Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

23.12.2005

ЛЕОНИД ТАВРОВСКИЙ, ПРЕЗИДЕНТ ГРУППЫ КОМПАНИЙ "ГРАНД": "СТАБИЛЬНОСТЬ - ЭТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ В БИЗНЕСЕ"

…Я пришел в предпринимательство из науки, как и многие из моих друзей и коллег- преподавателей высших учебных заведений. Будучи людьми активными, мы с началом перестройки вынуждены были искать себе применение и, естественно, нашли его в бизнесе. А куда еще было идти? В конце 80-х начали заниматься издательской деятельностью: выпускали первую в Союзе деловую газету на английском языке Financial Business News, ориентированную на западных инвесторов. Постепенно накопилась база для развития собственных проектов в самых различных областях - от организации выставок до производства шоколада. Перепробовано было многое, накопился опыт. Со временем перешли к более серьезным и долгосрочным проектам на базе собственного производства. Вот так постепенно, поступательно и развивались.

- Какие наиболее значимые изменения произошли в последние годы?

- Сегодня я возглавляю большое и важное направление в развитии России - программу 'Россия против контрафакта'. Для ее реализации было создано специальное некоммерческое партнерство, 'Национальный проект', которым я и руковожу. Это занимает у меня сегодня основное время. Программа направлена на решение очень важных проблем нашей страны: защиты населения от фальсификации и контрафакта и несомненно связанной с этим задачей оздоровления бизнес-среды, то есть отношений между производителями и потребителями. Между этими группами любого общества всегда существует определенный конфликт. Нормализовать эти отношения, сделать наш бизнес социально направленным - это одна из задач, в том числе и нашей программы. Она включает несколько проектов, один из них - 'Марка года'. Этот проект направлен на то, чтобы в России, наконец, перестали разглагольствовать по поводу вреда от контрафакта и фальсификации и начали систематически с ним бороться. Вы знаете, что Россия сегодня в гигантских масштабах заполнена контрафактом: она его и производит, и потребляет. К сожалению, это неизбежный период в процессе перехода страны от госрегулирования к свободной конкуренции рынка: образовался слишком большой разрыв в финансовых возможностях разных слоев общества. И как бы мы ни кричали об элементарной опасности для жизни людей и экономическом вреде подделок, сколько бы ни показывали по телевизору, как бульдозер давит пиратские диски, пока реальный доход населения будет такой как сегодня, контрафакт будет неизбежен. При этом наносится ущерб не только государству и здоровью населения, но и добросовестным производителям. Вот мы и пытаемся сделать первые реальные шаги в решении этой очень сложной проблемы.

- Что нового с точки зрения развития собственного бизнеса?

- У нас есть большой инвестиционный проект: строим нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Мы уже запустили первую очередь - вышли на 120 тысяч тонн переработки, планируем через год выйти на уровень 500 тысяч тонн, а к 2008 году - полтора миллиона. Это очень серьезный проект, требующий большого внимания всех подразделений нашей компании.

- Вы как руководитель большой компании с большим стажем ощущаете какие-то перемены в условиях существования бизнеса?

- Бизнесом всегда и интересно, и трудно заниматься. Сложности создает обилие чиновников. Сегодня очень сильна бюрократия, и это мешает жить: нам по нашему проекту, например, приходится по нескольку месяцев согласовывать каждый шаг. Ценное время, которое можно было бы использовать на решение практических задач, уходит на борьбу с бюрократическими препонами. Тем не менее, мы не собираемся сдаваться и продолжаем активно работать, в том числе и бороться с определенными огрехами нашего законодательства, используя потенциал различных общественных организаций. В частности, с РСПП, 'Опорой России' и Российским союзом потребителей, которые все настойчивее ставят задачи перед законодательными и исполнительными институтами по совершенствованию правовой базы предпринимательства в нашей стране. Так что бизнес развивается поступательно. Конечно, хотелось бы быстрее, но, как говорится, тише едешь - дальше будешь.

- Как вы оцениваете себя в качестве предпринимателя?

- Я в бизнесе уже больше пятнадцати лет, и думаю, что как бизнесмен - состоялся. Я не чувствую себя некомфортно от того, что ушел из науки и пришел в бизнес.

- Вы не жалеете, что ушли из науки?

- Тут нет повода о чем-то жалеть. У нас много проектов, связанных с научной деятельностью. В нашей работе очень много креатива. Мы ведем научно-практические программы по созданию новых лекарственных препаратов и технологии их производства. В 2006 году выходим на производство нового препарата, связанного с онкологией. Ведем серьезные изыскания в сфере телекоммуникаций. То есть наука остается, она никуда не девалась. Тем более что большинство членов руководства отделений нашей компании - это бывшие научные сотрудники.

