Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

01.06.2016 | Александр Гущин

Intermarium – новый проект Польши. Реальность или фантом?

Анджей ДудаВ последнее время в украинских и польских экспертных кругах, в экспертном сообществе Беларуси и ряда стран Центральной Европы всё чаще высказываются мнения и оценки относительно концепции Междуморья, которая должна стать, по мнению ряда аналитиков, своеобразным «щитом» Европы от России.

При этом проект может обеспечивать одновременно взаимодействие всех стран на пространстве Адриатика – Балтика - Черное море. Это касается военно-технического сотрудничества, а также экономического и политического взаимодействия. При этом первой скрипкой в этом союзе должна играть Польша. Собственно, президент Польши Анджей Дуда как раз и заявил о том, что обдумывает тему о создании партнерского союза на пространстве от Балтики до Черного моря.

Идея Междуморья не первый раз появляется в повестке дня польского политического истеблишмента. После Первой мировой войны в Польше, которая обрела независимость по итогам войны в 1918 г. боролись между собой сторонники инкоропорационной концепции - национал-демократы во главе с Р. Дмовским, которые выступали, руководствуясь историческими принципами, за возвращение Польши к границам 1772 г. (первого раздела), и сторонники Ю.Пилсудского, которые как раз выступали с позиций необходимости реализации федеративной концепции, то есть создания зависимых от Польши государств на Востоке. Органичным развитием этой концепции выступало Междуморье. Этот проект тесно переплетался с идеей прометеизма - политического программы, направленной на ослабление и расчленение СССР с помощью поддержки националистических движений в рамках Союза.

Следующим этапом, когда идея Междуморья вновь зазвучала на международной арене стал 1942 г.. Тогда к попытке реализации этой концепции обратилось польское эмигрантское (Лондонское) правительство Сикорского. Несмотря на активное обсуждение этого проекта эмигрантскими правительствами и поддержку Великобритании, в силу объективных обстоятельств, прежде всего влияния СССР, создать что-то подобное польско–чехословацой или греко-югославской конфедерации не удалось. Сама же идея, тем не менее, не ушла с повестки дня и после Второй мировой войны - в 60-е годы она в обновленном виде обсуждалась на страницах польского эмигрантского журнала «Культура», издаваемого выдающимся польским мыслителем Е.Гедройцем. На страницах журнала Ю.Мерошевский выдвинул концепцию «ULB», в рамках которой Украина, Беларусь и Литва были в будущем независимыми государствами, а Польше отводилась роль регионального модератора и регулятора. При этом Гедройц выступал против исторической ностальгии поляков по восточным кресам, считал что именно независимые восточные соседи сумеют ослабить Россию и будут способствовать усилению Польши.

Cегодня идея Междуморья приобретает новое звучание, чему способствует несколько факторов. Во-первых, украинский конфликт стал своеобразным консолидирующим для ряда стран ЕС фактором, прежде всего, это касается Польши, стран Балтии и Румынии, которые заняли позицию открытого осуждения России и в условиях ограниченности поддержки со стороны Брюсселя могли бы стать костяком нового объединения, направленного на сдерживание Москвы. К ним же может примкнуть и сама Украина. Во-вторых, роль Польши в Центральной Европе явно не отвечает амбициям нынешних польских властей. Создание союза под эгидой Варшавы могло бы, по мнению многих, стать противовесом Германии, серьезно усилить роль Польши в ЕС, что, учитывая ее и без того фрондерскую позицию при нынешней администрации в Варшаве, оказало бы на ЕС серьезное влияние. В-третьих, в условиях очевидного кризиса «Восточного партнерства» идея Междуморья могла бы стать своеобразным заменителем, с более выраженной военно-стратегической составляющей, но также охватывающей и экономику и гуманитарную сферу. Тем более, что теоретически проект, особенно принимая во внимание интерес проявляемый в последнее время к Киеву со стороны Анкары, может в разных формах включить в себя и другие страны причерноморского бассейна.

Таким образом, потенциальные возможности для создания союза по балто-черноморской дуге есть, однако сомнительно, чтобы этот проект приобрел серьезное самостоятельное значение. По отдельным направлениям, безусловно, сотрудничество возможно, но, если говорить о создании полноценного союза, то это представляется вряд ли возможным. И связано это, прежде всего, с ограниченностью возможностей современной Польши. При том, что Варшава достигла значительных успехов в экономическом развитии в постсоциалистический период, а ВВП Польши больше половины от ВВП предполагаемых ее партнеров по союзу, потянуть как локомотив такие страны как Украина или Румыния в рамках какого-то экономического союза будет очень проблематично. Кроме того, непонятно, насколько к созданию союза позитивно будут относиться в Берлине и Брюсселе – скорее всего это отношение будет далеко от радушного, особенно принимая во внимание последние противоречия, возникшие между Варшавой и Брюсселем, а также недовольство и в Вашингтоне действиями польских властей вокруг суда, попытками зачистить исполнительную вертикаль от сторонников оппозиционных партий.

Еще одним важным сдерживающим фактором являются двусторонние противоречия, которые есть как по линии национальных меньшинств, например, в случае отношений Литвы и Польши, так и в отношении взаимодействия с Россией – многие страны Центральной Европы далеко не в восторге от санкций и в целом от антироссийской политики, например, Венгрия.

Кроме того, если в межвоенный период Польша в регионе практически была предоставлена сама себе, то теперь присутствует фактор США. Именно США, если говорить о военно-технической составляющей, будут в любом случае обеспечивать восточный фланг НАТО. При всей важности польской армии без американского военного присутствия Варшава не обойдется. Польша все равно будет явно ограничена в своей политике относительно соседей, а Вашингтон не будет полностью следовать в фарватере интересов Польши, принимая во внимание необходимость поддержания баланса и сохранения стратегического союза с Берлином.

Еще одной проблемой при гипотетическом создании Междуморья является Беларусь. При всех заигрываниях с Западом, Беларусь все равно находится в целом в орбите экономического и политического влияния Москвы. А в то время как белорусский балкон в стратегическом плане крайне важен, Варшаве так или иначе придется выстраивать отношения с нынешним белорусским руководством. Скорее всего при этом главным призом может быть нейтралитет в политическом отношении, отказ от более тесной военной кооперации и открытой поддержки ряда действий России на международной арене, но полностью перетянуть Беларусь на свою сторону Варшаве не удастся. Для осуществления цели уже пришлось сменить риторику и не руководствоваться принципом «демократия превыше всего», а перейти на более практичные позиции в диалоге с Минском.

Кроме того, значительное число стран – потенциальных членов Междуморья уже находятся между собой в интеграционных проектах, как например, Вышеградская группа, в рамках которой есть также довольно сильные противоречия, но которая, тем не менее, является важным фактором в регионе.

Таким образом, сегодня Междуморье может восприниматься скорее как конгломерат стран и отношений между странами, имеющих много схожего, и в принципе способных выстраивать определенные экономические и даже военно-политические конфигурации, но не полноценный союз, структурированный союз. При модерирующей роли США Польша может взять на себя функции только ограниченного политического лидерства в регионе, но по-прежнему многое будет зависеть и от внутренней ситуации в Польше, в которой внешняя политика пока очень сильно меняется в зависимости от прихода к власти той или иной партии, что ставит под вопрос горизонт планирования и способность Варшавы в принципе вести стратегические интеграционные проекты.

Александр Гущин – доцент РГГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net