Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

23.06.2014

«Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя». Скорняков Владимир Ильич - президент ООО «Управляющая компания «Алюминиевые продукты»

Президент ООО «Управляющая компания «Алюминиевые продукты» Владимир Скорняков – человек, осведомленный обо всех тонкостях металлургической отрасли, относящийся к своему непростому делу со всей душой. Герой интервью стоит у основания первого в России вертикально интегрированного предприятия ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ). В интервью Центру политических технологий Почетный металлург РФ, доктор технических наук рассказывает о непростом для отрасли периоде 90-х, о необходимости вовремя менять тактику ведения бизнеса, и об ответственности перед людьми.

«Нельзя оторвать себя от государства, нельзя заявить, что, кроме бизнеса, нас ничего не волнует»

Долгосрочные стратегии

Мой путь в бизнес начался, как и у многих граждан России, с приватизации. Было ясно, что меняется весь уклад экономики, взаимоотношения между людьми, предприятиями, между гражданами и властью. У людей появилась возможность для самореализации.

У каждого был один и тот же стартовый капитал в форме ваучеров. Один продал эту бумажку за бутылку водки, выпил ее и сегодня ни с чем. А второй купил этот ваучер за бутылку водки и вложил его в бизнес. Да, к сожалению, тогда было много тех, кто не верил в приватизацию, но в основном люди все-таки старались приобрести акции. Каждый сделал тогда свой выбор.

Нашей целью было создание компании по производству алюминия, которая могла бы конкурировать с ведущими компаниями мира. Так в 1996 году родилось открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ). Для реализации этой цели пришлось разработать программу модернизации, обеспечить собственную сырьевую базу, которая всегда была в дефиците. Здесь большую помощи нам оказали Э.Э. Россель, в то время - губернатора Свердловской области, и, ныне покойный, Ю.А. Спиридонов, бывший глава республики Коми. Мы начали строительство Среднетиманского бокситового рудника с подъездной железной дорогой протяженностью 166 километров. Это была первая частная дорога построенная за последние сто лет. Огромную роль в реализации наших планов сыграла хорошо сплоченная команда специалистов высокого уровня, умеющих анализировать, ставить задачи и добиваться их выполнения. Целеустремленность и профессионализм, ответственность за порученное дело и желание расти - всегда отличало работников СУАЛа.

В 2007 году произошло образование новой компании мирового уровня - объединенной компании "Российский алюминий", в которую вошли активы "Русского алюминия", СУАЛа и швейцарской компании Glencore. ОК РУСАЛ - компания сырьевая, не занимающаяся переработкой, поэтому была проделана большая работа по определению активов, которые должны были войти в новую структуру. В результате часть активов, которые принадлежали акционерам СУАЛа, в состав объединенной компании не вошли. За пределами остались, в частности, Каменск-Уральский металлургический завод, Ступинский и Демидовский заводы по производству товаров народного потребления. Для управления этими активами была создана управляющая компания «Алюминиевые продукты». Я возглавил эту компанию и до сих пор работаю с людьми, с которыми мы вместе начинали - костяк руководителей управляющей компании составили выходцы из Сибирско-Уральской Алюминиевой компании.

Еще в 2005 году в компании СУАЛ для каждого предприятия был разработан план стратегического развития. В том числе была создана программа по стратегическому развитию Каменск-Уральского металлургического завода, по развитию производства товаров народного потребления. Так, в 2007 году, уже в составе «Алюминиевых Продуктов» запустили новый завод по производству высококачественной посуды в городе Ступино, под Москвой. Был создан торговый дом, который занимается продажами товаров народного потребления, выпускаемых на заводах в г.Ступино и в г.Каменске-Уральском. Качество продукции, выпускаемой нашими предприятиями очень высокое - думаю, что мы обеспечили себе прочные позиции на многие годы вперед.

Модернизация производства и внедрение новых технологий постоянно находятся в фокусе внимания: все, что сделано в этой области - результат труда большого и сплочённого коллектива, объединённых одной целью – выйти в мировые лидеры.

