Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.10.2016 | Олег Громов

Полгода Гройсмана: что успел новый украинский премьер?

Владимир ГройсманВ октябре этого года правительство Владимира Гройсмана отмечает полгода. Что удалось сделать за этот период кабмину, пришедшему на смену «правительству смертников» Арсения Яценюка, а что осталось только в планах обещаниях?

Истекшие полгода характеризуются рядом важных информационных и управленческих тем. Это в первую очередь - повышение тарифов на ЖКХ, безвизовый режим с ЕС, проблема реинтеграции Донбасса, а также (не в последнюю очередь) уравновешивание интересов различных групп внутри правительства. Итак, рассмотрим каждый аспект по порядку.

Во-первых, стоит обратить внимание на самую неоднозначную и в то же время самую трудную из проводимых реформ – постепенное повышение тарифов на газ, воду, электроэнергию и отопление для граждан Украины. По согласованию с МВФ, этот процесс начат 1 сентября 2015 года и завершится к 1 марта 2017 года. В рамках проекта предполагается, что за этот период тарифы на электроэнергию вырастут в два раза, на газ – более чем на 800%. В общем виде за однокомнатную квартиру летом граждане будут вынуждены платить чуть менее 1000 гривен за ЖКХ, зимой – более 1500 гривен. Плата за содержание двухкомнатной квартиры будет примерно в полтора раза выше. При этом, минимальная пенсия – в районе 1150 гривен. Минимальная заработная плата по стране (с учетом региональной специфики) составляет чуть более 3000 гривен. Это означает, что самые социально незащищенные слои населения окажутся еще ниже за гранью бедности (в том числе абсолютное большинство одиноких пенсионеров), для остальных содержание жилплощади будет отнимать до половины дохода (для одного работающего человека) и менее – в случае занятости нескольких членов семьи.

Здесь надо отметить, что в условиях этой реформы в наиболее выгодном положении (из госслужащих) оказались силовики с учетом роста их зарплат в 1,5-2 раза за 2015-2016 гг. Остальные будут вынуждены сокращать другие статьи расходов семейного бюджета, поскольку рост зарплат бюджетникам не производился уже несколько лет (сюда стоит прибавить многократно превышающие индексацию инфляционные издержки). Эксперты прогнозируют, что до трети плательщиков будут уклоняться от уплаты налогов. Ожидается расширение практики конфискации и продажи с молотка жилья у должников. Украинские суды уже рассмотрели несколько таких фактов в рамках исполнительных производств.

С учетом имиджевых и рейтинговых издержек для правительства Гройсман пока не проявил должной активности для их нивелирования. Так, например, заявлено, что долги могут быть погашены по рассрочке, что якобы снизит нагрузку на семейные бюджеты, но не снимет проблему повышения доходов простых граждан. Более того, с учетом дефицитности бюджета-2017 (проектом предусматривается дефицит в 77,5 млрд. гривен) предполагается ликвидировать ряд льгот по оплате ЖКХ для отдельных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и др.). К этому стоит присовокупить заявления околоправительственных экспертов по продолжению практики повышения пенсионного возраста, начатой предшественниками Гройсмана. В итоге мы имеем крайне негативную социальную картину для правящей коалиции и правительства Украины, поскольку фактическое обнищание населения зимой может вынудить граждан выйти на улицы или спровоцировать кампанию массовых невыплат коммунальных платежей. В условиях жестко действую системы исполнительного производства, уже начавшей отбирать и продавать квартиры у должников, придется в экстренном порядке вносить изменения в эту практику, чтобы не отправлять людей за долги на улицу.

Таким образом, Гройсман в контексте темы реформы ЖКХ пока продолжает линию предыдущего премьера. Можно с уверенностью прогнозировать, что вызванный этим риск для кошельков украинцев будет определяющим для будущего правительства и политических перспектив самого Гройсмана.