- Многие компании в процессе развития переживают болезненные перестройки структуры руководства, развал первоначальных команд и кадровые потери. Как складывается ситуация у вас?

- У нас ничего подобного не было. Конечно, от нас уходили сотрудники, но уходили либо с повышением статуса, либо создавая собственные бизнесы, как бы 'отпочковываясь' от 'Гранда'. Например, бывший руководитель наш дирекции по АЗС сегодня возглавляет Московскую топливную компанию. Так что люди растут, выдвигаются, и для нас есть скорее повод порадоваться за них.

Если же взять костяк 'Гранда', то он мало изменился. Он только пополняется новыми людьми. Кстати, в исполнительной дирекции компании сегодня работает много бывших моих студентов, аспирантов и даже докторантов. Так что все развивается правильно и закономерно.

- А ваш собственный стиль руководства как-то изменился за эти годы? Ведь замечено, и этого не отрицают сами бизнесмены, что занятие предпринимательством нередко делает человека более авторитарным, жестким?

- Я думаю, что не изменился. Хотя со стороны должно быть виднее.

А технологически наш стиль управления, конечно, не может стоять на месте. Например, уже несколько лет как у нас создана и функционирует достаточно надежная АСУ. Так что и здесь есть поступательное движение. Может быть, не такое быстрое, как у крупнейших компаний, но мы такими вряд ли станем. Мы нашли свою нишу, ее поступательно развиваем. Кроме того, создаем большое количество рабочих мест через малый бизнес, и с этой точки зрения цели и задачи, продекларированные в Уставе группы компаний 'Гранд', полностью выполняем.

Как ни странно, сегодня мы значительно больше стали заниматься общественно значимой деятельностью, и в плане работы компании стало больше социально значимых проектов.

- Это то, что называют социальной ответственностью бизнеса?

- Да. Должен сказать, что для меня этот мотив всегда звучал актуально. По моему глубокому убеждению, в нормальном государстве не могут жить два соседа, из которых один живет значительно лучше другого. Почему живут спокойно такие страны, как Дания, Швеция и другие? Потому что система налогообложения выровняла статус этих людей. А когда есть очень богатые и очень бедные люди и нет среднего класса - это государство нездоровое.

- А насколько сам бизнес заинтересован в исправлении сложившегося положения? Каково, на ваш взгляд, состояние бизнес-сообщества?

- Сегодня мы наблюдаем столкновения большого и малого бизнеса. Объективно говоря, это нормальный процесс. Но я убежден, что чем быстрее малый бизнес займет определенную нишу, освоится и укрепится в ней, тем это будет полезнее для общества. В любом социально здоровом государстве малый бизнес занимает достойное место. У нас, к сожалению, этого не наблюдается. У нас этот бизнес не задействован в ключевых государственных программах развития. Возьмите задачу удвоения ВВП: там малого бизнеса практически нет.

- Как вы считаете, это просчет или политика?

- Нельзя за десять-пятнадцать лет, сделав пусть и бескровную, но фактически революцию, перейти от социалистических отношений к капиталистическим. Это нереально. Но в этом и заключается диалектика нашего движения, и мы к этому придем. Как бы мы ни относились к классикам марксизма-ленинизма, мы не можем отрицать их правоту относительно неизбежности и необходимости периода первоначального накопления капитала. А это идет от крупного бизнеса. Постепенно и очень медленно он начинает создавать питательную среду для мелкого бизнеса, перераспределяя экономические ресурсы и задействуя их не только в своих интересах, но и в интересах общества. У нас это тоже будет. Конечно, хотелось бы сразу 'все и всем', но так не бывает. И здесь, на мой взгляд, большое значение имеет соответствующая законодательная база.

- А вы видите здесь серьезные пробелы?