Для реализации крупных проектов, таких, как новый прокатный комплекс, который сегодня строится на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ), мы привлекаем специалистов. В частности, над проектом по созданию нового прокатного комплекса мы работаем вместе с Магнитогорским институтом «Гипромез». Грамотно сформулированное специалистами КУМЗа техническое задание позволило специалистам института спроектировать современный прокатный комплекс, не имеющий аналогов в мире. Это завтрашний день мировой промышленности. Агрегаты, которые будут применены в новом комплексе, спроектированы и изготовлены также по заданию наших специалистов и изготавливаются в единственном экземпляре.

«Хочешь жить - умей вертеться»

В 60-е годы электролизёры, установленные на Иркутском, Братском, Красноярском алюминиевых не имели аналогов. Это были самые мощные электролизёры в мире. В 80-е годы алюминиевая промышленность СССР стали отставать, наше оборудование устарело, движение вперёд замедлилось, а потом и вовсе остановилось. Вместе с приватизацией российскую промышленность настиг кризис. Военно-промышленный комплекс был исключен властью из списка приоритетных направлений, и очень многие предприятия, связанные с ВПК, буквально рухнули. Ситуация очень негативно отразилась и на Каменск-Уральском металлургическом заводе, который со дня своего основания являлся базовым предприятием для развития авиационных материалов и был ориентирован на авиационную промышленность. В первой половине 90-х годов производство сократилось почти в 10 раз. У нас был выбор, два пути. Первый путь — превратить КУМЗ в мелкосерийную промышленную мастерскую с небольшим количеством людей. А можно было строить планы и ориентироваться на развитие КУМЗа как предприятия мирового уровня. Мы выбрали второй вариант.

Чтобы сохранить предприятие, нужно было искать новых потребителей, взамен старых, наработанных годами связей, изменять номенклатуру выпускаемой продукции, работать над повышением качества. Необходимо было выходить на мировой рынок, т.к. внутреннее потребление резко снизилось. Заработал принцип: «хочешь жить — умей вертеться».

Огромная нагрузка легла на плечи коммерсантов. Они очень много времени уделяли поиску новых клиентов, под которых мы подстраивали производство, искали любого, кому можно было продать полуфабрикаты из алюминия. Произошла переориентация с глобального потребителя на потребителя более розничного, того, который мог дать работу простаивающему оборудованию. Это позволило нам сохранить и завод, и кадры, хотя эффективность производства снизилась.

Однако отказывать потребителю было бы неправильно. Возьмите нашу авиацию, которая выпускала в год 150 шт., только гражданских, самолетов, а сегодня выпускает 30-40 самолетов. Естественно, что потребление продукции КУМЗа для самолётостроения также сильно уменьшилось. Мы могли сказать, что такое мелкое производство нам не выгодно, прекратить выпускать эту продукцию. Но где тогда самолетостроители будут её брать, когда авиастроение начнёт подниматься? А в том, что оно начнёт подниматься, у нас сомнений не было и сейчас это подтверждается – количество заказов от них растёт.

Движение - это жизнь

Если мы хотим работать и зарабатывать - мы должны вкладывать деньги в развитие производства. Мы хотим занимать хорошие позиции в мире - значит, мы должны двигаться в мир, работать и на внешнего потребителя, в том числе. Я бы сказал, что мир более косный, но российское предпринимательство - гибкое, и это позволяет ему развивать бизнес, не оглядываясь ни на кого.

Безусловно, существует множество трудностей - таможенные барьеры, различные политические ситуации, влияние которых сказывается на деловом сообществе. Но это риски. Мы знаем о них, мы можем их оценить, придумать, что можно сделать, чтобы снизить их, минимизировать или вовсе избежать. Это заставляет нас постоянно работать головой и разрабатывать планы по развитию своего дела. Если не думать наперед, не анализировать, - остановка и стагнация неизбежны. Недаром говорят: движение — это жизнь, остановка — это смерть. И российский предприниматель, прежде всего, движется. В этом его огромное преимущество.