Следующей острой темой является введение безвизового режима со стороны Европейского Союза для Украины. Это – слабая сторона внешней политики руководства страны, пришедшего после правительства Николая Азарова и президента Виктора Януковича, поскольку за два с половиной года визы не отменены, а по экономической ассоциации нанесен серьезный имиджевый удар итогами голосования в Нидерландах. Напомним, в апреле этого года граждане страны не пожелали ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной. Однако здесь Гройсман мало чем может повлиять на ситуацию – тема ассоциации и безвизового режима контролируется министром иностранных дел Павлом Климкиным и лично президентом Петром Порошенко. Именно они запустили и фактически провалили кампанию по улучшению имиджа Украины в ЕС, которая не смогла должным (для Киева) образом повлиять на настроения жителей Нидерландов перед референдумом. Поэтому затягивание этого вопроса не стоит связывать с именем Гройсмана. Однако решение этой проблемы, безусловно, скажется на перспективах премьер-министра. Так, Порошенко заявил, что уже 24 ноября этого года в ходе саммита Украина-ЕС Киеву будет предоставлен безвизовый статус. Напомним, ранее Гройсман, будучи спикером Верховной Рады, еще летом 2015 года обещал подписание соответствующего соглашения. Но, как видим, ничего не поменялось. Если и на этот раз позитивных сдвигов не будет, тогда Гройсман резко потеряет авторитет в глазах коллег и избирателей. И ему сложно будет найти аргументы для сохранения своего поста.

Третья значимая тема работы правительства – это усилия по реинтеграции Донбасса в рамках экономической политики Киева. В конце августа этого года был анонсирован плана реинтеграции отложившихся регионов путем стимулирования экономического роста (налоговыми рычагами) и привлечения инвестиций в простаивающие предприятия. Двигателем данных инициатив стал министр по делам Донбасса Георгий Тука, который до апреля 2016 года был губернатором Луганской области и сам непосредственно сталкивался с проблемой «замороженной» экономики Донбасса. Сложно сказать, какова роль в разработке этого документа Гройсмана, однако пока что ни в украинской части Донецкой и Луганской областей, ни тем более в ДНР и ЛНР не чувствуется экономического «возвращения» Украины и притока инвестиций или хотя бы разблокирования жителям Донецка и Луганска социальных отчислений из украинского бюджета, что могло бы стать позитивным примером того, что Киев не бросил Донбасс и не отказался от его жителей.

И, наконец, последнее по порядку, но не по значимости – это взаимоотношения между отдельными политическими группами внутри правительства. К настоящему времени можно выделить министров, ориентирующихся исключительно на президента (обороны, иностранных дел, а также председателя СБУ и генпрокурора), группу министра внутренних дел Арсена Авакова, которого прочат в конкуренты Порошенко на следующих президентских выборах, а также группа губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Мы уже видели, как конфликт между Саакашвили и Аваковым вылился в нелицеприятные взаимные обвинения на заседании Совета национальной безопасности и обороны в присутствии президента и премьера.

Надо признать, что Гройсман политик гораздо меньшего уровня, чем Саакашвили или Аваков и не может претендовать на уравновешивание интересов отдельных кланов в окружении президента (или тех, кто вот-вот перейдет к нему в оппозицию). Более того, по реформе ЖКХ или вопросу безвизового режима с ЕС можно сделать вывод, что Гройсман фактически играет роль технического премьера в команде Порошенко – полностью им управляемого и призванного аккумулировать на себя негатив, вызванный социально-экономическим реформами. Это резко снижает шансы Гройсмана пережить нынешнюю политическую каденцию. Но с другой стороны – кто готов сесть на его место и продолжить непопулярные реформы, которых просто невозможно сделать популярными? Таким образом, серьезных достижений у правительства Гройсмана пока нет, но и заменить его сейчас некем. Единственный катализатором могут стать массовые протесты – социальные (на фоне роста тарифов) или националистические (инициированные Аваковым, мобилизующим националистические формирования на фоне темы «предательства» со стороны Порошенко и его команды).

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net