирования (естественно, в различных сценарных вариантах), которые придется учитывать в последующих корректировках бюджетной политики и межбюджетных отношений.

Пока ясны лишь основные содержательные составляющие поддержки: 55 млрд. рублей – на сбалансированность бюджетов присоединившихся территорий; до 38 млрд. рублей – на доведение пенсий до среднероссийского уровня (альтернативные расчетам Минтруда экспертные оценки не исключают удвоения этой суммы); 8-13 млрд. рублей на выравнивание зарплат в бюджетном секторе (около 45% занятого населения) до средних по России. Сюда же надо добавить расходы на денежное довольствие военным, изъявившим желание продолжить службу в ВС и ВМФ РФ, дотации на сокращение разрыва среднедушевых доходов населения в Крыму и России, подтягивание размеров социальных пособий и т.п.

Следует иметь в виду, что расходы на транспортную инфраструктуру, альтернативные энерго- и водоснабжение (не через Украину), ЖКХ[2] в сумму, обозначенную Антоном Силуановым, не входят. Эти затраты будут финансироваться из других источников: строительство моста через Керченский пролив (50 млрд. рублей) – за счет госпрограммы развития транспорта до 2020 года, прокладка подводной ЛЭП (20-30 млрд. рублей в зависимости от мощности) – из средств Федеральной сетевой компании и т.д.

Одна из самых неотложных задач – формирование у бюджетов Крыма и Севастополя собственной налоговой базы. Перерегистрация юридических лиц по российскому праву требует времени. Если же в рамках переходного периода до 1 января 2015 года взимать налоги по украинским законам и оставлять их целиком на полуострове (такой вариант тоже рассматривается), то и в этом случае доходы составят (при более высоких налоговых ставках, чем в РФ) чуть более 44 млрд. рублей. Это снизит потолок предельных расходов российского бюджета на поддержку Крыма, но проблему целиком и полностью не решит.

В перспективе Крым вполне может стать финансово самодостаточным, но до тех пор потребуются немалые вливания, размер которых в настоящее время, повторимся, можно оценить лишь приблизительно. Развитие событий, естественно, окажет влияние и на объем трансфертов другим регионам, и на сам характер межбюджетных отношений.

При этом состояние финансов субъектов РФ в целом все более явно обнаруживает признаки, если не кризиса, то очевидного неблагополучия. В 2013 году дефицит региональных бюджетов вырос в 2,3 раза, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание – на 22%. В то же время, по расчетам экспертов из НИУ ВШЭ, ощутимо снизился «интегральный показатель развития регионов[3]». При его падении для России в целом в прошлом году с «+3,1%» до «-0,6%» положительные значения сохранились лишь в Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Сильно ухудшилась ситуация в ЦФО. Северо-Запад, Урал и Дальний Восток также показали темпы падения большие, чем общероссийские. В 19 субъектах РФ произошла смена динамики с положительной на отрицательную. С учетом этих обстоятельств затруднительно ожидать, что в 2014 году регионам в целом понадобится поддержка от федерального бюджета меньшая, чем в 2013-ом (более 1,6 трлн. рублей).

Именно это по сути подтвердил Антон Силуанов, выступая 25 марта на научно-практической конференции в Совете Федерации «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы». В сухом остатке жесткий вывод – Минфин не видит предпосылок для сокращения в ближайшие годы дефицита бюджетов российских регионов, достигшего в 2013 году рекордного уровня в 642 млрд. рублей ( в предыдущие годы он не выходил за рамки 50-100 млрд. рублей).

«Мы не видим сейчас возможности прогнозировать увеличение прибыли предприятий и налога на прибыль. Мы видим, что динамика роста фондов оплаты труда тоже сокращается, поэтому НДФЛ также не будет расти такими темпами, как было раньше. Тем не менее, расходные обязательства существуют и их нужно выполнять», – сказал министр. Добавим, что исполнение касается, прежде всего, майских (2012 года) указов Президента РФ – доля зарплат бюджетников (в первую очередь, врачей и учителей) в казне регионов в среднем должна вырасти с 24% в 2012 году до 35% уже в 2015-ом.

Впрочем, в ответ на вопрос «Что делать?» у Минфина есть предложения, которые в скором времени будут представлены в правительство. Так, субъектам РФ необходимо дать больше самостоятельности в управлении своими расходами, а также в предоставлении и отмене льгот или переформатировании их в денежную форму. При этом субсидии регионам предполагается увеличить, а норматив софинансирования из их бюджетов, напротив, снизить до 50% (сейчас разброс составляет от 10% до 90%), чтобы больше средств оставалось на собственные обязательства и проекты.

В рамках каждой госпрограммы Минфин намерен выделять одну, максимум две субсидии. Напомним, что в 2013 году регионы получили из федерального бюджета 515 млрд. рублей по списку из 92 видов субсидий, в то время как в 2005-ом таких было 17, а их сумма составляла 44 млрд. рублей.

По мнению Антона Силуанова, субсидии регионам, как и дотации, должны утверждаться на трехлетний период законом о федеральном бюджете, а не распределяться правительством, министерствами и ведомствами, как правило, в начале года, что не дает субъектам РФ нормально формировать их финансовые планы[4].

Еще одно важное новшество – готовность Минфина рефинансировать задолженность регионов перед коммерческими банками (в 2013 году она увеличилась с 428 млрд. рублей до почти 700 млрд. рублей) при принятии на себя ими более жестких обязательств по сбалансированности бюджетов. Например, если объем долга региона превышает 50% его налоговых и прочих доходов, то предельный размер бюджетного дефицита будет снижен до 10% от общих доходных поступлений.

