Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.08.2016 | Александр Ивахник

Штайнмайер и Назарбаев пытаются смягчить конфронтацию между Москвой и Киевом

Штайнмайер и Назарбаев пытаются смягчить конфронтацию между Москвой и КиевомМалопонятная история с неудавшимися попытками диверсий в Крыму, которые, по версии ФСБ России, готовились сотрудниками украинской военной разведки и планировались Министерством обороны Украины, не на шутку встревожила Запад. Ведь эта история, вызвавшая информационную войну между Москвой и Киевом, чревата переводом неурегулированной ситуации в Донбассе из замороженного состояния в новую эскалацию.

Во всяком случае, по информации газеты «Ведомости», хотя на заседании Совета безопасности РФ 11 августа нанесение по Украине ответных военных ударов не рассматривалось, источник, близкий к руководству ДНР, не исключил, что Москва может перестать сдерживать действия армии ДНР в ответ на обстрелы со стороны украинских силовиков. А это, естественно, обнуляет все скромные результаты урегулирования в Донбассе, которых удалось добиться за полтора года.

Так или иначе, но президент Владимир Путин после известия о вооруженных столкновениях в Крыму жестко заявил: «Мы, безусловно, мимо таких вещей проходить не будем. Хотел бы обратиться к нашим американским и европейским партнерам. Думаю, для всех очевидно, что сегодняшние киевские власти не ищут способа решения проблем на переговорах, а переходят к террору». На этом основании Путин назвал бессмысленной встречу в нормандском формате, которая ожидалась в сентябре на полях саммита G20 в Китае. А премьер Дмитрий Медведев 12 августа упомянул о возможном разрыве дипломатических отношений с Украиной, если у Москвы не останется других инструментов для того, чтобы «отрезвить» Киев.

Разрыв дипотношений означал бы принципиальный отказ Москвы от политического взаимодействия с Киевом и по существу привел бы к краху Минских соглашений. Между тем, и лидеры стран Евросоюза, и администрация Обамы постоянно подчеркивали, что путь к урегулированию конфликта в Донбассе должен лежать через реализацию Минских соглашений. Запад, занятый своими острыми проблемами (наплыв мигрантов, терроризм, «Брексит», угроза избрания президентом США непредсказуемого Трампа), сильно устал от украинского кризиса и видит в минском процессе пусть неэффективный, призрачный, но единственный легальный механизм воздействия на ситуацию в российско-украинских отношениях. А четырехсторонний нормандский формат рассматривается как полезный инструмент корректировки и стимулирования этого механизма.

При этом можно быть уверенным, что хотя западные лидеры и продолжают осуждать «аннексию Крыма», по факту они с этим событием давно смирились, и вся проблема урегулирования украинского кризиса сводится для них к Донбассу. Так что перестрелки на севере Крыма стали для крупных внешних игроков неприятным сюрпризом. Как и можно было ожидать, официальные лица на Западе выразили недоверие к российской версии крымских инцидентов, которой действительно не хватает убедительности и прозрачности. Но и версию украинских властей о том, что со стороны Москвы это был чистый «фейк», сознательная провокация, они принять на веру не готовы. Возможно, в таком недоверии к заявлениям обеих сторон есть рациональное зерно. Так, 16 августа «Коммерсант» сообщил, что его собеседники в Киеве, близкие к силовым структурам, признают: попытка диверсии в Крыму действительно имела место, однако это была инициатива самодеятельных «радикал-патриотов», а украинское государство к ней отношения не имеет.

В такой ситуации западные игроки предпринимают усилия к тому, чтобы обострение отношений между Москвой и Киевом не зашло слишком далеко. Сначала вице-президент США Джо Байден в ходе телефонного разговора с президентом Петром Порошенко призвал последнего сделать все от него зависящее, чтобы избежать эскалации напряженности с Россией в связи крымскими событиями. А в последние пару дней в роли умиротворителей пытаются выступить европейские участники нормандского формата.