- Конечно. У нас совершенно не разработана законодательная база по общественным, саморегулируемым организациям. Это необходимо сегодня как воздух. В реализации программы 'Россия против контрафакта' мы сталкиваемся с этой проблемой постоянно, и я вижу, насколько это важно, особенно для регионов. И чем дальше, тем острее будет эта проблема. Ведь почему у нас контрафакт в таком объеме? Потому что наша юридическая база допускает лазейки. А для того чтобы поставить здесь преграды, даже при отсутствии такой базы, необходимы союзы, которые не допустили бы подобного положения дел. Если в городе есть, например, гильдии булочников или молочников, то они обязательно проследят, чтобы в магазины не поступали товары, которые будут демпинговой ценой убивать местных производителей. Они будут требовать, чтобы у всех были равные условия. Поэтому они и создают системы добровольной сертификации и подписывают соглашения с торговыми сетями о том, что без их ведома, то есть без сертификата союза, не может быть принят товар, который не проверен ими на отсутствие контрафакта. Ведь именно контрафакт позволяет, не заплатив государству налогов, не соблюдая технологических норм и т.п., получить низкую себестоимость и демпинговать на рынке. Поэтому сегодня, когда фактически нет наделенных соответствующими юридическими полномочиями проверяющих структур, можно произвести продукцию самого низкого качества или подделку и отправить ее в магазин. Общественные саморегулируемые организации, те же гильдии, для того и нужны, чтобы защитить интересы и добросовестного производителя, и потребителя.

- Как вы оцениваете усилия государства в данном направлении: это только декларации о намерениях или все же что-то реальное?

- Сейчас так складывается, что государство волей-неволей вынуждено заниматься этой проблемой, коли оно говорит, что мы собираемся вступать в ВТО. Но кто нас пустит туда, когда у нас столько контрафакта? Это же чистой воды профанация. Если в Европе контрафактная продукция официально не превышает 4,5 - 5 процентов, то у нас по ряду даже основных потребительских товаров - свыше пятидесяти! Кто в ЕС пустит наш товар на свои прилавки? Вот поэтому, пока проблема не будет решена или хотя бы не начнет решаться, нам не позволят вступить в ВТО. Правительство это отлично понимает, и сегодня мы, действительно, в реализации Программы получаем большую государственную поддержку.

- Давайте вернемся к нашим внутренним делам. По вашим наблюдениям, как изменились условия вхождения в бизнес по сравнению с периодом, когда вы начинали свою предпринимательскую деятельность?

- Как мне кажется, сейчас войти в бизнес стало одновременно и легче, и труднее. Труднее, потому что большинство бизнес-ниш уже заняты, и в них очень сильна конкуренция. Чтобы войти в сегодняшний рынок, нужно какое-то ноу-хау, а оно есть далеко не у всякого. Не каждый может найти и что-то такое, что позволит быть в плане качества продукции или его цены лучше конкурента, выпускающего аналогичную продукцию. И вообще, стало значительно сложнее находить эти ниши. Когда мы начинали свой бизнес в конце 80-х или в 90-е годы, пустых бизнес-ниш было полно. Чем бы ты ни занимался, везде и все было ноу-хау.

Но, с другой стороны, стало намного легче, потому что появилась банковская система, развилось кредитование. Кроме того, сегодня в бизнес приходят подготовленные люди. Приходит очень сильная молодежь, экономически грамотная. Раньше это в подавляющем большинстве были люди, у которых был опыт в основном в теневой экономике, бывшие фарцовщики, - а какой и где еще тогда можно было получить опыт и знания в бизнесе? Теперь приходят молодые люди с университетским образованием, имеющие представление и о маркетинге, и о сегментации рынка, и о сетевой политике. То есть приходят ребята, которые понимают, что и как они должны делать, и делают это, как правило, очень грамотно.

- Означает ли это, что с точки зрения личных судеб новое поколение может быть более успешным?

- Они должны быть более успешными, это диалектика жизни. У нового поколения уже есть возможность в получении современного образования. У нас резко изменилось отношение к правовой основе функционирования бизнеса. А главное - сама Россия, несомненно, будет поднимать свой мировой статус и авторитет великой державы. Не забывайте: мы - богатейшее государство, и главное - великолепный 'человеческий фактор'. Зайдите в самые престижные западные компании - выходцы из России занимают там не последние места. Так что у нашей молодежи великолепные перспективы.

- Кстати, о Западе: есть принципиальные различия между западными и российскими предпринимателями?

- Конечно. Во-первых, совершенно разный менталитет, разная культура. Во-вторых, разный образовательный уровень. Если сравнивать школы подготовки кадров для бизнеса, то они всегда резко различались. Работая более тридцати лет до прихода в бизнес в советской высшей школе, я постоянно делал акцент на необходимости углубления специализации студентов. Оценивая это с позиций сегодняшнего дня, вижу - был не прав: советская система была ориентирована на то, чтобы дать широкие знания будущим специалистам. Это развивало кругозор и давало возможности очень быстро закрепиться в любом бизнесе. То есть имел место некий универсализм в подготовке кадров. Хотя в специализированных направлениях деятельности нужна именно западная, углубленная система образования. И если сейчас сравнивать высшие школы, то заметно сближение. Что-то они взяли у нас, много мы взяли у них. Но главное различие - кругозор выпускника российского ВУЗа остается несопоставимо шире.