Безусловно, нам есть чему поучиться и у западных коллег, например - организации производственного процесса, организации отношений. Однако если говорить о технологической составляющей, мы должны не догонять, а галопом бежать вперёд. Если мы станем копировать технологии из-за рубежа, мы всегда будем плестись в хвосте. Мы всегда будем проигрывать во времени. О конкуренции тоже забывать нельзя. Да, она может быть честной, она может быть нечестной. Но она заставляет двигаться.

Не переступать черту

За все время работы в бизнесе и я, и мои друзья всегда придерживались правила – действовать так, чтобы не переступать закон. В каждом законе есть грань. Важно пройти по этой грани, но не пересечь ее, и тогда вы еще обладаете возможностью для защиты своих интересов. Если вы существенно отклонились от условной черты - то наносите ущерб, прежде всего, своему бизнесу.

К слову о коррупции: взятка рождается не только из-за пробелов в законодательстве. Есть люди, которые обладая властью хотят много получать, но мало работать, ни за что не отвечая, и есть люди, которые не хотят работать честно, задача которых урвать сейчас и много, без оглядки на будущее. Они находят друг друга. Расплачивается за этот союз – Общество, налогоплательщики, честные люди.

Важнее, все-таки, люди

На Западе процесс реализации обязательств социальной ответственности основан на сухом реализме. Отношения между государством и бизнесом строятся по принципу: "я заработал прибыль, отчислил сумму на налоги. Дальше - ваше дело!" Можно и нам рассуждать также. Заплатил заработную плату сотруднику, а дальше – пусть живет, как хочет. Но мы воспитаны еще в советское время - нам важнее, все-таки, люди.

Надеюсь, никто не будет спорить, что производительность труда в России очень низкая, соответственно, и заработная плата низкая. В металлургии уж точно. Можно ли её повысить? Можно, конечно! Для этого надо уволить людей. Но если мы сократим эти 1000-2000 человек, они окажутся на улице, без работы, без средств к существованию. Что для них создано, что предложено нового, куда они пойдут работать? Неизвестно. Поэтому когда проводятся сокращения, то необходимо думать, как снизить социальную напряжённость в городе, вызванную этим мероприятием. Необходимы слаженные действия власти и бизнеса. Власть обязана создавать условия для развития бизнеса, неважно какого малого, среднего или крупного, человек должен иметь работу и возможность ЗАРАБАТЫВАТЬ деньги.

В сфере металлургии большинство предприятий градообразующие. И здесь особенно нельзя забывать о социальном партнерстве, о взаимной ответственности, о взаимной помощи города и государства, предпринимателей, завода. Это на самом деле так. Человек работает на предприятии 8 часов. Остальные 16 часов он ест, пьет, спит, ходит вкино или на спортивные соревнования. Если ему некуда пойти, если в городе ничего интересного нет, он деградирует морально. Как следствие - человек плохо работает. Поэтому в наших интересах помогать городу, разнообразить досуг жителей, создавать условия, благоприятные для отдыха в течение этих 16 часов.

Мы выделяем средства из прибыли завода на ремонт школ, и это нормально - там же учатся наши дети! Дети работников завода отдыхают в летних лагерях по путёвкам, которые частично оплачиваются из прибыли завода. Талантливые дети, занимающиеся танцами, пением выезжают с гастролями в другие города, где демонстрируют свои таланты нашим партнерам и не только в России, но и за рубежом. Расходы на эти поездки мы тоже оплачиваем из прибыли завода. Как видите – все социальные расходы связаны с прибылью, прибыль связана с моральным климатом в коллективе, с социальной обстановкой в городе. Всё взаимосвязано. Мы не можем оторвать себя от государства, заявить, что занимаемся только бизнесом, и остальное нас не волнует.

Правила игры

То, как ощущает себя предприниматель в России, конечно же, поменялось за последние два десятилетия. На мой взгляд, сегодня бизнесмен чувствует себя достаточно спокойно и уверенно. Раньше для решения тех или иных ключевых вопросов назначались "стрелки": встретились-постреляли, и решили, кому отойдет предприятие. Сегодня вопросы решаются более цивилизованно в нормальном суде, по российским законам, а не по понятиям. Обратите внимание - количество судебных процессов по взаимным претензиям растет. Значит люди больше опираются на закон, чем на понятия.

