Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

02.06.2014 | Сергей Слободчук

Король политического согласия и движения вперед

Король Испании Хуан Карлос Iобъявил об отречении в пользу своего сына, герцога Фелипе Астурийского. В этом «увольнении по собственному желанию» нет ничего удивительного. Хуан Карлос всегда являлся инициатором и двигателем политических перемен для Испании. Вот и сегодня, на излете своей карьеры, он продемонстрировал, что не бежит «вслед за паровозом», а все равно задает рамки и правила политического процесса.

Итак, король Хуан Карлос Первый в специальном обращении к нации заявил о своем уходе в пользу наследного принца Фелипе. Символично, но ветераны уходят практически одновременно - в конце марта 2014 года после продолжительной тяжелой болезни скончался соратник Хуана Карлоса и один из соавторов «испанского транзита» - экс-премьер Адольфо Суарес [1].

В постфранкистский период истории Испании – это первый случай передачи королевского трона по наследству, ведь сам Хуан Карлос пришел к власти после смерти каудильо Франко, ознаменовав конец эпохи характерного для франкизма «интегрального национализма». Поэтому премьер-министр Мариано Рахой (правая Народная партия) оперативно пояснил, что Генеральные кортесы примут «специальный закон, который позволит взойти на трон наследному принцу Фелипе».

Хуан Карлос может уходить на покой со спокойной душой – он один из совсем немногих политических деятелей, кто имеет за плечами серьезный багаж политических и экономических достижений. Интересно, что правление короля Испании началось с политико-правовой коллизии. Генералиссимус Франсиско Франко и «Испанская Фаланга» еще в годы правления каудильо добились принятия конституции, гласившей, что официальным главой государства является монарх. Правда, одновременно конституция закрепила, что сам генералиссимус – это пожизненный глава Испании. Поэтому официально Хуан Карлос Первый взошел на престол 22 ноября 1975 года, после смерти каудильо Франсиско Франко. Власти приказали врачам отключить аппарат жизнеобеспечения диктатора 20 ноября – именно в этот день по приказу правительства Народного фронта расстреляли основателя «Испанской Фаланги» Хосе Антонио Примо де Ривера.

Существует огромный массив литературы, посвященный списку заслуг Хуана Карлоса на посту главы государства. Мы же сконцентрируемся на самых показательных и ярких моментах. Начать с того, что «испанский транзит» в виде мирного перехода от франкистской диктатуры к демократическому правлению – заслуга короля Хауна Карлоса вместе с «прорабом испанской перестройки» Адольфо Суаресом и председателем Королевского совета и кортесов Торкуато Фернандесом-Миранда Эвиа.

По идее, король мог оставить в силе порядки, сложившиеся еще при жизни Франко. В конце концов, Испания середины 70-х – это родовая земельная аристократия с сильными позициями в бизнесе, политике и армии, большой государственный сектор и бюрократическая зарегулированность в экономике, диктат крупного капитала, запрет нелояльных политических партий, преследования инакомыслящих и тому подобные «прелести» диктатуры. Другой вопрос, что рано или поздно такая «законсервированная» страна должна была взорваться социальными протестами, вплоть до революции. Тем более, перед глазами был пример соседней Португалии, где после отхода от дел и смерти премьера Антониу Салазара местные элиты понадеялись «оставить все, как есть», а в результате получили «революцию гвоздик» 1974 года, положившую конец режиму Марселу Каэтану.

Если Суарес обеспечивал законодательный базис для реформ, то Хуан Карлос выступал в качестве политического арбитра между «старыми элитами» и политиками «новой волны», пришедшими извне в законсервированную при Франко политическую систему, между центральной властью и регионами, а также народностями, проживающими на территории страны. Именно благодаря его влиянию стали возможны первые поворотные шаги в виде Закона о политической реформе 1976 года и «пактов Монклоа», ставших компромиссом между всеми политическими силами и очертивших направление испанских реформ. А еще приход Хуана Карлоса – это старт перехода Испании к многопартийности, так как он легализовал политические партии, в том числе разрешив и запрещенные ранее Коммунистическую партию и Испанскую социалистическую рабочую партию.