- Сказалось ли это на уровне деловой культуры? Здесь тоже можно говорить о сближении?

- Конечно, сказалось. Раньше мы на переговоры не приходили без переводчика. Сегодня же все свободно владеют английским языком, особенно молодежь. Он для них стал почти родным. Это сняло многие проблемы. А я помню, в начале 90-х годов, когда мы только начинали заниматься бизнесом, наша издательская компания 'Имидж' выпустила двуязычный четырехтомник 'Контрактное право'. Там были собраны и систематизированы все виды договоров, принятых на Западе. И начинающие бизнесмены составляли контракты по нашей методике, и арбитражные суды пользовались нашими документами. Сегодня уровень деловой культуры намного выше, а вся деловая документация есть в Интернете

- Может быть, и от этого тоже стало легче заниматься бизнесом?

- Конечно, намного легче. Я помню, как сам составлял первый контракт, переводя с немецкого или английского, трансформируя его содержание и структуру под нашу законодательную основу. По сути, приходилось 'изобретать велосипед', и на это уходило очень много времени. А сейчас любой контракт без труда может составить начинающий клерк.

- А изменилось ли при этом отношение к вам со стороны западных коллег?

- Конечно. Резко изменилось в позитивную сторону. Не только ко мне, ко всем российским бизнесменам. Например, вы знаете, что огромное влияние на бизнес 90-х годов имел криминал. Естественно, это не могло не сказываться на отношении к нам со стороны зарубежных партнеров. Определенным силам было выгодно раздувать эту тему, убеждать общественность, что Россия криминальными путями захватывает не только свою, но и западную экономику. Сегодня такой пропаганды нет, более того: в западных СМИ все чаще показывают положительный образ российского бизнеса. Вы знаете, что сегодня очень много российских бизнесменов успешно работают в крупнейших западных компаниях. Мой сын, например, сегодня является исполнительны директором в известной финансовой компании Morgan Stаnley Ltd.

- Он пошел по вашим стопам - я имею в виду занятие бизнесом?

- Да. У него соответствующее образование, он нашел себя в банковском бизнесе и успешно в нем продвигается. Более того, если сегодня посмотреть на руководителей многих крупнейших западных компаний, оперирующих на территории России, то вы увидите, что это наши соотечественники. Их ценят, им доверяют, потому что это грамотные специалисты с хорошими мозгами, которые умеют высокопрофессионально вести бизнес.

- Как вам видятся состояние и перспективы диалога бизнеса и государства?

- Сегодня он ведется очень интенсивно. Идет активная выработка совместных решений. Например, по работе в 'Опоре России' могу сказать: только в последнем месяце у нас были очень продуктивные встречи за 'круглым столом' с Генеральным прокурором В.В.Устиновым и с министром финансов А.Л Кудриным. Сегодня все ветви власти, несомненно, и это естественно, стремятся найти поддержку в бизнес-сообществе. В этом плане отношения бизнеса и власти очевидно улучшаются, вернее сказать, становятся более конструктивными.

- А известные процессы, связанные с крупными компаниями, типа 'дела ЮКОСа', имели какой-то резонанс в ваших отношениях с западными партнерами?

- По правде сказать, на наших отношениях с партнерами - а у нас их немало - это никак не отразилось. Как бы то ни было, но всем понятно, что заработать за десять лет миллиарды невозможно. Другое дело, что очень многие, если не подавляющее большинство российских компаний, естественно, нарушали определенные законы. Но тогда все законы были такими. Тут, на мой взгляд, важнее другой момент: должна быть социальная ответственность. Наворовал - так хоть вложи эти деньги в родную российскую экономику, верни их обществу: создай новые рабочие места, увеличь социальную помощь региону и т.п.

- А на настроениях в предпринимательской среде это отразилось? Ведь если исходить из того, что практически у каждого есть свой скелет в шкафу, то…

- Естественно есть. И у меня есть. Все зависит от характера самого бизнесмена и от степени осознания им своей социальной ответственности. У меня, например, настроение не испортилось. Хотелось бы о другом. Сегодня наш президент, решая 'газовую проблему' с Украиной, наконец-то стал защищать интересы российской экономики. Дай Бог, чтобы так же было и в отношениях со всеми другими странами, в первую очередь, с нашими ближайшими соседями. И здесь не надо смешивать экономику и политику, в бизнесе как нигде должен действовать принцип 'дружба дружбой, а денежки врозь'. Такой подход к защите интересов России, несомненно, поднимает настроение российских бизнесменов.

