Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

22 июня в Сочи прошло годовое собрание акционеров компании «Роснефть». За два дня до этого исполнительный директор компании Игорь Сечин встретился с президентом России Владимиром Путиным: последний попросил вернуться к политике выплаты дивидендов в размере 50% от общей прибыли. Правда, просьба касалась 2017 года.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

11.09.2014 | Алексей Портанский

Европейские сюжеты Астаны

На днях министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов рассказал главам дипмиссий европейских государств, аккредитованных в Астане, о готовящемся к подписанию Соглашении о расширенном партнерстве между Казахстаном и ЕС. Как сообщила после состоявшейся встречи пресс-служба казахстанского МИДа, новое соглашение будет иметь всеобъемлющий характер и отражать существующее зрелое и равноправное партнерство между Казахстаном и ЕС, основанное не только на общих интересах, но и на общих ценностях, на взаимопонимании, взаимоуважении и взаимной выгоде. Оно должно стать прочной основой для вывода сотрудничества Казахстана со странами ЕС на более высокий уровень.

Казалось бы обычный для подобных случаев текст пресс-релиза внешнеполитического ведомства. Однако в нынешней непростой обстановке некоторые его фрагменты обретают довольно смелое звучание. Партнерство Казахстан – ЕС основывается, среди прочего, «на общих ценностях», сказано в сообщении. Что это такое, у нас теперь знают все, кто смотрит телевизор: именно в ценностном наборе мы в последние годы стали резко расходиться с Европой и Западом. Так, впрочем, было не всегда. В подписанном Россией 20 лет назад аналогичном документе с Евросоюзом – Соглашении о партнерстве и сотрудничестве - как раз в преамбуле говорилось, что все положения данного соглашения должны выполняться при условии соблюдения прав человека. Много воды утекло с тех пор. В наработках по новому документу – Соглашению о стратегическом партнерстве Россия – ЕС уже нет ссылок на универсальные ценности, что, надеюсь, не требует развернутых пояснений. Да и переговоры по нему фактически остановились еще три года назад.

Казахстан наш ближайший союзник во всех отношениях, партнер по Таможенному союзу (ТС), а с 1 января 2015 – по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Напомню, что интеграционная группировка Россия – Казахстан – Белоруссия создавалась среди прочего и для выстраивания в будущем единых отношений с внешним миром по крайней мере в торгово-экономической сфере. Пусть пока еще это не совсем удается, но если такая цель была заложена, то, как минимум, члены ТС/ЕАЭС, заключая в индивидуальном порядке долгосрочные соглашения с тем же Евросоюзом, должны исходить из своих общих базовых ценностей (если таковые есть). Уверен, что именно так мыслят в Москве. Но, как выясняется, время вносит свои поправки. Похоже, что разногласия между Москвой, Минском и Астаной по поводу украинского кризиса не проходят бесследно. И теперь уже Казахстан готов выстраивать отношения с Европой «на общих ценностях», каковых Россия с Европой, увы, практически уже не имеет.

По данным казахстанской стороны, на протяжении последних лет Евросоюз оставался ведущим торговым и инвестиционным партнером республики. В 2013 г. 53,7% всего внешнеторгового оборота страны пришлось на ЕС. Именно это и побуждает Астану создавать новую более совершенную и продвинутую базу для торгово-экономических отношений с ЕС. При этом особое значение придается развитию сотрудничества в сферах инноваций, науки, образования и конкурентоспособности. И это абсолютно логично – на постсоветском пространстве в том числе внутри нашего Таможенного союза, к сожалению, ни у одной страны нет необходимого ресурса для модернизации. В Астане это отлично понимают.

Сказанное в предыдущем абзаце за исключением последнего предложения было бы в полной мере справедливо и для России. Не хватает именно последней фразы. В этом-то и проблема.

Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

На саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге состоится первый очный контакт президентов России и США. Событие давно ожидаемое – настолько, что кажется, что эти два лидера уже давно знакомы, а если верить недоброжелателям Трампа, так он давно уже «русский кандидат», т.е. находится под неправомерным влиянием России. Что же может, а еще существеннее – чего не может случиться на этой встрече?

В 2017 году большинство стран СНГ отмечают четвертьвековой юбилей установления дипломатических отношений между собой и с остальным внешним миром. В рамках стратегии диверсификации советских интеграционных связей, сконцентрированных на России, основным приоритетом становилась политика выстраивания отношений со странами Запада и главными мировыми донорами - такими, как, например, Япония. В течении 1990-х, первого десятилетия независимости государств СНГ, их отношения с Китаем были в некоторой степени в тени отношений с Россией.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net