Важнейшее достижение на пути конструирования новой Испании – это действующая по сей день Конституция. Хуан Карлос и Адольфо Суарес постарались обеспечить для Основного закона максимально высокий уровень легитимности – Конституцию принимали все избиратели Испании на всенародном референдуме 6 декабря 1978 года (как и Закон о политической реформе). Естественно, каждый вышеприведенный пункт можно развивать и развивать. К примеру, никакая диктатура Франко не могла удержать баскских националистов – в 1973 боевики ЭТА подорвали преемника генералиссимуса и премьер-министра адмирала Луиса Карреро Бланко. Поэтому авторы Конституции, включая короля, закрепили сложную систему местного самоуправления, стартовав Испанию как «государство автономий». Идея заключалась в том, чтобы предоставить провинциям Испании тот объем полномочий, к которому они стремятся. Кстати, сама ЭТА в 2011 году заявила о прекращении вооруженной борьбы. Новая политическая система Испании прошла не только испытание временем, но и выдержала прямую лобовую атаку со стороны франкистов – военный путч во главе с полковником Антонио Техеро закончился в феврале 1981 года уже через сутки после своего начала. И решающую роль в противостоянии попытке государственного переворота сыграл как раз Хуан Карлос. Несмотря на то, что путчисты в виде части руководителей армии и аристократии планировали сохранить короля в качестве главы государства, Хуан Карлос в день путча выступил в прямом эфире телевидения и решительно осудил попытку захвата власти военными.

С приходом Хуана Карлоса началась и структурная перестройка экономики Испании под названием reconversion. Приход частных инвестиций стал возможен благодаря программе масштабной приватизации, дерегуляции со стороны государственных органов и вступлению в ЕС. За первую пятилетку после вступления страны в Европейское экономическое сообщество общая сумма прямых и портфельных инвестиций составила около 60 миллиардов долларов – иностранные инвесторы с удовольствием вкладывали в небольшие семейные предприятия, специализировавшиеся на производстве обуви, одежды, продуктов питания, различных ремесленных изделий etc. Испания считается одной из самых быстрорастущих экономик Евросоюза, хотя вследствие нынешнего кризиса темпы роста ВВП (1, 1 % в 2014 году по оценкам Европейской комиссии), ВВП на душу населения (30 тысяч 620 долларов 15 центов США в 2013 по сравнению с 30 тысячами 557 долларами 47 центами в 2012 – данные Международного валютного фонда) и фактического дохода, естественно, серьезно замедлились, а безработица бьет рекорды (26, 4 % в 2013, 25, 5 % в 2014 году). Справедливости ради, есть и другая сторона, ведь Испания и сегодня отстает от многих развитых стран – если брать во внимание такие показатели как производительность труда, доходы на душу населения, расходы государства на социальные услуги и выплаты.

С учетом вклада короля в строительство новой страны, политическая традиция Испании – воздерживаться от критики короля и королевской семьи в СМИ и публичной риторике. Правда, завершение политической эпохи Хуана Карлоса Iомрачается коррупционным скандалом, нанесшим серьезнейший удар по престижу испанской монархии [2]. Сначала «проштрафился» королевский зять и олимпийский чемпион Иньяки Урдангарин, против которого сейчас расследуется дело по обвинению в отмывании денег через его общественную организацию InstitutoNoos. Затем суд города Пальма-де-Майорка вызвал младшую дочь короля инфанту Кристину – сначала как свидетельницу, а в феврале 2014 года – уже для официального допроса как возможную соучастницу коррупционных схем, приписываемых обвинением ее мужу и его деловому партнеру Диего Торресу [3]. Впрочем, справедливости ради, надо учитывать, что для Испании характерен крайне высокий уровень коррупции – по состоянию на 2013-2014 годы под следствием находились около 300 политиков из всех политических партий и регионов страны.

Поэтому сегодня Хуан Карлос уходит с поста на волне наиболее заметного всплеска антимонархических настроений за всю недолгую историю новой испанской монархии. Впрочем, всплеск настроений – дело временное и ситуативное. А между тем, начиная с сегодняшнего дня, место политического арбитра и демиурга современной Испании – окончательно вакантно.

[1] Подробнее см. «Прораб испанского транзита» - http://www.politcom.ru/17397.html

[2] Подробнее см. «Испанская монархия и призрак коррупционера Франко» - http://www.politcom.ru/17183.html

[3] Подробнее см. «Судебная «пауза» в самом громком скандале за историю испанской монархии - http://www.politcom.ru/15745.html

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net