- Что такое успех в бизнесе, с вашей точки зрения?

- Вы знаете, я сижу в этом офисе с 89-го года, хотя у нас есть и другие здания и помещения в Москве, более современные и презентабельные. Я считаю своим успехом в бизнесе то, что за семнадцать лет я не поменял ни своего кабинета, ни одного номера телефона.

- То есть стабильность?

- Да. Стабильность - это самое лучшее, что может быть в бизнесе.

- А отношение к деньгам изменилось?

- Для меня деньги никогда не были самоцелью. Я и при советской власти был достаточно обеспеченным человеком: стараниями советского руководства профессорско-преподавательский состав высшей школы всегда был на голову лучше материально обеспечен, чем инженерно-технические работники. Придя в бизнес, я сначала даже волновался, смогу ли обеспечить семье прежний уровень. Сейчас такой неуверенности нет: я думаю, что достаточно твердо стою на ногах в своем бизнесе, следовательно, семья получает все, что необходимо для нормальной жизни.

- А вы могли бы уйти на государственную службу?

- Уже нет. Годы не те. Надо давать дорогу молодым. У них вся энергия.

- Вы реализуете этот принцип в собственной компании?

- Конечно. У нас почти все работающие - это молодежь. Самые старшие по возрасту - я и директор компании по материально-техническому обеспечению. Где-то 75 процентов сотрудников - молодые люди до 35 лет. Я это приветствую. Да и вообще люблю молодежь.

- Вам легко находить с ней общий язык?

- Легко, вообще не вижу никаких проблем, работаем совершенно нормально. Да я и сам стараюсь держать себя в 'спортивной форме', быть более активным, чем мне положено по возрасту.

- У вас есть какой-то принцип или лозунг, которым вы руководствуетесь в жизни?

- Когда-то я говорил своим студентам, что не согласен с одним из лозунгов, которому призывали следовать в социалистическом обществе. Помните слова Павки Корчагина о том, что 'жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы'? Они, на мой взгляд, неприемлемы для человека, потому что нельзя всю жизнь отдавать борьбе, тем более что тебе ее кто-то навязывает. Мне всегда были ближе лозунги не российской пионерии, а американских скаутов: жизнь надо прожить так, чтобы ничего не осталось. Вникнете, и вы согласитесь, что это намного ближе человеку. Надо прожить жизнь так, чтобы все попробовать, получить все, что тебе отпущено на земле.

СПРАВКА

Леонид Даниилович Тавровский - президент Группы компаний 'Гранд'. Родился в 1945 г. в Москве. Окончил Московский автомеханический институт, ВИПК руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации и повышения качества продукции, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР, World Distributed University Bruxelles.

Кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, действительный член-академик 9 российских и международных академий.

С 1991 г. возглавляет ГК 'Гранд'.

Член президиума Высшего Горного Совета РФ, руководитель комитета технического регулирования и сертификации Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства 'ОПОРА РОССИИ', член совета директоров Союза потребителей РФ, член Президиума Независимой организации 'Гражданское общество' и Совета попечителей национального фонда 'Общественное признание', председатель совета директоров некоммерческого партнерства 'Национальный проект'.

О компании

Группа компаний 'Гранд' создана в 1991 г. До 2000 г. действовала как Ассоциация социально-экономического, научного и делового сотрудничества 'ГРАНД' - одна из первых частных компаний на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов в Москве.

Основные сферы деятельности - нефтепереработка и оптовые поставки нефтепродуктов, тракторостроение, медицина, связь и сельское хозяйство. Является ведущим российским разработчиком программного обеспечения для строительных, подрядных, проектных организаций и служб заказчика.

В Группу компаний входят 'ГРАНД Инвест Банк', ОАО 'Нефтехимпрогресс', ЗАО 'Клявлинский нефтеперерабатывающий завод', ОРТ 'Нальчик', ЗАО 'Вета-Гранд', 'Грандтрактороресурс' и др. Всего ГК объединяет более 100 предприятий различного профиля.

В 2005 г. 'Гранд' стал одним из инициаторов и учредителей некоммерческого партнерства 'Национальный проект', провозгласившей своей основной задачей реализацию национальной программы 'Россия против контрафакта' и ее пилотного проекта 'Марка года'.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net