Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.05.2016
Алексей Макаркин: «Отставка Мурова – серьезный аппаратный успех Виктора Золотова, который когда-то был его союзником»
Отставка главы ФСО генерала Мурова, на мой взгляд, связана с двумя причинами. Первая – очевидная – это возраст генерала (ему всё-таки уже 71 год). Впрочем, это, пожалуй, менее значимая причина. Гораздо существенней здесь фактор усиления главы Нацгвардии Виктора Золотова. Долгое время Золотов был заместителем Мурова, возглавляя службу безопасности президента. В нулевые годы их считали аппаратными союзниками. Однако единый клан они, тем не менее, не представляли. Дело в том, что в сегодняшней российской политике вообще нет кланов, они были лишь в 90-е и начале «нулевых». Если рассматривать политический клан как коалицию нескольких игроков, равных по своим ресурсам, которые входят в ближний круг президента, то такого феномена в сегодняшней России нет. Нынешняя российская политика имеет атомизированный характер: она состоит из нескольких десятков отдельных крупных игроков, которые имеют свои клиентеллы, вступают друг с другом в ситуативные коалиции для достижения каких-либо целей, ссорятся и мирятся, борются друг с другом, а президент является арбитром и демиургом всей этой конструкции. С этой точки зрения отставку генерала Мурова можно рассматривать как большой аппаратный успех генерала Золотова. Ему удалось не только добиться отставки Мурова, но и провести на его должность своего человека – Дмитрий Кочнев долгое время был заместителем Золотова в Службе безопасности президента, а с прошлого года возглавил эту структуру.
Из этой истории мы можем сделать два системных вывода. Во-первых, наблюдается серьезная кадровая экспансия выходцев из службы безопасности президента: главой Управления делами президента является генерал Колпаков, замминистра МВД, курирующим борьбу с экономическими преступлениями, является генерал Миронов (там произошла забавная ситуация, когда в результате борьбы за этот пост между МВД и ФСБ получилось так, что МВД проиграло, но ФСБ не выиграла – на пост был назначен выходец из СБП). Наверно единственным исключением из этой тенденции стал случай Алексея Дюмина, который недолгое время проработал замминистра обороны, после чего был переведен в Тульскую область на должность и.о. губернатора региона.
Во-вторых, набирает обороты тенденция на смену поколения в высших эшелонах власти. Как известно, в начале 2000-х годов, когда Владимир Путин стал президентом, он привел с собой команду близких себе людей, работавших с ним либо в КГБ, либо в Петербурге. Этот слой людей впоследствии составил близкий круг Путина в период его президентства. Как человек, стабильный в своих симпатиях (равно как и антипатиях), он продолжительное время не менял людей в своем окружении. Если передвижки и были, то либо на равнозначные должности, либо с очень большими компенсациями. Но в какой-то момент Путин стал сомневаться в их эффективности. Отставки главы РЖД Владимира Якунина стала неким индикатором – президент понял, что отставки в ближнем круге не приводят к катастрофе, система продолжает нормально функционировать. И начался «эффект домино» - был уволен глава ФСКН Виктор Иванов, тоже давний близкий соратник президента, затем Борис Грызлов лишился поста постоянного члена Совбеза. Теперь очередь дошла и до Мурова.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.