Самое главное для развития - это стабильность. Здесь я всегда привожу в пример футбол. Почему это любимая игра миллионов людей? Да потому что правила игры практически не изменились на протяжении всего времени существования футбола. Игроки совершенствуют себя в рамках этих правил. Делают игру более красивой, более техничной, более зрелищной. В бизнесе должно быть то же самое. Правила ведения бизнеса должны сохранятся на протяжении долгих лет.

Ситуация 90-х в этом смысле является отрицательным примером: тогда, скажем, налоговая политика, трактовка тех или иных положений менялись изо дня в день. Но промышленное предприятие – это, считайте, многотонное изделие. Чтобы сдвинуть его с места, нужно приложить усилие. Если мы сдвинули большой завод, привели его деятельность в соответствие с законом, дальше он должен иметь возможность развиваться по инерции. И в одночасье поменять направление его развития очень тяжело. Конечно, мелкому бизнесу несколько легче, чем крупному, но у него и меньше возможностей. Таким образом, главное для успешного развития бизнеса – законы длительного действия. Это основное. России в этом смысле, есть еще много над чем работать.

В правительстве такие же люди

Власть - это власть, а бизнес - это бизнес. Бизнесмен - человек, которому близок учет взаимных интересов, здесь большую роль играет компромисс. Власть же - это колоссальная ответственность, возложенная на людей, избранных управлять страной. Они обязаны учитывать интересы всех граждан в пределах данного государства, обеспечить лучшее «завтра». Власть для этого избирают. Если она будет входить в положение то одного, то другого, менять условия, то это ближе к понятию коррупции.

Проблем структурного характера сегодня немало. Промышленность развивается менее успешно, чем могла бы. Но необходимо помнить, что бизнес в значительной мере подвержен влиянию политики. Посмотрите, какую территорию мы занимали раньше, в советский период, и какую занимаем сегодня. Посмотрите, в каких климатических условиях мы живем. Какие расстояния нам необходимо преодолевать, чтобы добраться из одного уголка России в другой.

Это всё необходимо учитывать при разработке планов развития той или иной отрасли, той или иной территории. Хотя эти понятия также связаны между собой. Кроме того, если кто-то скажет, что весь мир приветствует и поддерживает развитие России, то он глубоко заблуждается. Сильная Россия никому не нужна. У нас с удовольствием покупают первичный алюминий, оставляя на долю России все вредные примеси, в том числе и с фтористые выбросы и с огромным нежеланием покупают продукцию более высокого передела с большей добавленной стоимостью. И это задача Правительства разработать такую стратегию развития страны, которая могла бы превратить России в процветающее, передовое государство в мире. А задача бизнеса реализовать эту стратегию. Мы вместе должны создать мощное государство, занимающее доминирующую позицию в мире.

От созидания к управлению

Те бизнесмены, чьи фамилии сегодня у всех на слуху, - это люди, которые создавали свое дело в далекие 90-е, вложив в него много сил. Нынешние ведущие предприниматели достаточно скромно жили в первые 10-15 лет. Это сейчас, создав прочный фундамент, они могут позволить себе пожинать плоды своего труда.

Люди, пришедшие в бизнес в 2000-е годы, отличаются, прежде всего, иным образованием. Они получили знания на более высоком теоретическом уровне, у них есть голова, которую можно продать. Если в период приватизации большинство людей хотело иметь свой бизнес, то сейчас таких людей значительно меньше. Сегодня есть возможность жить хорошо, не имея собственного дела. Если человек – квалифицированный специалист, неважно кто он, менеджер или рабочий, то его зарплата достигает значительных размеров. Такие люди сегодня действительно нужны, ведь мы живем не в замкнутом мире, а, наоборот, в мире без границ. Взаимодействуем с иностранными контрагентами, научными центрами, и понимаем, как они у себя строят экономику, развивают промышленность. Для такого общения и взаимодействия у человека должен быть широкий кругозор.

