Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

17.04.2014 | Сергей Маркедонов

Российско-грузинская нормализация: продвижение без прорывов

16 апреля 2014 года в Праге прошла очередная встреча между заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и специальным представителем правительства Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. С момента последнего раунда переговоров между двумя дипломатами прошло полгода. Ничтожный срок по историческим меркам! Однако эти полгода вместили в себя не просто большое количество событий. Получили стремительное развитие процессы, принципиально меняющие облик постсоветского пространства и оказывающие влияние на международную повестку дня.

До того, как революционный Майдан опрокинул Виктора Януковича и разрушил статус-кво внутри Украины и в Крыму, отношения между Россией и Грузией развивались, скорее, по восходящей линии, хотя и не без серьезных проблем и противоречий. Процесс нормализации, стартовавший в октябре 2012 года, принес определенную позитивную динамику. Во-первых, за это время произошло купирование конфронтационной риторики и использования России в качестве фактора внутриполитической мобилизации официальными властями Грузии. Во-вторых, Тбилиси отказался от выстраивания альянса с северокавказскими националистическими движениями и позиционирования Грузии, как «альтернативного Кавказа». В-третьих, в зимней Олимпиаде в Сочи приняли участие грузинские атлеты, а власти кавказской республики заявили о готовности к кооперации по вопросам безопасности игр. Уже в ходе самого сочинского спортивного праздника президент Владимир Путин заявил о возможности встречи со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили. Незадолго до нового года он же выразил готовность к либерализации визового режима в отношении граждан Грузии, въезжающим на территорию РФ. В-четвертых, российский рынок открылся для грузинских товаров. В декабре 2013 года Россия опередила Украину в качестве главного импортера грузинской продукции цитрусовых культур. Грузино-российский товарооборот вырос в половину. При этом в прошлом году было выдано 22 тысячи частных виз для граждан Грузии (в отношении российских граждан визы были отменены), что превысило аналогичные показатели за предыдущие годы.

Конечно же, говоря о продвижении нормализации, не следует рисовать благостные картинки. Москва и Тбилиси ни на йоту не продвинулись в достижении компромисса по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. И такой компромисс трудно было бы себе представить, поскольку в данном случае речь идет не только о разных взглядах на проблему, но и о разном понимании того, где начинается и где заканчивается грузинский национально-государственный проект. Для Москвы вопрос о бывших автономиях считается закрытым. Их существование вне Грузии – это «новые реалии», которые российская дипломатия требует признать и Тбилиси, и Запад.

Впрочем, в 2013 году эта проблема оказалась отягощена так называемой «бордеризацией». О чем идет речь? Под этим термином понимается возведение ограждений на границе между Грузией и Южной Осетией. Для официального Тбилиси - это внутренняя административная граница, а для Москвы и Цхинвали – межгосударственная. У грузинской стороны непростой выбор вариантов. Вступать в дискуссию о том, какова должна быть конфигурация этой границы - значит в той или иной степени признавать ее в качестве рубежа между двумя независимыми странами. Уклоняться от дискуссии и замалчивать проблему - это путь к активизации оппозиции внутри страны, которая готова воспользоваться любой возможностью для дискредитации правящей «Грузинской мечты» и политики нормализации отношений с Россией в целом. Ради объективности следует признать, что, несмотря на критические выпады в адрес РФ, представители правительства Грузии на протяжении всей истории с «бордеризацией» старались не «перегибать палку» и не подогревать страсти вокруг этой проблемы, хотя данный вопрос не является исключительно большой политической игрой. Возведение ограждений создает немало проблем для рядовых граждан, которые потенциально могут пополнить ряды критиков и противников властей. В период Олимпиады в Сочи работы по возведению ограждений были приостановлены, но 24 февраля 2014 года они были возобновлены.

Конечно же, за полгода, прошедшие между двумя встречами между Карасиным и Абашидзе случился украинский кризис, самое крупное политическое потрясение на постсоветском пространстве с момента распада СССР. Хочется это кому-то или нет, есть ли для этого реальные основания или они полностью отсутствуют, но республики бывшего «нерушимого Союза» примеряют на себя «рубашку Украины». И совсем не случайно в ходе пражской встречи российского и грузинского представителя эта тема была затронута. По словам Григория Карасина, «несмотря на то, что этот вопрос постоянно находится в нашей повестке дня, мы просто не могли не поговорить на эту тему». В самом деле, Киев долгое время рассматривался, как стратегический союзник Тбилиси. Эти отношения достигли пика в период президентства Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко, но не «остыли» и в 2010-2014 гг., когда президентское кресло на Украине занимал Виктор Янукович. К слову сказать, четвертый президент Украины солидаризировался с Грузией по вопросу о ее территориальной целостности. Это объясняет и эмоциональную реакцию на события вокруг Крыма. Так, 6 марта 2014 года парламент Грузии единогласно принял резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины.