15 августа глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, прервав отпуск, приехал в Екатеринбург на открытие российско-германской летней школы «Пути развития энергетического сектора. Современные вызовы», где провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. На пресс-конференции после встречи Штайнмайер выразил обеспокоенность ситуацией в Крыму и сообщил, что руководство Германии пока не имеет ясного представления о том, что произошло на полуострове, поскольку сведения с российской и украинской стороны совершенно противоречат друг другу. По его словам, Германия ждет подробного расследования произошедших событий и от России, и от Украины. При этом глава германской дипломатии подчеркнул: «Но главное – справиться с ситуацией. Берлин призывает отказаться от любых шагов, которые могут привести к обострению ситуации на Украине».

В ответ Сергей Лавров настаивал, что у Москвы «есть неопровержимые доказательства того, что это была диверсия, которая планировалась давно по линии Главного управления разведки Министерства обороны Украины и имела своей целью дестабилизацию обстановки в российском Крыму». При этом глава МИД РФ обещал предоставить западным партнерам «дополнительные факты, помимо тех, которые были предъявлены общественности». В ночь на среду газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к расследованию, опубликовала некоторые подробности боестолкновений и имена двух погибших российских спецназовцев.

Остается дождаться, насколько убедительными покажутся эти факты вне России. Но в ходе переговоров в Екатеринбурге проявились признаки готовности российской стороны несколько снизить градус конфронтации с Киевом. «Не думаю, что в нынешней ситуации кто-то заинтересован в разрыве дипотношений (между Россией и Украиной). Это крайняя мера», – заявил Лавров на пресс-конференции. И в тон Штайнмайеру добавил: «Сейчас главное – не поддаваться эмоциям, не впадать в какие-то экстремальные варианты действий, а сдержанно и сконцентрированно обеспечить стабилизацию обстановки».

В ходе переговоров Франк-Вальтер Штайнмайер дал понять, что ситуация с возможной заморозкой нормандского формата тревожит Германию. Глава германского МИДа 15 августа заявил, что минский процесс по урегулированию конфликта в Донбассе должен продолжать действовать. Сергей Лавров подтвердил, что на встрече шел разговор о «перспективах и возможностях возобновления диалога в нормандском формате, на котором, как вы знаете, не могла не сказаться и недавняя вылазка в Крыму украинских диверсантов». Ничего более определенного глава МИД России не сообщил, но добавил, что обсуждался вопрос о том, как способствовать выработке путей урегулирования конфликта в Донбассе через укрепление безопасности и усиление контроля миссии ОБСЕ в зоне безопасности и местах складирования тяжелых вооружений.

На следующий день свой голос в пользу сохранения нормандского формата подали канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. В ходе телефонного разговора с Петром Порошенко, состоявшегося по просьбе президента Украины, главы Германии и Франции подчеркнули необходимость продолжения дискуссии в рамках нормандского формата с целью добиться мирного урегулирования ситуации на востоке Украины.

Наконец, 16 августа свою возможную посредническую роль обозначил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Сначала Назарбаев намекнул о своей помощи в урегулировании отношений между Россией и Турцией, а затем сказал: «Недавно Порошенко мне звонил и говорил, что принять статус Донбасса и второго региона, который там есть (Луганска), не позволяет… нет у него большинства в Раде. Надо решить по другим вопросам. То есть тоже, я думаю, (он) склонен находить компромиссы, но почему-то не находятся». При всей сбивчивости этих фраз ясно, что Назарбаев и Порошенко готовы взаимодействовать в целях смягчения напряженности в российско-украинских отношениях.

Конечно, помощь многоопытного и мудрого Назарбаева может пригодиться в определенных обстоятельствах, но более важна для Москвы позиция западных лидеров, поскольку, во-первых, только они могут надавить на Украину, а во-вторых, от них зависит судьба антироссийских санкций. Видимо, сейчас Москва будет делать всё возможное, чтобы убедить крупнейших внешних игроков в реальности диверсионных действий украинских силовиков в Крыму (а такие действия оправдывать никто не сможет вне зависимости от отношения к статусу Крыма) и побудить их предпринять меры по принуждению Киева к уступкам в донбасском урегулировании. Такое ужесточение подхода Запада к Украине может стать условием возвращения России в нормандский формат.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net