У этой медали есть и обратная сторона: на сегодняшний день мы испытываем дефицит не в управленцах, а в инженерах, в специалистах узкого профиля. Это серьезное упущение, наша беда. В 90-е годы практически все молодые люди хотели быть финансистами или юристами, и отечественные высшие школы выпускали в основном юристов и финансистов. В конце 90-х — начале 2000-х особенно популярным стало МБА образование, из которого выходили люди, понимавшие принцип взаимодействия между предприятиями, типами предпринимательства, принцип работы фондовых, товарно-сырьевых, финансовых бирж, умевшие хорошо выстраивать логические цепочки. Но категория людей, занимающихся непосредственно производством, выпала.

Когда я учился в институте, три года подряд каждое лето я работал рабочим, прошёл все этапы технологического процесса. Это дало мне настоящее понимание производства. Современное преподавание ведется на теоретическом уровне, в большинстве случаев этот процесс формален, поэтому на производство приходят недостаточно подготовленные специалисты. А ведь работа инженера-производственника очень сильно отличается от работы управляющего. Прежде всего, производственник, какую бы он ступень не занимал, имеет конкретные производственные задания, выраженные в тоннах, кубометрах, километрах и т.д., его деятельность на виду и у рабочих, которыми он руководит, и у начальников, которые над ним, он обязан решать возникающие проблемы и правильно организовывать труд своих подчинённых. Работа же начинающего менеджера невидна, ему не нужно принимать решений, ему некем руководить, не нужно улаживать возникающие конфликты. Может быть, это одна из причин, почему все хотят быть управляющими и не хотят быть руководителями рабочих коллективов? Ответственность? Мы стараемся внести вклад в улучшение ситуации: заключили договор с техникумами и Уральским госуниверситетом о подготовке специалистов необходимого нам профиля. Студенты проходят практику на наших предприятиях. Мы выстраиваем диалог с образовательным сообществом, озвучиваем ему, каких специалистов хотели бы видеть, и они имеют возможность скорректировать учебный процесс.

Большой компании - жесткая рука

И собственнику, и управляющему бизнесом нужна команда специалистов. Что касается стиля руководства, то это вопрос масштабов. Чем больше компания, тем выше запрос на диктаторский стиль руководства: «высоко сижу – далеко гляжу», но не до всего могу дотянуться. Если компания небольшая, то руководитель может позволить себе выступать как глава группы единомышленников. Часто приходится принимать жесткие, непопулярные решения, но которые должны быть обязательно выполнены.

Для ведения бизнеса могут оказаться важными самые разные навыки. Если человек занимается производством, то ему, наверное, необязательно знать много языков. Главное - создать вокруг себя команду, заряженную на выполнение той или иной задачи, на повышение эффективности ремонта, на продолжительность работы оборудования, снижение его простоев, снижение затрат. Если же сотрудник занимается, скажем, коммерческой деятельностью, например, реализацией продукции или техническим развитием завода, здесь скорее важно знание языков, харизма и коммуникабельность.

Воспитать молодых

Я работаю в алюминиевой промышленности с тех пор, как окончил Иркутский политехнический институт. Прошел путь от рабочего до заместителя директора завода. Был первым вице-президентом крупной вертикально-интегрированной компании, СУАЛ, которая включала в себя несколько производственных структур, от рудника до производства фольги. В сферу моей ответственности входила организация производства и взаимодействия структурных подразделений. Сейчас я нахожусь на другой позиции, где отвечаю не просто за производство, а за бизнес.