В этом контексте встреча Карасина и Абашидзе в течение марта переносилась несколько раз. Многие эксперты из Грузии, а также оппозиционные представители «Единого национального движения» высказывались с открытым скепсисом относительно целесообразности переговоров между представителями России и Грузии. И в самом деле, в украинском контексте сложно было бы ждать каких-то не то, что прорывов, а даже конструктивного обсуждения. Однако крайне важно было не дать двум конфликтным потенциалам (грузинскому и украинскому) объединиться. И тем самым не превратить отношения России и Грузии в заложника кризиса на Украине.

«Мы максимально должны использовать такие встречи, чисто с информативной точки зрения. Естественно, мы поставим вопрос о тех острых темах, которые нас беспокоят. Я имею в виду ситуацию, сложившуюся у оккупационной линии, и другие проблемные вопросы», - заявил в канун пражской беседы со своим российским коллегой Зураб Абашидзе. Какие же вопросы стали предметом обсуждения в столице Чехии? Дипломаты коснулись отношений между Грузией и Европейским Союзом. В ноябре прошлого года на саммите ЕС и стран Восточного партнерства в Вильнюсе Грузия парафировала Соглашение об Ассоциации. В отличие от Украины и Армении (в меньшей степени Молдовы) Москва практически никак не реагировала на этот шаг Тбилиси. Однако украинский кризис ускорил подготовку к подписанию этого документа. Уже объявлено о том, что оно состоится к июню 2014 года. Остроты ситуации добавляет тот факт, что ЕС планирует введение санкций против России (какими они будут, зависит от развития ситуации на Юге и Востоке Украины). Тем не менее, сегодня Григорий Карасин в общении с Зурабом Абашидзе подтвердил, что Москва не будет оказывать какого-то давления на Тбилиси по «европейскому вопросу». Грузинский рынок (в отличие от украинского) не имеет значительного влияния на положение дел внутри России. К тому же, Москва (особенно после 2008 года) рассматривает Грузию, как «отрезанный ломоть», не имея возможностей и ресурсов для переориентации внешней политики Тбилиси. Между тем, непредсказуемость вокруг украинского кризиса все вопросы по поводу подходов Москвы к грузинским внешнеполитическим приоритетам не снимает. Времени до июня 2014 года осталось немного.

В ходе пражской встречи была обсуждена и проблема «бордеризации». Впрочем, без каких-либо конкретных результатов. Между тем, необходимо понимать ту асимметрию, которая существует в понимании этой проблемы у сторон. Для Москвы - это не приоритет, а для Тбилиси - первостепенная проблема. И если российская сторона не спешит заниматься данным сюжетом, то грузинская считает эту неспешность попыткой саботировать всякие резоны Тбилиси.

Естественно, Карасин и Абашидзе затронули проблемы экономики и гуманитарной сферы. Однако на этих направлениях особых затруднений и расхождений не было и ранее.

Что же остается в «сухом остатке»? Пауза в общении Москвы и Тбилиси, возникшая во многом из-за украинского кризиса завершена. До этого Грузия и Россия фактически прошли весь первый этап «перезагрузки», упершись в красные линии в виде Абхазии и Южной Осетии. Преодолевать их и без всякой Украины никто не мог и не желал. Даже не будь всей этой истории с Крымом, положение вокруг двух бывших автономий Грузинской СССР развело бы разные стороны Москву и Тбилиси. Но Украина придала отношениям двух стран дополнительную эмоциональность. Встреча в Праге эту эмоциональность немного приглушила. Она подтвердила интерес к сохранению самого процесса нормализации. И даже если дискуссии в столице Чехии прошли даже ради собственно дискуссий – это уже неплохой результат. Важно подчеркнуть также и то, что сохраняется сам интерес к диалогу. Как бы ни была актуальна сегодня Украина, российско-грузинские отношения имеют свою собственную ценность, а их нормализация должна строиться, прежде всего, на двусторонних проблемах, а уже потом на более широких контекстах.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net