По мнению ряда экспертов (ИНСОР, ИЭП, Центр фискальных исследований и др.), реализация объявленных Минфином намерений может запустить процесс перезагрузки межбюджетных отношений уже в рамках проектировок по доходам и расходам госказны на 2015-2017 годы. К этому же будут подталкивать и ожидания экономической динамики в текущем году.

Выступая 26 марта на Биржевом форуме в Москве, глава МЭР Алексей Улюкаев не исключил, что отток капитала-2014 может составить до $100 млрд. (в первом квартале его объем, уверены в министерстве, будет сопоставим с показателем за весь 2013 год – $62 млрд.). При таком допущении рост ВВП замедлится до 0,6%, реальных доходов населения – до 2,5%, а инвестиции упадут на 1,3%. Такая вялая (по сути околокризисная) конъюнктура – прямое следствие ослабления доверия инвесторов в результате действия «крымского фактора». Не будь его, с точки зрения состояния факторов производства нормальным для 2014 года был бы рост ВВП на 1,8-1,9%.

Прогноз экс-министра финансов Алексея Кудрина сходен с ощущениями в Минэкономразвития – рост будет около нуля плюс-минус 0,5%, отток капитала может достичь $150 млрд. Такова «плата» за присоединение Крыма, и она пока приемлема для российского общества. Вместе с тем, и экономика в целом, и решения в сфере ее госрегулирования вновь проходят испытание развилкой, весьма существенной и для ближайшего будущего, и для (как минимум) среднесрочной перспективы.

В связи с этим обращает на себя внимание представленный 26 марта Всемирным банком 31-й регулярный доклад (публикуется раз в полгода) о российской экономике. Презентуя исследование, его основной автор Биргит Ханель подчеркнула: «Банк разработал два сценария для России – оба прогноза предусматривают более низкие темпы роста. Кроме того, оба прогноза в значительной степени зависят от восстановления предпринимательского и потребительского доверия, а также от развития геополитических событий и связанных с ними рисков».

Согласно сценарию с низким уровнем рисков, предполагается, что последствия кризиса вокруг Крыма окажутся ограниченными и краткосрочными. Рост в этом случае составит 1,1% в текущем году и 1,3% - в следующем. Сценарий с высоким уровнем рисков, означающий более глубокий шок для деловой и инвестиционной активности, приводит в 2014 году к спаду в 1,8% и постепенному восстановлению в 2015-ом до годовых положительных темпов в 2,1%. И в том, и в другом вариантах сохраняется высокая волатильность рынков.

Примечательны выводы доклада, касающиеся экономической политики. Во-первых, не снижающийся дефицит структурных реформ в РФ чем дальше, тем более негативно станет сказываться на перспективах роста. Во-вторых, главный риск, лежащий на стороне регулирования, заключается в высокой вероятности выбора действий в новом антикризисном режиме, чтобы снизить остроту текущих проблем, в ущерб среднесрочной программе структурных реформ, которая опять останется на вторых ролях.

Заметим, что ряд предложений, обсуждаемых в настоящее время в правительстве (достаточно упомянуть одно лишь желание МЭР скорректировать бюджетное правило в целях ускорения выхода из инвестиционной паузы), немало укрепляют это опасения, в то же время, в Минфине уверены, что ключ к росту доверия инвесторов – четкость понимания ими бюджетно-финансовой политики, основанной на действующих регулятивных нормах, эффективность которых может быть повышена только на пути структурных реформ (естественно, при неувеличении налогового бремени и общего объема госрасходов). Сложившаяся архитектура межбюджетных потоков как раз «по этой кафедре». Перезагрузка отношений бюджетов всех уровней уже назрела. И потребность в практических шагах в этом направлении под воздействием «крымского фактора» будет лишь усиливаться.

Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] Эта часть антикризисного резерва в 343 млрд. рублей (100 млрд. рублей уже назначены на поддержку малого бизнеса и решение проблемы дошкольного образования) сформирована за счет сокращения трансферта Пенсионному фонду России, которому переданы «замороженные» до 2015 года поступления в накопительную часть пенсионной системы. Ряд экспертов уже высказал опасения, что этот мораторий может затянуться на больший срок. С другой стороны, по оценке Экономической экспертной группы, из-за ослабления курса национальной валюты федеральный бюджет может получить в доходную часть дополнительно не менее 400 млрд. рублей. Денег на Крым должно хватить в любом случае, но без увеличения других госрасходов.

[2] Дотирование возросших расходов населения на ЖКХ может стать со временем заметной статьей. За кубометр холодной воды в настоящее время население платит в Симферополе 12,3 рубля, в Севастополе – 13,1 рубля. Средний тариф по России – 21 рубль; в Краснодарском крае – 32 рубля; в Ростовской области – 35 рублей.

Газ в Крыму также обходился населению дешевле, чем россиянам. В Севастополе, например, за него берут 30,8 рублей с человека или 2,9 рублей за м3. В России средний тариф 61,5 рубля с человека и 5,0 рублей за м3.

[3] Предложен Центром развития НИУ ВШЭ. Рассчитывается как среднее арифметическое взвешенное четырех индексов (промпроизводства, строительства, торговой розницы, платных услуг населению); в качестве весов берутся доли этих видов деятельности в российском ВВП.

[4] Еще одна плановая мера на период 2015-2017 годов – изменение правил расчета налоговой базы в рамках консолидированных групп налогоплательщиков. Причина – падение в 23-х регионах в 2013 году поступлений от налога на прибыль на 44,6 млрд. рублей (при росте на 29,1 млрд. рублей в 60 регионах).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net