Моя задача сегодня - это правильное определение стратегии развития наших предприятий, в организации людей на выполнение этой стратегии. Для меня очень важно передать имеющийся опыт молодым руководителям. Когда человек занимает высокий пост, тонкости специальности отходят на второй план. Но необходимость выстраивания путей продвижения технологического процесса по всей цепочке внутри структурных подразделений, эффективная координация их деятельности никуда не делась. И это достаточно тяжелый процесс. В воспитании молодых руководителей, которые могли бы успешно действовать и после того, как я уйду, - вот в чем я вижу свою основную задачу сегодня. Ведь хороший руководительне тот, который сутками торчит на вверенном ему предприятии, а тот, отсутствие которого никто не замечает, потому что он организовал прекрасно работающее производство, где не может быть сбоев. В этом я вижу талант руководителя. Этому необходимо учить и учиться.

Единственное, что должно быть, это Родина

В бизнесе нет друзей. В бизнесе есть партнеры. Но у бизнесмена, как и у всякого нормального человека, есть друзья. Другэто тот, за кого ты в огонь и в воду. Между друзьями не должны стоять деньги.

Я не думаю, что представители современного бизнеса, как в России, так и за рубежом, готовы друг за друга рисковать. Корректнее было бы говорить о предпринимательском партнерстве на протяжении определенного временного отрезка. Совпали интересы - можно объединиться, достичь цели и разойтись. Поэтому говорить о том, что бизнес-сообщество являет собой монолит, я бы не стал. Более того, ситуация «бизнес как монолит» - неверна и противоестественна, потому что бизнесом движет, прежде всего, конкуренция. Это справедливо для любого государства. Единственное, что должно быть, я считаю, - это Родина. Вот она должна быть для всех одна. Если не будет развиваться Россия, что нам делать со своим бизнесом, на что его направить? Мы все взаимосвязаны, но мы разные. У нас одна основа. Это Россия. Те, для кого это неважно, давно уже живут за границей.

Бизнес расширяет кругозор.

Предпринимательская деятельность в значительной степени расширяет кругозор. Благодаря деловому опыту я стал больше понимать природу взаимовлияния тех или иных процессов, их скрытую взаимосвязь, которая существует везде. В жизни ведь как у фантастов: убил бабочку сегодня – и через 634 года обрушилась ядерная война.

Нельзя отрицать, что предпринимательская среда меняет человека: изменяется его внутреннее состояние, отношение к окружающим. Это большое напряжение, которое одни, благодаря внутреннему стержню, выдерживают, а другие – нет. В период создания СУАЛа, в 1994-1998 гг. я приезжал на работу в 7 часов утра, и возвращался в 2 часа ночи. На семью практически не оставалось времени. Вместе с тем, я всегда считал недопустимым, чтобы рабочие проблемы сказывались на общении с близкими. Приходилось зажиматься, прятать напряжение в себе, чтобы окружающие не страдали от моего настроения.

По мере развития бизнеса, с течением времени, меняются и ценности. В самом начале хотелось достичь, прежде всего, материальных благ, ведь для человека, который занимается бизнесом, первичная мотивацияразвитие дела. Позднее приходит понимание того, что далеко не все может измеряться деньгами. Не менее важен статус, восприятие окружающими тебя и как руководителя, и как человека. Наконец, существует множество других сфер – культура, искусство, - жизнь не ограничивается и не должна ограничиваться предпринимательством. Но это понимание приходит со временем.

Успех - это когда в семье все хорошо

Для меня успехэто когда в семье все хорошо. Все мы в сущности хотим одного и того же: чтобы то, о чем мы мечтали - осуществилось, хотим создать семью, вырастить детей, иметь возможность свою семью обеспечить. Хотим иметь любимое дело, профессию, в которой мы специалисты. Хотим, чтобы между работой и семьёй была гармония.

Важно и то, что ты сам собой представляешь, развиваешься ли, трудишься ли. Кто ты для своей страны и что ты для нее сделал. Это для меня, как и для любого человека, занимающегося бизнесом, играет большую роль.

Подготовила Дарья Хенкина

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Эта страна, расположенная на северо-западе Южной Америки, славится божественными орхидеями, которые поставляются во многие уголки планеты. Но она известна и тем, что на протяжении длительного времени в стране шла кровавая гражданская война, унесшая жизни миллионов людей. Тем не менее, сохранилась приверженность демократическим институтам. В этом ее специфика.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net