Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

09.10.2014 | Александр Ивахник

Российские дороги в экономическую распутицу

Уже на следующий день после своего дня рождения Владимир Путин провел в Новосибирске заседание президиума Госсовета по вопросу совершенствования сети автомобильных дорог страны. В последнее время президент России редко высказывает критические суждения о положении дел в различных сферах жизни страны, а когда выступает – подчеркивает уверенность в большом запасе прочности национальной экономики и ее неизбежном поступательном развитии. Однако при обсуждении состояния и развития российских автомобильных дорог глава государства отошел от этого правила.

И не мудрено. Ведь, как сразу отметил сам Путин, тема эта «вечная, всегда актуальная, везде, а для России тем более» и «все мы знаем, насколько это острый и насущный вопрос, скажу больше – жизненно важный». Действительно, достаточно упомянуть данные из прошлогоднего отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности, согласно которым по качеству дорог Россия заняла 136‑е место из 144. А руководитель рабочей группы Госсовета по данной проблеме, президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании сообщил, что 53% федеральных дорог в России и 63% региональных не отвечают нормативным требованиям. По его данным, ежегодно парк автомобилей увеличивается на 6% (около 3 млн. единиц), а объем вводимых автомобильных дорог остается на одном уровне и составляет в среднем 2200 километров.

Владимир Путин тоже не стал сглаживать углы и, едва коснувшись отдельных достижений, прямо признал: «Дорожная отрасль по-прежнему остается трудным, проблемным вопросом. А задача сделать ее опережающей, новаторской, прорывной отраслью – еще впереди в своем решении». При этом он напомнил о задаче, поставленной в президентском послании Федеральному Собранию в 2012 году – удвоить в предстоящее десятилетие объем строительства и реконструкции дорог.

Далее глава государства остановился на тех направлениях, которые требуют особого внимания. Во-первых, это соотношение цены и качества объектов дорожного строительства. Острота этой проблемы сегодня не меньше, чем прежде. «Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок», – констатировал Путин.

Одна из причин такого положения дел – недостаточная достоверность, точность сметной документации дорожных работ, устарелость многих методик в этой области. «В итоге сохраняются так называемые «чёрные дыры», где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги – вместо того, чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства», – отметил президент. Более того, внедрение инновационных решений упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий. «По ряду правил в этой области дорожники всё ещё ориентируются на нормы тридцатилетней давности. Но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всем мире, а у нас пока нет или очень мало распространены к применению», – с горечью признал Путин. Он рассказал, что перед заседанием был на выставке, в экспозиции которой представлены все эти новинки. «Это странно даже, просто странно: технологии есть, материалы есть, а по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно использовать. Даже удивительно просто, косность какая-то», – удивился глава государства.

Другую серьезную проблему Владимир Путин видит в необоснованном росте цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы: гравий, песок, щебень и т.д. По его словам, еще на стадии составления планов строительства или реконструкции дорожного объекта все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, скупаются, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Поэтому надо в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели. Президент увидел в этом коррупционную составляющую. Он также выделил еще одну острую проблему – сохранность автодорог. Большой урон им наносят большегрузные автомобили. По мнению Путина, необходимо упорядочить движение тяжелых грузовиков по дорогам общего пользования: «Это вопрос непростой, но его необходимо решать». Однако последующее обсуждение на Госсовете показало, что согласованные между ведомствами конкретные предложения на этот счет до сих пор отсутствуют.

Зато из обсуждения стало ясно, что дальнейшему развитию дорожной сферы угрожает новая опасность. Рустам Минниханов в своем выступлении обратил внимание на то, что для выполнения задачи по удвоению объемов строительства субъектам РФ дополнительно потребуется 100 млрд. рублей ежегодно, но таких средств в бюджетах регионов на сегодняшний день нет. Более того, принятое на федеральном уровне решение о снижении акцизов на нефтепродукты в рамках налогового маневра приведет к тому, что регионы недополучат 91 млрд. рублей. Для компенсации выпадающих доходов Минфин России предусмотрел межбюджетные трансферты, однако все эти меры лишь сохранят текущий уровень финансирования и не позволят увеличить региональные дорожные фонды. К тому же сейчас поступление акцизов на нефтепродукты по регионам идет ниже прогнозов. Как из этой сложной финансовой ситуации выходить – пока не ясно.

Надо отметить, что и глава государства, выделив несколько причин и проявлений низкой эффективности дорожной отрасли, вместе с тем избегал выдвижения категоричных требований в адрес правительства. Он лишь просил или призывал правительство обратить внимание на те или иные проблемы, разобраться, предложить решение. При этом президент не раз упомянул об ограниченности финансовых возможностей, которые сейчас имеются у государства, о жестких бюджетных лимитах, которые стали результатом «тяжелой и сложной работы по подготовке бюджета на следующий и последующие два года». Так что ожидать энергичного расширения дорожной сети страны и масштабной реконструкции уже существующих дорог в сложившейся в России экономической ситуации не приходится.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net